Факультативный курс "Физика собственной персоной"
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по физике «Физика собственной персоной» для 8 класса составлена на основании нормативных документов:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»);
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ МО Республики Башкортостан № 993 от 24.06.2011 г «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан»);
- Учебный план МБОУ «СОШ №1» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 01.09.11 г. (приказ № 252).
- Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы. Авторская программа Е.М. Гутник, А. В. Перышкин. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 классы»/ составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов издательство - М.: Дрофа, 2009.
На изучение физики в 8 классе по программе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные курсы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач.
Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ факультативных занятий.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.
3. Выработать исследовательские умения.
4. Познакомить обучающихся с исходными физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом.
5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.
Данный факультативный курс содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному факультативному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Технологии, используемые в организации занятий:
- проблемное обучение,
- проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в
условиях динамично меняющегося общества.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Для организации занятий используются следующие формы:
- лекционное изложение материала;
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах;
- домашние эксперименты.
Формами контроля при проведении данного курса являются:
- Самостоятельная работа по решению задач;
- Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
- Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных заданий;
Данный курс предполагает следующие результаты:
- Овладение школьниками новыми методами и приемами решения
нестандартных физических задач.
- Предпрофильная подготовка обучающихся, позволяющая сделать
осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического
цикла.
Программа рассчитана на обучающихся 8 классов.
Количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Содержание.
Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.
Классификация задач по уровню сложности.
Качественные задачи и их решение.
Занимательные задачи и их решение.
Графические задачи.
Экспериментальные задачи на смекалку.
Разбор задач «высокого» уровня сложности.
Разбор и решение комбинированных задач.
Разбор и решение нестандартных задач.
Олимпиадные задачи и оценка их решения.
Задачи с сюжетом.
Задачи-парадоксы и софизмы.
Тесты и методы их решения.
Учебно-тематический план
Кол- во часов | Тема | Дата |
1 | Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. | |
1 | Классификация задач по уровню сложности. | |
2 | Качественные задачи и их решение. | |
1 | Занимательные задачи и их решение. | |
2 | Графические задачи. | |
2 | Экспериментальные задачи на смекалку. | |
3 | Разбор задач «высокого» уровня сложности. | |
3 | Разбор и решение комбинированных задач. | |
3 | Разбор и решение нестандартных задач. | |
4 | Олимпиадные задачи и оценка их решения. | |
2 | Задачи с сюжетом. | |
2 | Задачи-парадоксы и софизмы. | |
4 | Тесты и методы их решения. | |
4 | Резерв времени. |
Материально – технические средства, используемые для данного курса:
- «Открытая физика» Полный мультимедиа курс физики / ФИЗИКОН
- Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория./1С: образовательная коллекция.
- Физика. 8 класс /1С: образовательная коллекция.
- Физика. Интерактивные творческие задания 7-9 /ЗАО «Новый диск»
- Типовое оборудование кабинета физики, самодельные приборы для
проведения практических работ.
- Компьютер и проектор для презентаций учеников.
Используемая литература:
1. Авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. 7 -9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7-11 классы»/ составители: В.А. Коровин, В.А. Орлов – М.: Дрофа, 2009.
2. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Физика – 8. / Кирик Л.А. – М.: Илекса, 2004
3. «Физическая олимпиада» В.И. Лукашик.
4. Сборник задач по физике. 7-9 класс / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
5. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. М.: Просвещение, 2009
6. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
7. Научно-методический журнал «Физика в школе», издательство «Школа – Пресс».
8. Занимательные опыты по физике в 7 – 8 классах. Книга для учителя./Горев Л.А. – М.: Просвещение, 1985.
9. Увлекательная физика: сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов/ Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. – М.: АРКТИ, 2001
10. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Рабочая программа факультативного курса «Залог успеха: управление собственными ресурсами».
Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, одобряемых социумом, предопределяют принципиально новые требования к процессу социал...
План урока по технологии на тему:"Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность."
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности Компьютерная...
Сочинение «Собственные мысли о собственном будущем»
Будущее… Каждый видит свое будущее стабильным, надёжным, прочным, потому что уже сегодня определяет свои способности, корректирует интересы и соизмеряет материальные возможности. Сопоставляя вс...
Презентация на тему "Собственность. Экономические формы собственности"
Презентация по предмету "Экономика" для 8 класса...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Правописание собственных имен существительных и собственных наименований.
Урок русского языка "Правописание собственных имен сущесвительных и собственных наименований" в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской. Педагогическая технология: модульная....