Педагогический совет персонала. Тема: Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов
методическая разработка по теме

 

Цель: повысить педагогические навыки общения с агрессивными детьми.

 

Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал­лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

-    изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

-    изменение стиля взаимодействия с детьми;

-    расширение поведенческого репертуара родителей и педа­гогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отноше­ния между людьми, отсутствовали бы негативные примеры аг­рессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничест­ва (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОВП детей и подростков(стационарное)

Воспитатель Табакова С.С.

2012г.

Педагогический совет персонала.

Тема:

Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов

Цель: повысить педагогические навыки общения с агрессивными детьми.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись парал лельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  1. изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
  2. изменение стиля взаимодействия с детьми;
  3. расширение поведенческого репертуара родителей и педа гогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отноше ния между людьми, отсутствовали бы негативные примеры аг рессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничест ва (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице, представленной ниже, даны общие «рецепты» из бавления от гнева, которые будут полезны всем родителям.

Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, про являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

  1. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стра тегии: полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
  2. выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);
  3. переключение внимания, предложение какого-либо зада ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
  4. позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Содержание

Пути выполнения

1

2

1. Наладьте взаимоотноше ния со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

-        Слушайте своего ребенка;

-        проводите вместе с ним как можно больше времени;

-        делитесь с ним своим опытом;

-        рассказывайте ему о своем детстве, по бедах и неудачах;

-        если в семье несколько детей, постарай тесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» вни мание каждому из них в отдельности

2. Следите за собой, осо бенно в те минуты, когда вы находитесь под дейст вием стресса и вас легко вывести из равновесия

-        Отложите совместные дела с ребенком;

-        старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

- Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень рас строена, хочу побыть одна. Поиграй, по жалуйста, в соседней комнате»

4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

-        Примите теплую ванну, душ;

-        выпейте чаю;

-        послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные

неприятности, которые мо гут вызвать ваш гнев

- Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

- не позволяйте выводить себя из равнове сия; научитесь предчувствовать наступле ние собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и си туацией

6. К некоторым особо важ ным событиям следует го товиться заранее

-        Изучайте силы и возможности своего ребенка;

-        если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепети руйте все заранее

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не опасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для при влечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причи нам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслу шать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После то го как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявле ния агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуж дением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэф фективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведе ния в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  1. констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  2. констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  3. раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  4. обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  1. апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребен ка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

 Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодей ствия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток де монстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмуще ние, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нор мальность и естественность этих негативных переживаний, по нять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нуж но взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить нега тивные последствия агрессивного поведения, его разрушитель ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

5.Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и не гативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его аг рессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  1. публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с гла зу на глаз показать истину;
  2. не требовать полного подчинения, позволить подрост ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ре бенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить си туацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрес сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак ции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конст руктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать -так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе че ловек обидится, и общение прервется или превратится в кон фликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собе седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

  1. пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  2. внушение спокойствия невербальными средствами;
  3. прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  4. использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответ ствие его невербальных реакций словам.

7. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усили вающими напряжение и агрессию, являются:

  1. повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  2. демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  3. крик, негодование;
  1. агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  1. сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  1. негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  1. использование физической силы;
  2. втягивание в конфликт посторонних людей;
  3. непреклонное настаивание на своей правоте;
  4. нотации, проповеди, «чтение морали»;
  5. наказание или угрозы наказания;
  1. обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег да, ...», «Ты никогда не...»;
  1. сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
  2. команды, жесткие требования, давление;
  3. оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг рессивное поведение.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

1

2

1.Гиперактивно-агрессивный ребе нок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в кол лектив сверстников, могут стано виться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраи вать систему ограничений, исполь зуя в том числе и игровые ситуа ции с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эм-патии, сочувствия к другим -сверстникам, взрослым и ко всему живому.

2. Агрессивно-обидчивый и исто щаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обу чения, но и с болезнью роста, осо бенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражитель ность, ранимость могут провоциро вать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить пси хическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций пе ренапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозици онно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знако мым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общае тесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребен ку скучно, нечем заняться, и он пе реносит на вас собственное на строение и проблемы, перекладыва ет ответственность за свое поведение.

Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребен ком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ре бенка от мнимой угрозы, «нападе ния».

Работайте со страхами, моделируй те, то есть создавайте, опасную си туацию и вместе с ребенком пре одолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием при ятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ре бенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим на рушена. Причины могут быть в не благоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллек туального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодно сти, черствости, уплощенности, по вышенной аффективной (эмоцио нальной) возбудимости, которые передаются от родителей или близ ких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть оби женному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуман ные чувства у такого ребенка: жа лейте, гладьте кошек и собак, уха живайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, по давленное состояние другого чело века и стимулируйте желание по мочь. Если это не помогает, при учайте ребенка нести ответ ственность - «отра-батывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Пред ложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Педагогический совет «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми  на вс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Педагогический совет по теме "Методическая работа в условиях внедрения ФГОС"

На заседании  педагогического совета обсуждались принципы , функции, формы и приоритетные направления методической работы, а также новые формы методической работы в условиях ФГОС....

Педагогический совет по теме: «Особенности работы с одаренными детьми в условиях малокомплектной школы»

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образован...

2017Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»

2017Ипатова Выступление на педагогическом совете на тему «Система работы мо учителей математики по развитию компетентности педагога как фактор повышения качества образования»...