Методика использования кроссвордов на уроках физики
методическая разработка по физике по теме
Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они помогают глубже освоить тему, особенно при изучении её в данный момент в школе. Они дисциплинируют ум, учат правильно, чётко, разбираться в физических определениях, развивают память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ispolzovaniya_krossvordov_na_urokah_fiziki.docx | 61.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССВОРДОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они помогают глубже освоить тему, особенно при изучении её в данный момент в школе. Они дисциплинируют ум, учат правильно, чётко, разбираться в физических определениях, развивают память.
С помощью таких кроссвордов можно чаще осуществлять контроль знаний по физике, различных физических терминов, определений. А умело составив вопрос, можно проверять и более глубокие знания.
ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ ИГРЫ
Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».
Задолго до появления кроссвордов существовали различные буквенные головоломки, в которых применялся способ пересечения слов; например, при раскопках Помпеи найдено подобие современного кроссворда, которое датируется 79 г. н.э., т.е. головоломка была создана еще до извержения Везувия, уничтожившего город. Относительно возникновения кроссвордов существует несколько версий. Англичане считают, что первые кроссворды появились в конце XIX в. в лондонской газете «Тайме»; их автор — Майкл Дэвис. Согласно другой версии, в начале века южноафриканец Виктор Орвилл, осужденный за автомобильную катастрофу, в тюрьме придумал игру, которую назвал «туда-сюда». Спустя некоторое время она попала в редакцию крупной газеты в Кейптауне, редактор которой отнесся к новинке скептически. Однажды он показал ее своим гостям: «Вот, мол, чем приходится заниматься», но гости неожиданно для него весь вечер увлеченно решали кроссворд, что и подвигло его на публикацию. Третья, наиболее достоверная версия приписывает авторство первого кроссворда английскому журналисту Артуру Уинну (Винну), эмигрировавшему в США. Его кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 г. в воскресном приложении к газете «Нью-Йорк уорд».
Наиболее сложны тематические кроссворды; считается, что их первым составителем был англичанин Эдварде Мазере. Первый в истории сборник кроссвордов выпущен в 1924 г. в США; он содержал 50 кроссвордов и при тираже 750 тыс. экземпляров разошелся очень быстро. С него началось триумфальное шествие кроссвордов по нашей планете.
Что известно о появлении кроссворда в нашей стране? Вот как отвечает на этот вопрос журнал «Огонек»: «Достоверность сведений о происхождении этой игры проверить затруднительно, но точно известно, что на страницах советской печати первый кроссворд появился 12 мая 1929 г. в № 18 журнала «Огонек».
Кто бы ни был первопроходцем в публикации кроссвордов, уже почти три четверти века эта увлекательная интеллектуальная игра живет и развивается. Решение кроссвордов многие называют «гимнастикой ума». Их некоторые составители проявляют чудеса изобретательности и оригинальности. В книге рекордов Гиннеса зарегистрирован кроссворд площадью 21 м2, а дополнен этот рекорд кроссвордом длиной 30 м 82 см, в котором содержится 50 400 слов.
КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССВОРДОВ
О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них характерна фигурная черно-белая сетка. Но одинаковыми они кажутся только на первый взгляд, поскольку их содержание может быть удивительно многообразным. Здесь мы рассматриваем только учебные кроссворды. Поэтому, классифицируя их, исходим из обучающих целей, что позволяет нам выделить следующую главную тематику кроссвордов по физике для учащихся старших классов:
1) история физики и техники;
2) физические величины, единицы их измерения, приборы;
3) основные темы курса физики средней школы;
4) прикладные вопросы физики;
5) общефизические вопросы.
Кроссворды всех тем, кроме 3-й, можно отнести к обобщающим, итоговым: их вопросы охватывают разные разделы курса физики.
Расположить кроссворды по степени сложности — весьма проблематичная задача. В самом деле: одному ученику тот или иной кроссворд кажется простым, другому — сложным, и оба по-своему правы. А можно ли оценить его объективно, найти «коэффициент сложности»?
Многолетние наблюдения показали, что решающих кроссворды можно разделить на две категории. Одним нравятся задания с редкими, новыми для них словами; они считают, что кроссворд должен быть прежде всего познавательным и готовы перерыть десятки книг, справочников, энциклопедических словарей, чтобы найти ответы. Для них кроссворд тем интереснее, чем больше нового они узнают. Другие (их гораздо больше, чем первых) любят задания, выполняемые по памяти; они считают, и не без основания, что в силу своей специфики кроссворд не предназначен для получения новых системных знаний (это делается с помощью учебной и научно-популярной литературы); поэтому кроссворд принципиально не должен «спрашивать» о том, что не было известно ранее. По мнению второй группы, главная функция этой игры — дать возможность вспомнить знакомые, но забытые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект.
Оценка сложности кроссворда:
Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.
Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года (используются кроссворды того типа, которые в наибольшей степени способствуют воспроизведению нужных учителю сведений — из истории физики, о применениях физических законов, методах исследования природных явлений и т.д.). Включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.
Предъявляя ученикам учебный кроссворд по физике, нужно иметь в виду следующее. При его решении учитель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и физического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий:
1) заранее проверена доступность кроссворда, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка по физике, требования школьной программы (если ученики не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины);
2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);
3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации;
4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа;
5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися (это существенно активизирует познавательную деятельность);
6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.
Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов, т.е. у кого коэффициент усвоения максимальный); некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым».
Оценка решения кроссворда.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной физики, обычно состоят из 25—35 слов, а итоговые — из 35—50 слов. Согласно действующей (практически четырех балльной) системе оценки знаний, при решении тематических кроссвордов можно пользоваться еще такой шкалой.
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Число отгаданных слов | 30 | 20-30 | 15-20 | менее 15 |
А при решении итоговых кроссвордов такой:
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Число отгаданных слов | 40 | 30-40 | 20-30 | Менее 20 |
Как правило, все учебные кроссворды решаются по памяти, и само указание учителя на то, что учащиеся справились с заданием без помощи справочной литературы, служит хорошим психологическим стимулом для них.
Если снабдить кроссворд количественными показателями для оценки уровня эрудиции, то получится принципиально новый тип игры — тест-кроссворд, позволяющий оценить общую подготовку ученика по физике, широту его кругозора в этой области знаний.
Первый тест-кроссворд был напечатан 4 дек. 1986 г. в газете «Вечерний Ленинград». Идеи его составления использованы нами для определения уровня эрудиции школьников по физике. Например, в той публикации уровень эрудиции решающего тест-кроссворд устанавливается примерно так: если в кроссворде 34—35 вопросов и правильно определены 25—30 слов, то это средний уровень, если же более 30 слов, то высокий.
Составление кроссвордов учащимися.
Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.
В VII классе, когда только начинается изучение физики, я предлагаю учащимся самим составлять кроссворды дома. Учащиеся с удовольствием включаются в работу и получают хорошие оценки.
Работу можно организовать по следующим вариантам:
Дается набор терминов и слов по конкретной теме курса физики и сетка. Ее нужно пронумеровать, отобрать подходящие по горизонтали и вертикали слова и составить вопросы к ним. (Индивидуальное задание.)
Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы. (Задание группе.)
Называется только тема курса физики, все остальное учащиеся делают сами (Задание можно дать как группе, так и индивидуально.)
Заключение:
В заключение замечу, что составленные учениками кроссворды должны «работать»: их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения; включать в программу физических турниров и т.п., а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом). Кроме того, учитывая сложность работы (особенно составления «правильных» — симметричных — кроссвордов), следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять.
Кроссворд для учащихся 7 класса.
б | |||||||||||
1 | п | а | с | к | а | л | ь | ||||
2т | о | р | р | и | ч | е | л | л | и | ||
3м | а | н | о | м | е | т | р | ||||
4 | т | е | м | п | е | р | а | т | у | р | а |
5 | а | н | е | р | о | и | Д | ||||
6 | а | т | м | о | с | ф | е | р | А | ||
7 | п | р | е | с | с |
Единица измерения давления.
Ученый, впервые измеривший атмосферное давление.
Прибор для измерения давления.
Величина, характеризующая скорость движения молекул или степень нагретости тела.
Это слово означает «безжидкостный».
Воздушная оболочка Земли.
Механизм, использующий два сообщающихся сосуда.
в | р | е | М | Я | |||||||
р | а | б | О | т | А | ||||||
3п | е | р | е | м | е | Щ | е | н | и | е | |
э | Н | е | р | г | и | я | |||||
д | ж | О | у | л | Ь | ||||||
С | и | л | А | ||||||||
м | е | Т | Р | ||||||||
н | Ь | ю | т | о | Н |
Величина, измеряющаяся в секундах, часах, минутах.
Физическая величина, измеряющаяся в джоулях.
Вектор, соединяющий начало и конец движения.
Способность тела совершать работу.
Единица измерения энергии.
Дина.
Единица пути.
Английский ученый.
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||
8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | 11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | 13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | 15 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | 18 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | 20 | |||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: 1.Все то, что существует во Вселенной.5. Проверка гипотезы.7. Мельчайшая частица вещества. 8. Единица измерения времени. 10. Наука о природе. 11. Явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого. 12. Единица измерения мощности. 13. Одно из состояний вещества. 15. Единица измерения работы. 16. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно с поверхности, к площади этой поверхности. 17. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. 18. Единица силы. 19. Ученый, установил правило рычага, открыл закон гидростатики. 21. Единица измерения массы.
По вертикали: 2. Любой предмет, изучаемый в физике. 3. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 4. Это величина показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3. 6. Сила, возникающая при соприкосновении одного тела с другим, препятствующее их относительному движению.9. Древнегреческий ученый, в трудах которого впервые появилось слово «физика». 14. Мера инертности тела. 15. Любое изменение формы тела.20. Единица измерения длины.
Ответы:
По горизонтали: 1. Материя. 5. Опыт.7. Молекула.8. Секунда10. Физика. 11. Диффузия. 12. Ватт.13.Жидкость.15. Джоуль. 16. Давление. 17. Вес. 18. Ньютон. 19. Архимед. 21. Килограмм.
По вертикали: 2. Тело. 3. Инерция. 6. Трение. 9. Аристотель.14. Масса. 15. Деформация. 20. Метр.
Обратный кроссворд
Для 9-го класса.
Слова уже даны, нужно подобрать определение для каждого слова.
М | А | Т | Е | Р | И | А | Л | Ь | Н | А | Я | Т | О | Ч | К | А | |||
Р | Н | М | В | ||||||||||||||||
А | М | П | Е | Р | П | Е | Р | И | О | Д | |||||||||
Е | Р | С | Л | Л | |||||||||||||||
К | Ц | К | И | Ь | Г | ||||||||||||||
Т | И | О | Т | Т | Р | Е | Н | И | Е | ||||||||||
О | Я | Д | Р | О | У | М | Р | ||||||||||||
Р | О | Д | И | С | П | Е | Р | Ц | И | Я | |||||||||
И | С | А | И | Т | |||||||||||||||
Я | И | З | О | Т | О | П | Л | Р | А | Б | О | Т | А | ||||||
М | Ь | А | М | ||||||||||||||||
П | П | П | |||||||||||||||||
У | С | К | О | Р | Е | Н | И | Е | Е | ||||||||||
Л | Р | М | Р | ||||||||||||||||
Ь | Р | Е | З | Е | Р | Ф | О | Р | Д | М | |||||||||
М | А | С | С | А | М | Щ | Е | ||||||||||||
А | Р | Е | З | О | Н | А | Н | С | Т | ||||||||||
Я | Щ | Ь | О | Р | |||||||||||||||
Т | Е | Ю | С | ||||||||||||||||
Н | П | Р | О | Т | О | Н | С | Т | А | Т | О | Р | |||||||
И | И | О | Ь | ||||||||||||||||
К | Е | Н |
По горизонтали: 3. Объект изучения физики, слово, от которого произошло название «физика». 6. Действительное, вполне реальное событие или явление. 7. Один из способов получения научных знаний. 10. Явление уменьшения объёма тела. 11. Диаграмма, изображающая при помощи кривых зависимость одной величины от другой. 12. Вещество, из которого изготовлено множество прочных предметов, сплав железа с углеродом и другими упрочняющими элементами. 13. Повышение температуры тела. 14. Прозрачное вещество, применяемое при изготовлении окон. 17. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие беспорядочного движения частиц вещества. 18. Древнегреческий мыслитель, утверждавший, что все тела состоят из мельчайших частиц. 20. Прибор для измерения температуры. 21. Любое изменение, происходящее в окружающем мире. 23. Шведский учёный XVIII в., именем которого названа шкала температур. 27. Небесное тело, относительно которого Земля движется со скоростью 30 км/с. 28. Моллюск, способный изменять положение относительно других тел, но покоящийся относительно своего дома. 29. Траектория движения молекулы газа.
По вертикали: 1. Вещество, обладающее свойством легко изменять форму, но сохранять объём. 2. Мельчайшая частица вещества. 3. Величина, равная произведению скорости тела на время его движения. 4. Неделимая частица, составная часть молекулы. 5. Русская мера длины, равная трём аршинам или примерно 2,13 м. 6. Получение изображений предметов на светочувствительных плёнках или пластинках. 8. Линия движения тела. 9. Любое измерительное устройство. 15. Приставка, обозначающая одну миллионную часть основной величины. 16. Движение воздуха в горизонтальном направлении. 17. Вещество, из которого делают мебель. 19. Специальное слово, обозначающее физическое понятие. 22. Численное значение скорости покоящегося тела. 24. Единица объёма, равная 1/1000 кубического метра. 25. Название любого предмета в физике. 26. Небесное тело, движущееся относительно Земли со скоростью 1 км/с.
Заключение:
В заключение замечу, что составленные учениками кроссворды должны «работать»: их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса, а также в зависимости от содержания и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения; включать в программу физических турниров и т.п., а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом). Кроме того, учитывая сложность работы (особенно составления «правильных» — симметричных — кроссвордов), следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять
Литература:
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./Авт.-сост. А.И. Сёмке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 120 с. – (Портфель учителя).
Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с: ил.
Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина/авт.-сост. В.А. Шевцов.- Волгоград: Учитель, 2007. – 303 с.
Семке А.И. Уроки физики в 9-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 352 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...
Методика использования ИКТ на уроках физики
Приведены примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках физике...
методика использования кроссвордов для контроля знаний
методическая разроботка...
Использование кроссвордов на уроках физики
Зачем нужны кроссворды в школе? Какова история появления кроссвордов? Типы кроссвордов. Некоторые кроссворды на уроках физики....
Методика использования кроссвордов по физике для контроля знаний учащихся
В статье помещен опыт использования кросвордов на уроках физики...
Методика использования задач на уроках физики.
Методика использования задач на уроках физики....
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ФИЗИКЕ
Презентации предназначены не только для использования для дистанционного обучения, но и для учителей физики, отстающих учеников, одаренных детей. В презентациях дается краткое изложение теоретич...