Изучение темы: "Гармонические колебания" в 11 классе с точки зрения требований к современному уроку.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, одной из которых является знаниевая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_fiziki.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение темы: «Гармонические колебания» в 11 классе с точки зрения требования к современному уроку.
Автор-составитель: Хабарова О.Н. учитель - физики МОБУ гимназии№24 г. Благовещенска Амурской области.
Образовательный стандарт по физике предусматривает формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, одной из которых является знаниевая. Он ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовать виды деятельности. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные, успешные действия ученика. Исходя из образовательного стандарта по физике, современный урок физики должен обеспечивать формирование у учащихся:
а) Познавательной деятельности;
б) Информационно-коммуникативной деятельности;
в) Рефлексивной деятельности;
г) Освоение научного метода познания;
Это значит, что урок должен быть организован по технологии развивающего обучения, на котором реализуется деятельностный подход к обучению. Другими словами, учебный процесс должен отражать структуру деятельности –
Потребность –мотив –цель –действия самоконтроль-самооценка
Поэтому в современном уроке очень важно соблюдать три этапа:
1) Мотивационный этап, на котором создаётся проблемная ситуация, которая выводит учащихся на осознанное целеполагание. Это помогает ученикам чётко и ясно понимать смысл целей урока, значит работать продуктивно.
2) Операционно-исполнительский этап, на котором максимально организуется самостоятельная работа учащихся по открытию новых знаний. На этом этапе открываются, осваиваются учащимися способы деятельности, ученик становится способным, а значит успешным.
3) Рефлексивно-оценочный этап, на котором каждый ученик проводит самооценку собственной деятельности, каждый ученик осознает собственное продвижение, собственный прирост знаний.
Работая длительное время в классах физико-математического профиля, в основном, в 10-11 классах, когда ученики осознанно приходят получать знания, предварительно выбрав свой профиль обучения, я пришла к такой форме проведения уроков.
Например: В 11 классе по теме «Гармонические колебания» я предлагаю ученикам уравнение х=0,2sin(2πt + ), сопровождая его вопросами: «Что это? Что можно с ним сделать?» Появляется цель: определить всё, что можно из этого уравнения, используя физические понятия. Начинается творческий поиск.
Используя уравнение гармонических колебаний Х = Аsin(t +) учащиеся определяют:
амплитуду колебания А = 0,2 (м)
циклическую частоту ()
фазу колебания = (рад)
начальную фазу колебания = (рад)
период колебания T = (с)
частоту колебания V = ( V=1 Гц
Используя понятие производной сложной функции, ученики определяют:
амплитуду скорости =) ()
амплитуду ускорения =А () ()
записывают уравнение для скорости ѵ= ѵ=0,4π cos (2πt +) и ускорения а=-sin(𝝎t+) , а=-8sin(2πt+)
Затем строятся графики зависимости координаты от времени, скорости от времени, ускорения от времени.
Из предложенного уравнения учащиеся могут определить 13 неизвестных величин, включая графики. И когда вижу, что темп творческого поиска несколько поубавился, добавляю к условию задачи массу тела. Темп вновь возрастает.
1) Кинетическая энергия Wк =
2) Жёсткость пружины K =
3) Максимальная потенциальная энергия упругой деформации =
4) Полная энергия колебательной системы W= Wк =
5) Сила, вызывающая колебания F = ma , F = msin(t +)
6) Импульс тела P = mѵ P = mt + )
Неизвестных величин уже 19.
И на завершающем этапе урока предлагаю ученикам определить значения физических величин в конкретный момент времени. Это сила, импульс, координата, скорость, ускорение. Всего неизвестных величин 24 и это за один урок.
К какому выводу приходят ученики?
Во первых: каждый «берёт свою планку».
Во вторых: каждый проверяет и закрепляет свои знания.
В-третьих: у них формулируются профессионально значимые умения и навыки:
развивается теоретическое и практическое мышление
они самостоятельно приобретают знания, добывают информацию
умеют принимать решение и самостоятельно выставить себе оценку
На таких уроках безучастных учеников нет. Работают все, потому, что в перспективе такие уроки это подготовка к сдаче ЕГЭ, успешная социализация выпускников в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выполнение практической работы №3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие сод...
Выполнение практической работы №3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Предмет, класс,УМК : Русский язык,5 класс, УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др....
Анализ содержания и методического аппарата УМК 2 класс с точки зрения требований примерных рабочих программ.
Новые ФГОС третьего поколения....
Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Практическая работа № 3: «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».Задание 1. Проанализируйте содержание УМК на соответствие сод...
В помощь учителю ФК - Лях В.И., Анализ содержания и методического аппарата УМК по физической культуре для 5 класса с точки зрения требований примерных рабочих программ
Новый ФГОС 2021 года - В помощь учителю физической культуры...
"Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ"
Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ...
Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения
Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения. ( доклад на педсовете)...