Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения
учебно-методический материал

Галина Алексеевна Верушкина

Доклад. Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения. ( доклад на педсовете)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бояновичская средняя общеобразовательная школа»

Требования к современному уроку с точки зрения личностно-ориентированного обучения

(доклад на педсовете)

Учителяь русского языка и литературы

Верушкина Галина Алексеевна.

Бояновичи  2016 г


        В стратегии модернизации содержания образования одним из основных условий достижения целей образования называется вариативность и личностная направленность системы общего образования.  Т.о. на современном этапе в условиях модернизации образования важнейшим направлением становится личностно ориентированная работа с учащимися.

        Целью работы является организация личностно ориентированного развития учащихся, обновления содержания образования, выстраивания индивидуальных программ обучения учащихся.

         Итак, личностно ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

 Цель такого обучения — создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно ориентированного урока

Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

         Основные особенности личностно ориентированного урока

Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность  избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков представлены в таблице.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,

важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

Таблица  Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков

Цели традиционного урока

Цели личностно ориентированного урока

1 . Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1 , Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока

  • использование проблемных творческих заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  • сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  • оценка определяется по ряду параметров; по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

                а) Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности.

              б) Важной особенностью профессионализма творчески работающего учителя является знание предмета и эрудиция.

                в) Учитель должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием мы понимаем следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у обучаемых положительной установки на обучение; обладание чувством юмора, умением управлять настроением аудитории.

                г) Учитель должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований.

                 д) Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает целенаправленное воздействие на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил, что внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников к учебному предмету.

                Таким образом, пять вышеуказанных компонентов являются основополагающими при характеристике профессионально – личностных качеств современного учителя.

                Профессионализм творчески работающего учителя постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и педагогической деятельности.        

( Демонстрируется слайдовая презентация с показом примеров использования вышеуказанных приемов, форм и методов личностно-ориентированного подхода к современному уроку на уроках математики и информатики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие у обучающихся интереса к учению при личностно - ориентированном подходе обучения"

Доклад раскрывает основные условия развития интереса к учению у обучающихся и даёт определение успеха личностно - ориентированного урока....

Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе

В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами  личностно-ориентированного образования, созданием организ...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Конструирование современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению как условие реализации

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельного подхода в обучении. Учителей сегодня олнует множество вопросов, ответы на которые предлагает автор....

Организации современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Современный учитель должен шагать в ногу со временем! Особенности современного урока в рамках реализации ФГОС....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...