Материал по теме "Нетрадиционные формы обучения физике".
методическая разработка (физика) по теме
Доклад по теме "Нетрадиционные формы обучения физике".
Урок - КВН в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_netradicionnye_formy_obucheniya_na_urokah.docx | 17.18 КБ |
kvn_po_fizike_v_7_klasse.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад "Нетрадиционные формы обучения".
Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно.
Для формирования положительной мотивации на уроках физики необходимо учитывать следующие положения:
Выделение основных понятий и учебной задачи урока.
Полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока.
Разнообразие структуры и методов обучения.
Использование на каждом уроке наглядных пособий и практических методов обучения.
Использование на уроках самостоятельной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работ с дополнительной литературой.
Чем значительнее роль урока, тем эффективнее должна быть организована учебная деятельность. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Существуют следующие способы активизации учебной деятельности:
проблемное изложение материала;
дискуссия;
творческая работа учащихся;
коллективная познавательная деятельность;
игровые методы;
использование нетрадиционных форм обучения, проведение нестандартных уроков.
Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в развитии методов обучения, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.
На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть в школе, в частности, на уроках физики. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков физики:
урок-КВН
урок-викторина
урок-спектакль
урок-игра
урок-аукцион
урок-экзамен
коллективный урок
урок-конференция
урок-соревнование
урок-деловая игра
В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые фигурировали как внеклассные формы организации учебной деятельности. Не случайно нетрадиционные работы, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них можно использовать при изучении нового материала.
Урок – КВН проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов. Каждая команда в начале урока выбирает название (по теме урока) и капитана команды. Приглашаются жюри. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок – викторина похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально.
Урок – викторина и урок – КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок-игра может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес». Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний учащихся.
Коллективный урок используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на группы. В одну из групп выбирают наиболее сильных учащихся. В начале урока каждая группа выполняет проверочные задания. Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему. Подготовленные «учителя» подсаживаются к группам и объясняют новую тему одноклассникам. В конце урока учитель проверяет знания школьников. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».
Хорошие результаты дает применение коллективных способов обучения на уроках повторения и обобщения. В этом случае ученики проговаривают главное из известного им материала, учатся структурировать и делать выводы.
Иногда коллективные способы обучения применяют на уроках контроля знаний. Каждый учащийся в группе сдает зачет вначале сильным ученикам, а затем – учителю.
Применение коллективных способов обучения на уроках создает там хорошую, благоприятную, деловую и творческую атмосферу. Свободная форма общения предупреждает переутомление учащихся, повышает их интерес и работоспособность.
Рассмотрим несколько нетрадиционных форм и видов самостоятельной работы учащихся на уроках физики.
«Озвучивание». Этот вид работы применяют при закреплении небольших фрагментов, чтобы за короткое время повторить, прослушать материал в виде связного рассказа – ответа на вопрос.
Рецензирование. По мере изучения курса физики можно предлагать ученикам составить устную или письменную рецензию на тот или иной текст учебника. Эта работа учит ребят анализировать и оценивать написанное или услышанное, выделять главное, делать выводы, правильно и точно излагать свои мысли.
Составление учащимися задач. Решение составленных самим учеником физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый материал, но и творчески использовать свои знания.
«Обратный» физический диктант. По окончанию изучения темы ученикам можно дать задание самим составить вопросы для физического диктанта.
Составление логически структурированных конспектов. Эта работа позволяет учащимся концентрировать внимание на главном, выделяя его из большого объема информации, фиксировать свои знания в сжатой форме, развивать логическое мышление.
«Литературно-физические» задания. При подготовке театрализованных уроков, деловых игр, конференций и других нестандартных занятий можно организовать сочинение микрорассказов, стихотворений, сказок, загадок, кроссвордов. Такое творчество вызывает интерес ребят, развивает их образное мышление, расширяет кругозор.
Поисковая работа. Она проводится для углубления знаний школьников, получения сведений о современном состоянии науки и техники, их применении, научных исследованиях.
Работа в роли учителя. Об этом виде работы говорилось ранее.
Проводя уроки в нетрадиционных формах, я поняла, что урок можно давать в игровой, увлекательной форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью, способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Учитывая возрастные и психологические особенности учеников, я стараюсь разнообразить урок играми, наглядностью, экспериментами, проводимыми учащимися.
Я уверена, что обучать необходимо радостью, воспитывать с любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале. Я убеждена, что научить и воспитать ребенка можно только с помощью улыбки, ласки, уместной шутки и доброжелательности.
Предварительный просмотр:
КВН по физике в 7 классе «Страна взаимодействий»
Играют две команды.
1 конкурс «Разминка».
1.Какое из слов обозначает физическое тело?
Звук
Самолет
Метр
Кипение
Скорость.
2.Из букв, входящих в слова:
МЕЛ+СКУЛА+КОМ (МОЛЕКУЛА)
составьте название частицы, входящей в состав любого тела.
3.Из предложенных единиц измерения выбрать единицы измерения скорости:
А) 1 км/ч
Б) 1 г/см3
В) 1 кг
Г) 1 м/с
4. Какое из пяти слов обозначает физическое явление?
1) сила
2) килограмм
3) атом
4) весы
5) испарение
5. Вставьте пропущенные буквы в слове:
. и . ф . з . .
6. Из предложенных формул выберите ту, по которой можно определить плотность вещества.
А) ?=m/V
Б) ?=mV
В) ?=V/m
7. Вставьте пропущенное слово:
… вода пар
8. С помощью какого прибора можно определить объем тела.
1) весы
2) мензурка
3) термометр
9. Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу и атом?
1) только молекулу
2) только атом
3) ни молекулу, ни атом
4) и молекулу, и атом
10. Какое из пяти слов обозначает физическую величину:
1) час
2) алюминий
3) килограмм
4) скорость
5) земля
2 конкурс «Домашнее задание».
Сочинить историю о забавном путешествии в стране взаимодействий.
3 конкурс «Основной».
1 задание. Поднимитесь по ступенькам лестницы – кроссворда.
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
Величина, характеризующая тепловое состояние тел.
Между молекулами существует взаимное … .
Прибор для измерения температуры.
Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Наука, изучающая различные явления.
Что измеряют с помощью весов?
Что проводят ученые?
Одно из трех состояний вещества.
2 задание. Заполните таблицу:
| Название физической величины | Единицы измерения | Формула для расчета |
? |
|
|
|
| скорость |
|
|
4 конкурс «Конкурс капитанов».
Составьте как можно больше слов из слова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация дистанционной формы обучения физике 7-9 классов обучащихся с ОВЗ
Проект: Организация дистанционной формы обучения физике 7-9 классов обучащихся с ОВЗ Цель: Создание гуманной адаптированной среды для с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Организация дистанционной формы обучения физике учащихся 7-9 классов с ОВЗ
Направление: Образовательные информационные технологии для социализации и образования «особых» детейРазработка содержания учебных дисциплин в различных моделях дистанционного обучения с учетом специфи...
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"...
ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ".
laquo;Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учи...
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.
Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...
Дистанционная форма обучения. Дидактический лекционный материал по физической культуре, специальность 34.02.01 Сестринское дело очно-заочное отделение.
Лекционный материал по физической культуре, специальность 34.02.01 Сестринское дело очно-заочное отделение дистанционная форма обученияДидактические материалы для проведения занятий в ZOOM, и электрон...