Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Рабочая программа по физике 9 класс у чебнику А. В. Перышкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_9_klass.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
«Средняя общеобразовательная школа № 57»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ г. Астрахани
_____________/_____________/ по УВР МБОУ г. Астрахани «СОШ № 57»
Протокол МО №__ от «СОШ № 57» _________________/Н.В. Юшко/
«____»_____________2012 г. _____________/______________/ Приказ № ____ от
«____»_____________2012 г. «____»______________2012 г.
Рабочая программа
по предмету физика
Класс:9
Учитель: Григорьев Юрий Михайлович
Категория: первая
Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № ____
от «___»_____________2012 г.
2012 - 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
Технология обучения
В курс физики 9 класса входят следующие разделы:
1. Законы взаимодействия и движения тел
2. Механические колебания и волны. Звук.
3. Электромагнитные явления.
4. Строение атома и атомного ядра.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классно-урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Применение мультимедийного материала.
· Решение экспериментальных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.
Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться секундомером.
· Измерять и вычислять физические величины.
· Читать и строить графики.
· Решать простейшие задачи.
· Изображать и работать с векторами.
· Определять направление тока.
Содержание.
1. Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
2. Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
3. Электромагнитные явления
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Лабораторные работы:
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
3. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Календарно – тематическое планирование
по физике
Класс: 9в
Количество часов: 70ч.
В неделю - 2 часа.
Плановых контрольных работ: 4
Административных контрольных работ: 3
Планирование составлено на основе: «Рабочие программы по физике 7-11 кл.»
Москва. Издательство «Глобус»
Учебник: физика. 9 класс. А.В.Перышкин Гутник Е.М.
Москва «Просвещение» 2010
Дополнительная литература:
1) Сборник задач по физике 7 – 9 кл. В.И.Лукашек.
2) Сборник задач по физике 7 – 9 кл. А.В.Перышкин.
3) Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Номер урока | § | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | ДАТА проведения | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (27Ч) | |||||
1. | 1-2 | Механическое движение. | 1 | ||
2. | 2-3 | Траектория, путь и перемещение. | 1 | ||
3. | 4. | Прямолинейное равномерное движение. | 1 | ||
4. | 4. | Графическое представление движения. | 1 | ||
5. | 5-6 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | ||
6. | 7-8 | Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении. | 1 | ||
7. | 6,7,8 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | ||
8. | 6,7,8 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | ||
9. | 9 | Относительность механического движения. | 1 | ||
10. | 9 | Оценка погрешностей измерения. | 1 | ||
11. | Лабораторная работа№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | |||
12. | Повторить 1-9 | Контрольная работа №1 по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение». | 1 | ||
13. | 10. | Первый закон Ньютона. | 1 | ||
14. | 11. | Второй закон Ньютона. | 1 | ||
15. | 12. | Третий закон Ньютона. | 1 | ||
16. | 10,11,12. | Третий закон Ньютона. | 1 | ||
17. | 13,14. | Свободное падение. Движение тела, брошенного вверх. | 1 | ||
18. | 13,14. | Решение задач на свободное падение тел. | 1 | ||
19. | 15. | Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
20. | 16,17. | Сила тяжести и ускорение свободного падения. | 1 | ||
21. | 18,19. | Равномерное движение по окружности. | 1 | ||
22. | 18,19. | Решение задач на движение по окружности. | 1 | ||
23. | 20. | Движение искусственных спутников Земли. | 1 | ||
24. | 21,22. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | ||
Номер урока | § | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | ДАТА проведения | |
План | Факт | ||||
25. | 22,23. | Реактивное движение. | 1 | ||
26. | Механическое движение. | 1 | |||
27. | Повт. 10-23. | Контрольная работа №2 по теме «Законы динамики». | 1 | ||
| Раздел II. Механические колебания и волны. Звук. ( 11 часов). | ||||
28. | 24,25. | Свободные и вынужденные колебания. | 1 | ||
29. | 26,27. | Величины, характеризующие колебательное движение. | 1 | ||
30. | 26,27. | Лабораторная работа №2 « Измерение ускорения свободного падения». | 1 | ||
31. | 28,29. | Превращение энергии при колебаниях. | 1 | ||
32. | 31,32,33 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны. | 1 | ||
33. | 33. | Волны в среде. | 1 | ||
34. | 34. | Звуковые волны. | 1 | ||
35. | 35,36. | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | ||
36. | 37,38. | Распространение звука. Скорость звука. | 1 | ||
37. | 39,40. | Отражение звука. Эхо. | 1 | ||
38. | Повт. 30-40. | Механические колебания и волны. Звук. | 1 | ||
| РАЗДЕЛ III. Электромагнитное поле. (14 часов) | ||||
39. | 43,44. | Магнитное поле. | 1 | ||
40. | 45. | Графическое изображение магнитного поля. | 1 | ||
41. | 46. | Действие магнитного поля на проводник с током. | 1 | ||
42. | 47. | Индукция магнитного поля. | 1 | ||
43. | 47. | Решение задач. | 1 | ||
44. | 48. | Магнитный поток. | 1 | ||
45. | 49. | Явление электромагнитной индукции. | 1 | ||
46. | 49. | Лабораторная работа №3 «Изучение электромагнитной индукции». | 1 | ||
47. | 50. | Получение переменного электрического тока. | 1 | ||
48. | 51. | Электромагнитное поле. | 1 | ||
49. | 51. | Электромагнитные волны. | 1 | ||
Номер урока | § | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | ДАТА проведения | |
План | Факт | ||||
50. | 52. | Контрольная работа №3. Шкала электромагнитных волн. | 1 | ||
51. | 53,54. | Электромагнитная природа света. | 1 | ||
52. | Повт.43-54. | Электромагнитное поле. | 1 | ||
| РАЗДЕЛ IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (18 часов) | ||||
53. | 55. | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. | 1 | ||
54. | 56. | Строение атома. Схема опыта Резерфорда. | 1 | ||
55. | 57,61,63. | Радиоактивные превращение атомных ядер. | 1 | ||
56. | 58. | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. | 1 | ||
57. | 62,64. | Открытие протона и нейтрона. | 1 | ||
58. | 62,64. | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | ||
59. | 65. | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | ||
60. | 65. | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | ||
61. | 66,67. | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | 1 | ||
62. | 66,67. | Ядерный реактор. | 1 | ||
63. | 66,67. | Лабораторная работа №4. | 1 | ||
64. | 72. | Термоядерные реакции. | 1 | ||
65. | 68,69. | Атомная энергетика. | 1 | ||
66. | 70. | Биологическое действие радиоактивных излучений. | 1 | ||
67. | Повт.55-72. | Строение атома и атомного ядра. | 1 | ||
68. | Контрольная работа №4. | 1 | |||
69. | Резерв. | 1 | |||
70. | Резерв. | 1 | |||
ИТОГО | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...