Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Григорьев Юрий Михайлович

Рабочая программа по физике 7 класс к учебнику А.В.Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани

 «Средняя общеобразовательная школа № 57»

 «Рассмотрено»                                   «Согласовано»                          «Утверждено»

Руководитель МО                                     Заместитель директора                      Директор МБОУ г. Астрахани

_____________/_____________/            по УВР МБОУ г. Астрахани                  «СОШ № 57»

 Протокол МО №__ от                              «СОШ № 57»                                  _________________/Н.В. Юшко/

     «____»_____________2012 г.       _____________/______________/            Приказ № ____ от              

                                                               «____»_____________2012 г.                 «____»______________2012 г.          

 

Рабочая программа

по предмету физика

Класс:7

Учитель: Григорьев Юрий Михайлович

Категория: первая

                                                                  Принято на заседании

                                                                      Педагогического совета

                                                            протокол № ____

                                                                                              от «___»_____________2012   г.

2012   -  2013  г.

Пояснительная записка

Программа по физике разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по физике и примерной программой среднего (полного) общего образования для базового уровня. В программе раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Программа разработана с учетом знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся при изучении курса физики в основной школе. При этом учитывается, что базовый уровень изучения выбрали те старшеклассники, которые могли встретиться с трудностями при освоении курса физики в основной школе. В связи с этим задачу базового уровня курса физики авторы программы видят не в усложнении материала по сравнению с основной школой, и добавлении нового материала (что тоже, конечно, в определенной мере имеет место), а прежде всего в предоставлении возможности учащимся овладеть основными понятиями на более качественном уровне, повторить основные вопросы, связать их с окружающей жизнью, другими учебными предметами.

Физика является наиболее общей из наук о природе, поэтому именно при изучении физики учащийся приходит к пониманию основных закономерностей природных явлений и связей между ними. Исходя из этого, авторы программы стремились раскрыть на примере физики научный метод, который дал и продолжает давать поразительные результаты не только в физике, но и во всех науках, в том числе науках о человеке.

Представленная программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в неделю в каждом из трех классов.

Курсивом в тексте программы выделены:

те же вопросы, что и в обязательном минимуме;

некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необходимые для изучения материала стандарта.

Вопросы,  выделенные курсивом,  подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.

Материал, включенный в программу сверх указанного в обязательном минимуме и не являющийся необходимым для изучения материала стандарт; заключен в квадратные скобки. Он может быть использован при выделении на изучение физики 3 ч в неделю, а также при 2 ч для реализации дифференцированного обучения.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г.», вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распреде лены по классам следующим образом:

класс —  центр тяжести;

  8 класс — термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;

9 класс — невесомость; трансформатор; передача электрической энергии на расстояние; влияние электромагнитных излучений на живые организмы; конденсатор, энергия электрического поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спектры; поглощение и испускание света атомами; источники энергии Солнца и звезд.

В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В совокупности с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера, содержащиеся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на выходе из 9 класса.

Перечислим названия новых работ, разбив их на две группы по типам развиваемых ими основных умений, которые дословно выписаны из требований (здесь и далее многоточия стоят на месте умений, формируемых старыми работами). Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени... давления, температуры, влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые работы:

«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности» (7 кл.);  

«Измерение давления твердого тела на опору»  7 кл.

«Измерение относительной влажности воздуха» (8 кл.)

«Измерение естественного радиационного фона дозиметром»   9 кл.

Назначение второй группы новых работ заключается в формировании умений представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, ...периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света».

Перечисленные умения отрабатываются в работах:

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 кл.);

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» (7 кл.);

«Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» (9 кл.);

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (8 к л.);

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления» (8 кл.);

«Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл);

«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» (8 кл.).

Следует отметить, что девятая работа фактически представляет собой старую работу по измерению   сопротивления участка цепи с некоторыми изменения ми и добавлениями.

Изучение физики в средних общеобразовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих   целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическо го использования физических знаний; оценивать до стоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного   выполнения   задач,   уважительного   отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования  научных   достижений, чувства ответственности за защиту окру жающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение,   масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,  количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационально природопользования и защиты окружающей среды.

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу  физики , а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показание измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Календарно – тематическое планирование

по  физике

                                                                                                                               

Класс: 7

Количество часов: 70ч.

В неделю  -  2     часа.

Плановых контрольных работ:  4

Административных контрольных работ:  2

Планирование составлено на основе: : «Рабочие программы по физике 7-11 кл.»

Москва. Издательство «Глобус»

Учебник: физика. 7 класс. А.В.Перышкин

  Москва «Просвещение» 2010

Дополнительная литература:

Сборник задач по физике 7 – 9 кл. В.И.Лукашек.

Сборник задач по физике 7 – 9 кл. А.В.Перышкин.

Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

Номер урока

(сквозная нуме-рация)

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

Раздел 1.  Физика и физические методы изучения природы                (3ч)

1.

1-3

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона

1

2.

4-5

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.

1

3.

6

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»

1

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6ч.)

4.

7-8

Строение вещества. Молекулы.

1

5.

Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел»

1

6.

9

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела.

1

7.

10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

8.

11

Три состояния вещества.

1

9.

12

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

Раздел 3. Взаимодействие тел (21ч).

10.

13

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения.

1

11.

14-15

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.

1

12.

16

Расчёт скорости, пути и времени движения

1

13.

16

Расчёт скорости, пути и времени движения

1

14.

16

Расчёт скорости, пути и времени движения

1

15.

17

Инерция.

1

16.

18

Взаимодействие тел.

1

17.

19

Масса тела. Единицы массы.

1

18.

20

Лабораторная работа №3. «Измерение массы вещества на рычажных весах».

1

19.

21

Плотность вещества

1

20.

21

Лабораторная работа №4. «Измерение объёма твёрдого тела».

Лабораторная работа №5. «Определение плотности твёрдого тела».

1

21.

22

Расчёт массы и объёма вещества по его плотности.

1

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

22.

22

Расчёт массы и объёма по его плотности.

1

23.

Контрольная работа №1.

1

24.

23

Сила. Сила – причина изменения скорости.

1

25.

24

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

26.

25-26

Сила упругости.

1

27.

27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела.

1

28.

28

Лабораторная работа №6. «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

1

29.

29

Графическое изображение силы. Сложение сил.

1

30.

30-32

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

1

Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (21ч)

31.

33-34

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

32.

35

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

1

33.

35

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

1

34.

36

Кратковременная контрольная работа №2 (25 – 30 мин.).

Закон Паскаля.

1

35.

37-38

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

36.

37-38

Давление. Закон Паскаля.

1

37.

39

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла.

1

38.

40-41

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления.

1

39.

42

Измерение атмосферного давления.

1

40.

43-44

Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

41.

45-47

Манометры.

1

42.

48

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

43.

49

Архимедова сила.

1

44.

49

Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

45.

50

Плавание тел.

1

46.

50

Плавание тел.

1

47.

51

Плавание судов.

1

48.

52

Воздухоплавание.

1

49.

52

Воздухоплавание

1

50.

49-52

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

1

51.

Контрольная работа №3. «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

Раздел 5. Мощность и работа. Энергия (14ч.)

52.

53

Работа.

1

53.

54

Мощность.

1

54.

53-54

Мощность и работа.

1

55.

55-56

Рычаги.

1

56.

57

Момент силы.

1

57.

58

Лабораторная работа №8. «Выяснение условий равновесия рычага».

1

58.

59-60

Блоки. Золотое правило механики.

1

59.

59-60

Золотое правило механики.

1

60.

61

Лабораторная работа №9. «Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости».

1

61.

62-63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

1

62.

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

63.

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

64.

Контрольная работа №4. «Работа и мощность. Энергия.».

1

65.

1-12

Строение веществ, их свойства.

1

Повторение (5ч)

66.

13-64

Взаимодействие тел.

1

67.

Итоговая контрольная работа №5

1

Номер урока

§

ТЕМА УРОКА 

Кол-во часов

ДАТА

проведения

План

Факт

68.

Резерв

1

69.

Резерв

1

70.

Резерв

1

ИТОГО

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...