Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме

Войчишена Ольга Викторовна

      Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  «Физика»  (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), программы основного общего образования «Физика. 7 – 9  классы», Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2004 г. (сборник «Программы для общеобразовательных учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004).

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на ступени основного общего образования. В ней дается распределение учебных часов по разделам курса, а также рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики автора УМК. Предлагаемая программа содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

методическое объединение учителей  естественно - математического цикла

Рабочая учебная программа

по  физике

для обучающихся  8  класса

составлена на основе программы для общеобразовательных

учреждений «Физика. 7 – 9 кл.»,

авторов Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин – М.: Дрофа, 2004 г.

(сборник программы для общеобразовательных учреждений

 «Физика. Асчтрономия.7 – 11 кл.»,  составитель 

Ю.И. Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004)

Автор –  Войчишена Ольга Викторовна,

                                             учитель  физики

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 9»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

                      к утверждению на заседании

                 методического объединения             естественно - математического цикла

                                                             

                          МБОУ «СОШ №9»

             «___»___________________ 20___ г.

             Руководитель  методического объединения)

            _________________  Н.М. Потапова

                 (подпись)            (расшифровка)

                                                                        г. Донской

2012  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  «Физика»  (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), программы основного общего образования «Физика. 7 – 9  классы», Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2004 г. (сборник «Программы для общеобразовательных учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004).

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на ступени основного общего образования. В ней дается распределение учебных часов по разделам курса, а также рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики автора УМК. Предлагаемая программа содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Курс физики 8 класса в примерной рабочей программе основного общего образования структурируется на основе физических явлений и понятий: тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления, световые явления. Примерная программа по физике предполагает проведение контрольных уроков.

Разнообразные формы проведения повторительно-обобщающих и контрольных уроков позволят учителю реализовать авторские подходы, современные методы обучения и педагогические технологии с учетом местных условий, способствуя развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

       В обязательный минимум, утверждённый  в 2004 году,  вошли вопросы, которых не было в предыдущем стандарте: полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик, микрофон. В связи с введением в стандарт новых требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу включена новая лабораторная работа, которая охватывают умения экспериментального характера содержащихся в требованиях: «Измерение относительной влажности воздуха».

      Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:  

- освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи изучения курса физики в 8 классе:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.  

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике  на ступени основного общего образования

в 8 классе отводится 70 часов.

Тематический план 8 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Из них количество:

лабораторных работ

контрольных работ

1

Тепловые явления

12

1

1

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

1

1

3

Электрические явления

27

5

1

4

Электромагнитные явления

7

2

-

5

Световые явления  

9

1

1

6

Повторение материала

4

-

1

Итого:

70

10

5

Поурочное тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем,  содержание урока

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Задания для учащихся (примечание)

I. Тепловое движение (12 часов)

1

Вводный инструктаж  по ТБ.  Тепловое движение. Температура. Тепловое равновесие. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

1

§1

2

 Термометр. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела: работа и теплопередача.

1

§2, 3,

задание 1.

3

Виды теплопередачи.  Теплопроводность.

1

§4 упр.1

4

 Конвекция, излучение.

1

§5,6 упр. 2,3.

5

Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

§1, стр.178

6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.

1

§7,8

7

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

§9, упр.4.

8

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Л. р. № 1

Пов. §7- 9,

9

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

§10,

упр.5 №1,3

10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

§11,

упр.6 №2-4

11

Повторение темы «Тепловые явления». Решение задач на нахождение количества теплоты при сгорании топлива.

1

§ 1-11 (повторить).

12

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловое движение»

1

II. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

§12-14, упр.7 №1-3

14

Температура плавления. Удельная теплота плавления.

1

§15,

Упр.8 №1-3

15

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1

§16, 17,

Упр.9 №1-4

16

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и её измерение. Способы определения влажности воздуха. Психрометр.

1

§19

17

«Измерение относительной влажности воздуха».

1

Л. р. № 2

18

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

§18, 20,

Упр.10 №2,3,5

19

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел», «Испарение и конденсация», «Относительная влажность воздуха».

1

Повторить

 §16 - 20 Упр.10 № 4,6

20

Преобразования энергии в тепловых машинах. Работа газа и пара при расширении. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

1

§21,24

21

 Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1

§ 22. 23

22

Повторение темы  «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

 Повторить

§ 12 - 24

23

Контрольная работа № 2 на тему «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

III. Электрические явления (27 часов)

24

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

§25, 26

 

25

Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

§27

26

Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1

§28

27

Дискретность  электрического заряда. Электрон.

1

§29

28

Строение атома. Ионы. Объяснение электрических явлений.

1

§30, 31

упр.11 №1,2

29

Электрический ток. Источники электрического тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Действия электрического тока.

1

§32, 35

упр.12 №1,2

30

Электрическая цепь и её составные части.

1

§33 упр.13 №1,2,5

31

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

§34

32

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

1

§36-38,

упр.14 №1. 3,

упр.15№, 3.

33

 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

1

Л. р. № 3

Пов. §36-38,

упр.15№ 2 .

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

§39-41, упр.16 № 1

35

 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

Л. р. № 4

§39-41, упр.16 № 2,3

36

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

§42,43, упр.17 №2, упр. 18 №  3

37

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

§44, упр. 19 №2, 4

38

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

§45, 46

упр.20 №1,2

39

Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление».

1

 упр.20 №3,4

40

Реостаты.

 «Регулирование силы тока реостатом».

1

Л. р. № 5

§47 упр.21 №1,3,4

41

 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

1

Л. р. № 6

 повторить

§ 32-47

42

Последовательное соединение проводников

1

§48,

упр.22 №1,2

43

Параллельное соединение проводников

1

§49,

упр.23 №1,2

44

Работа и мощность электрического тока. 

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

1

§50,51, упр.24 №3, упр.25 №2,4

45

Счётчик электрической энергии. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

1

§52, упр.26 № 1. 3

46

 «Измерение работы и мощности электрического тока».

1

Л. р. № 7

Повторить §50,51,52

47

Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля - Ленца.

1

§ 53

упр.27 №1,2

48

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1

§ 54, 55,

упр.27 №3,4

49

Повторение темы «Электрические явления».

1

Л.№1275,

1276,1277

50

Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления».

1

IV. Электромагнитные явления (7 часов)

51

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

§56,57

52

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

1

§58,

упр.28 №1,3

53

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

Л. р. № 8

Задание  9 № 1,3

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

§59,60

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Динамик и микрофон.

1

 §61,

задание 11

56

Электрический двигатель постоянного тока.

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

Л. р. №9

Повторить

§56-61

57

Повторение темы «Электромагнитные явления».

1

Л. № 1462,

1466

V. Световые явления (9 часов)

58

Источники света. Закон прямолинейного  распространения  света.

1

§62, упр.29 №1-3

59

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

1

§63,64 упр.30 №1-3. упр.31 №1-3

60

 Преломление света. Закон преломления света.

1

§65,

упр.32 №1-3

61

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

1

§66,

упр.33 №1,2

62

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

§5, 6

63

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

1

§67,

упр.34 №1-4

64

«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы».

1

Л. р. № 10

65

Обобщающий урок по теме «Оптические явления»

1

Повторить

§56-61

66

Контрольная работа № 4 на тему «Оптические явления»

1

6. Повторение материала (4 часа)

1

65-67

Обобщающее повторение курса физики 8 класса

3

68

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен:

 знать/понимать

- смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, конвекция, излучение, теплопроводность, плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, испарение, кипение, электризация, делимость электрического заряда, электрическое и магнитное поля, электрический ток, магнитные линии, магнитные бури, распространение света, отражение света, преломление света, близорукость, дальнозоркость;

- смысл физических величин: температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, коэффициент полезного действия тепловых двигателей, электрический заряд, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, работа тока, мощность тока, оптическая сила линзы;

-  смысл физических законов: Джоуля-Ленца, Ома;

уметь

- описывать и объяснять физические явления: нагревание, охлаждение, сгорание топлива; плавление, кристаллизация, испарение, кипение, конденсация, электризация, электрический ток, действия тока на проводник, короткое замыкание; действия магнитов на проводник с током, отражение света, преломление света.

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: масса, температура, сила тока, время, напряжение, сопротивление.

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: количество теплоты от температуры; количество теплоты от массы; силы тока от напряжения.

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых  явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

1.Список литературы для учителя.

1. Учебник «Физика. 8 класс»,  А. В Пёрышкин. – М., «Дрофа», 2010 г.

2. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М., Просвещение 2008 г.

3. Физика 8: учебно-методическое пособие. А.Е. Марон. –  М.: Дрофа, 2008

4. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 8 класс Л.А. Кирик. –  М.:Илекса, 2000г.

5. Тесты по физике. 8 класс.  А.В. Чебатарёва. –  М.: «Экзамен», 2008 г.

6.Сборник нормативных документов. Физика./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 г.

 7. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.Список литературы для обучающихся.

1. Учебник «Физика. 8 класс»,  А.В.Перышкин  – М.: Дрофа, 2010.

2.Сборник задач по физике 7-9 классы для общеобразовательных учреждений, Лукашик В.И.  –М.: Просвещение, 2008г.


1.Список литературы для учителя.

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  А. В Пёрышкин. – М., «Дрофа», 2010 г.

2. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М., Просвещение 2008 г.

3. Физика 7: учебно-методическое пособие. А.Е. Марон. –  М.: Дрофа, 2008

6.Сборник нормативных документов. Физика./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 г.

 8. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.Список литературы для обучающихся.

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  А.В. Перышкин  – М.: Дрофа, 2010.

2.Сборник задач по физике 7-9 классы для общеобразовательных учреждений, Лукашик В.И.  –М.: Просвещение, 2008г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

методическое объединение учителей  естественно - математического цикла

Рабочая учебная программа

по  физике

для обучающихся  8  класса на дому

составлена на основе программы для общеобразовательных

учреждений «Физика. 7 – 9 кл.»,

авторов Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин – М.: Дрофа, 2004 г.

(сборник программы для общеобразовательных учреждений

 «Физика. Асчтрономия.7 – 11 кл.»,  составитель 

Ю.И. Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004)

Автор –  Войчишена Ольга Викторовна,

                                             учитель  физики

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 9»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

                      к утверждению на заседании

                 методического объединения             естественно - математического цикла

                                                             

                          МБОУ «СОШ №9»

             «___»___________________ 20___ г.

             Руководитель  методического объединения)

            _________________  Н.М. Потапова

                 (подпись)            (расшифровка)

                                                                        г. Донской

2012  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования  «Физика»  (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), программы основного общего образования «Физика. 7 – 9  классы», Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2004 г. (сборник «Программы для общеобразовательных учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004).

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на ступени основного общего образования. В ней дается распределение учебных часов по разделам курса, а также рекомендуемая последовательность изучения разделов физики, с учетом логики автора УМК. Предлагаемая программа содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися, в соответствии с примерной программой.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Курс физики 8 класса в примерной рабочей программе основного общего образования структурируется на основе физических явлений и понятий: тепловые явления, электрические явления, электромагнитные явления, световые явления. Примерная программа по физике предполагает проведение контрольных уроков.

Разнообразные формы проведения повторительно-обобщающих и контрольных уроков позволят учителю реализовать авторские подходы, современные методы обучения и педагогические технологии с учетом местных условий, способствуя развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

       В обязательный минимум, утверждённый  в 2004 году,  вошли вопросы, которых не было в предыдущем стандарте: полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик, микрофон. В связи с введением в стандарт новых требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу включена новая лабораторная работа, которая охватывают умения экспериментального характера содержащихся в требованиях: «Измерение относительной влажности воздуха».

      Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:  

- освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи изучения курса физики в 8 классе:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.  

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике  на ступени основного общего образования

в 8 классе отводится 70 часов.

Тематический план 8 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Из них количество:

лабораторных работ

контрольных работ

1

Тепловые явления

12

1

1

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

1

1

3

Электрические явления

27

5

1

4

Электромагнитные явления

7

2

-

5

Световые явления  

9

1

1

6

Повторение материала

4

-

1

Итого:

70

10

5

Поурочное тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем,  содержание урока

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Задания для учащихся (примечание)

I. Тепловое движение (3 часа)

1

Тепловое движение. Температура.

 Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела: работа и теплопередача.  Виды теплопередачи.

1

§1

§2, 3,4

2

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

§5,6 упр. 2

§7

3

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

§10,

упр.5 №1,3

II. Изменение агрегатных состояний вещества (5 часов)

4

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Температура плавления. Удельная теплота плавления.

1

§12-15, упр.7

§

5

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1

§16, 17,

Упр.9 №1-4

6

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и её измерение. Способы определения влажности воздуха. Психрометр.

1

7

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

§18, 20,

Упр.10 №2,3

8

 Тепловой двигатель. КПД теплового двигателя.

1

§ 22. 23

III. Электрические явления (27 часов)

9

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

§25, 26

 

10

Электрический ток. Источники электрического тока: гальванические элементы, аккумуляторы. Действия электрического тока.

1

§32, 35

упр.12 №1,2

11

Направление электрического тока. Сила тока.. Амперметр. Измерение силы тока.

1

§36-38,

упр.14 №1. 3,

упр.15№, 3.

12

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

§39-41, упр.16 № 1

13

Закон Ома для участка электрической цепи.

1

§44, упр. 19 №2, 4

42

Последовательное соединение проводников

Параллельное соединение проводников

1

§48,

упр.22 №1,2

43

1

§49,

упр.23 №1,2

44

Работа и мощность электрического тока. 

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

1

§50,51, упр.24 №3, упр.25 №2,4

47

Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля - Ленца.

1

§ 53

упр.27 №1,2

IV. Электромагнитные явления (7 часов)

51

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

§56,57

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

§59,60

V. Световые явления (9 часов)

58

Источники света. Закон прямолинейного  распространения  света.

1

§62, упр.29 №1-3

59

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

1

§63,64 упр.30 №1-3. упр.31 №1-3

60

 Преломление света. Закон преломления света.

1

§65,

упр.32 №1-3

61

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

1

§66,

упр.33 №1,2

63

Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

1

§67,

упр.34 №1-4

68

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен:

 знать/понимать

- смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, конвекция, излучение, теплопроводность, плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, испарение, кипение, электризация, делимость электрического заряда, электрическое и магнитное поля, электрический ток, магнитные линии, магнитные бури, распространение света, отражение света, преломление света, близорукость, дальнозоркость;

- смысл физических величин: температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, коэффициент полезного действия тепловых двигателей, электрический заряд, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление, работа тока, мощность тока, оптическая сила линзы;

-  смысл физических законов: Джоуля-Ленца, Ома;

уметь

- описывать и объяснять физические явления: нагревание, охлаждение, сгорание топлива; плавление, кристаллизация, испарение, кипение, конденсация, электризация, электрический ток, действия тока на проводник, короткое замыкание; действия магнитов на проводник с током, отражение света, преломление света.

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: масса, температура, сила тока, время, напряжение, сопротивление.

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: количество теплоты от температуры; количество теплоты от массы; силы тока от напряжения.

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых  явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

1.Список литературы для учителя.

1. Учебник «Физика. 8 класс»,  А. В Пёрышкин. – М., «Дрофа», 2010 г.

2. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М., Просвещение 2008 г.

3. Физика 8: учебно-методическое пособие. А.Е. Марон. –  М.: Дрофа, 2008

4. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 8 класс Л.А. Кирик. –  М.:Илекса, 2000г.

5. Тесты по физике. 8 класс.  А.В. Чебатарёва. –  М.: «Экзамен», 2008 г.

6.Сборник нормативных документов. Физика./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 г.

 7. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.Список литературы для обучающихся.

1. Учебник «Физика. 8 класс»,  А.В.Перышкин  – М.: Дрофа, 2010.

2.Сборник задач по физике 7-9 классы для общеобразовательных учреждений, Лукашик В.И.  –М.: Просвещение, 2008г.


1.Список литературы для учителя.

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  А. В Пёрышкин. – М., «Дрофа», 2010 г.

2. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М., Просвещение 2008 г.

3. Физика 7: учебно-методическое пособие. А.Е. Марон. –  М.: Дрофа, 2008

6.Сборник нормативных документов. Физика./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 г.

 8. Программы для общеобразоват. учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.

2.Список литературы для обучающихся.

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  А.В. Перышкин  – М.: Дрофа, 2010.

2.Сборник задач по физике 7-9 классы для общеобразовательных учреждений, Лукашик В.И.  –М.: Просвещение, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...