Разработка урока по физике "Простые механизмы"7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Представленный урок содержит большое количество интерактивных компьютерных моделей и экспериментов, которые заменяют демонстрации при традиционном построении урока. Использование компьютеров на уроках позволит разнообразить урок, облегчить и ускорить процесс математических вычислений, наглядно представить некоторые физические величины и процессы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №19», города Перми
Методическая разработка урока физики
«Простые механизмы. Рычаг».
7 класс
Автор: Бруева Светлана Николаевна
учитель физики высшей квалификационной категории
2013
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №19», города Перми
Пояснительная записка.
Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг».
Место урока в учебном курсе:
четвертый урок по теме «Работа. Мощность. Энергия», на котором продолжается формирование понятия выигрыш в силе, формируется представление о простых механизмах (рычаге).
Форма урока (тип урока):
- по основной дидактической цели – урок изучения нового материала;
- по основному способу проведения - беседа в сочетании с самостоятельной, практической и исследовательской деятельностью учащихся;
- по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление правил, применение полученных правил на практике).
Цели урока:
-репродуктивная познавательная деятельность: знать назначение простых механизмов, что рычаг – простой механизм; правило рычага, кто первым изучил рычаг, условие равновесия. Уметь пазличать рычаги первого и второго рода (их сходство и различие).
-частично-поисковая учебная деятельность: решение практических задач с помощью моделей «Интеллектуальной школы»
-проектировочно-конструкторская деятельность:
Уметь практически определять равновесие рычага.
Уметь решать задачи на равновесие рычага.
Методологическая база.
Данный урок подразумевал реализацию технологии ЛОО, в частности –деятельностного подхода.
Представленный урок содержит большое количество интерактивных компьютерных моделей и экспериментов, которые заменяют демонстрации при традиционном построении урока. Использование компьютеров на уроках позволит разнообразить урок, облегчить и ускорить процесс математических вычислений, наглядно представить некоторые физические величины и процессы и т.д.
Необходимо иметь компьютерный класс, необходимое ПО, обучающиеся должны уметь выполнять элементарные операции в среде ОС компьютера и её основных приложений.
Необходимое оборудование и материалы:
мультимедиа-проектор,ИД, ноутбуки (по числу учащихся), программа «Интеллектуальная школа», презентация к уроку «Простые механизмы. Рычаг», модели простых механизмов (наклонная плоскость, рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейка.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №19», города Перми
Методическая разработка урока физики «Простые механизмы. Рычаг». 7 класс
Цель урока: 1. Помочь обучающимся усвоить знания о простых механизмах (рычаге); определить понятия: рычаг, плечо силы; найти различия между двумя видами рычага; установить условие равновесия рычага.
2. Создать условия для развития умений получать знания и опыт в различных ситуациях, навыков работы с компьютерными моделями.
3. Способствовать развитию у обучающихся логики мышления, любознательности и изобретательности, формированию толерантности и эмпатии.
Тип урока: по основной дидактической цели – урок изучения нового материала;
по основному способу проведения - беседа в сочетании с самостоятельной, практической и
исследовательской деятельностью обучающихся;
по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом,
образование понятий, установление правил, применение полученных правил на практике).
Средства обучения: мультимедиа-проектор, ноутбуки, презентация к уроку «Простые механизмы. Рычаг», программа «Интеллектуальная школа», модели простых механизмов (наклонная плоскость, рычаг на штативе), динамометр, набор грузов, линейки, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.,
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, полилог, диалог, работа с текстом, практическая работа за компьютером.
Методы: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.
Ход урока
Этапы урока. | Задачи | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Методический комментарий. |
Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала (Контрольно-оценочный) | Проверка качества усвоения знаний. | Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала | Дети в парах работают в течение отведённого времени с материалом «Физика 7-9.3.2.2 модель «работа и энергия» | Использование задания позволит быстро проверить качество усвоения материала. |
Мотивационно целевой. | Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов. | Диалог с учащимися: - Скажите, достаточно ли большую работу может совершить человек? - Приведите примеры механической работы, которую вам по силам совершить. -Скажите, что препятствует совершению большей работы? | Приводят примеры, отвечая на вопросы учителя. Высказывают свои версии, большинство из которых должно свестись к ограниченности силы, которую может приложить к телу человек. | Важно осуществить целенаправленный переход от работы к силе и к тому, что её нужно увеличить. |
Определение темы урока. | Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи | Продолжает разговор с учащимися: «Попытайтесь, найдя главное звено в нашем состоявшемся только что разговоре, сформулировать тему нашего урока». (Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Какова его тема?) | Определяют тему урока. Предлагают разные варианты: «Способы увеличения человеческой силы», «Устройства для увеличения силы» и т. д. Записывают тему урока в тетрадь. | Если будут предложены темы «как увеличить работу», уточнить, что это – разговор ближайшего будущего. |
Целеполагание | Посредством полилога способствовать развитию риторики. Сформулировать основные цели и задачи урока. | Произносит: «Утверждают, что великий учёный Архимед как-то писал сиракузскому царю Гиерону: «Если бы была другая Земля, я перешёл бы на неё и сдвинул бы нашу Землю». Предположите, как он планировал это сделать». | Могут высказывать собственное мнение, опираясь на реальные возможности развития техники того времени. | На доске появляется плакат с эпиграфом урока (или на слайде). Важно понять: появилась ли у детей цель – узнать о способах получения выигрыша в силе. Необходимо вызвать интерес к предмету разговора, заинтриговав ситуацией. |
Организационно-деятельностный | Сформировать понятие «выигрыш в силе». | 1. Выигрыш в силе. Учитель предлагает решить задачу: - как поднять (убрать с дороги) тяжёлый камень? | Предлагают свои способы решения обозначенной ситуации. Среди вариантов – использование рычага. | Необходимо постараться предоставить возможность каждому учащемуся высказать свою точку зрения; каждому – выполнить практическое задание. Задаваемые вопросы подобрать таким образом, чтобы дети пришли к формулировке понятия самостоятельно. |
Предлагает учащимся проверить предложение использования рычага на примере учебника и ученической линейки. | Выполняют предложенную задачу. Оценивают приложенное усилие при подъёме книги без линейки и с её помощью (качественно). | |||
Ставит новую задачу: «Как закатить тяжёлый груз на некоторую высоту». | Проделывают опыт по подъёму бруска по наклонной плоскости. | |||
Задаёт следующий вопрос: «Какой вывод можно сделать из результатов проделанных опытов?» | Приходят к выводу: «Работу можно совершить с использованием этих устройств, затрачивая меньшую силу, то есть получить выигрыш в силе». | |||
Формирование понятия «простые механизмы». | 2. Простые механизмы. Задаёт вопрос: «Попробуйте дать название устройствам, с которыми мы познакомились. Назовите самые важные признаки этих приспособлений». | Дают определение устройства, опираясь на имеющиеся и полученные знания и опыт. | ||
Формулирует понятие простого механизма. | Записывают формулировку в тетрадь. | |||
Предлагает найти ответы на следующие вопросы через работу с учебником (с.137): - Какие ещё простые механизмы существуют? -Где используют эти простые механизмы? | Составляют перечень простых механизмов: блок, ворот, наклонная плоскость и её разновидности. Приводят примеры использования простых механизмов, опираясь на свой жизненный опыт. | |||
Знакомство с рычагом – видом простых механизмов, разновидностью рычагов. | 3. Рычаг. Предлагает посмотреть рисунки 149 и 150 и попытаться дать определение рычага. При затруднении – работа с текстом (стр. 137). | Дети пытаются сформулировать определение рычага, опираясь на зрительный анализ и свой житейский опыт. В случае затруднения обращаются к последнему пункту с.137. | Основная форма работы на данном этапе – самостоятельное получение знаний. | |
Задаёт вопрос: «Чем отличаются рычаги на рисунках 149 и 150?» | Обучающиеся пользуются материалом «Физика 7-9.3.4.4 модель «Рычаг 1-го рода» и «Физика 7-9.3.4.5 модель «Рычаг 2-го рода» Фиксируют полученную информацию. | |||
Знать, как определяется плечо силы, и уметь находить его численное значение. |
Видеодемонстрация «Физика 7-9.3.3.12 «Моделирование равновесия линейки с грузом» Ставит задачу: установите, при каком соотношении расстояния от точки опоры до точек приложения силы можно получить наибольший выигрыш в силе?»
| Наблюдают Делают вывод. | При необходимости консультировать учащихся. | |
Рассказывает о нахождении плеча силы, иллюстрирует рисунком на доске, демонстрирует. | Выполняют тренажер «Плечо силы» | |||
Опытным путём установить и сформулировать условие равновесия рычага. | 5. Правило равновесия рычага. Ставит задачу: «Используя иссследовательскую модель «Условие равновесия линейки с грузом» -7-9.3.3.13, найдите отношение сил и плеч сил при равновесии рычага. Сделайте вывод». | Записывают плечи сил. Рассчитывают отношение плеч сил и сил. Пытаются сделать вывод. | ||
Выслушивает несколько формулировок условия равновесия рычага. | Записывают условие равновесия в тетрадь. | |||
Рефлексивно-оценочный | Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. | Предлагает пройти тренажер «Условие равновесия твердого тела», затем показываем результат учителю. | решают устно, не записывая расчётов и решения в тетрадь | Коррекция знаний. |
Задание на дом. | Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении дом. работы степень усвоения материала, отработать приёмы; желающим – реализовать свои возможности через выполнение творческого задания. | Комментирует домашнее задание:
прочитать текст учебника §§55,56; проверить свои знания по вопросам после параграфов, составить задачу на тему «Рычаг первого и второго рода». По желанию: предложить конструкцию рычажных весов без разновесов. | Записывают домашнее задание в дневники, вопрос – в тетрадь. |
На уроке с использованием «Интеллектуальной школы», можно отметить повышение интереса детей к уроку физики, который стимулирует на каждом этапе активность учащихся, позволяет самому оценить свою работу и работу товарища и ориентирует на успех.
«Интеллектуальная школа» является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее, существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"
Тема урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов П.Н.Зырянов История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: «Простые механизмы. Рычаг».
вывести и закрепить правило равновесия рычага...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха».
Разработка урока на тему: «Механизмы вдоха и выдоха»....
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"
методическая разработка урока по обществознанию "Механизмы рыночного саморегулирования. Законы спроса и предложения"...