Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

 

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004, программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2005 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_-_9.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

«Утверждено»

Руководитель ШМО

_____        /О. В. Шашкова/

ФИО

Протокол № ____        от

«___» _________        20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____        /С. Г. Ковалева/

ФИО

«___» _________        201_ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

гимназии № 513

_____        /Г. В. Зубковская/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________        201_г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 9-1 класса

Ковалевой Светланы Геннадьевны

учителя физики высшей категории

  1. - 2013  учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  2. овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

                   Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило задачи обучения физике:

  1. освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  4. воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлен информационный компонент, обеспечивающие совершенствование  теоретических знаний по темам, основ безопасности жизнедеятельности, воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности. Во втором — операционный компонент, отражающий практические умения и навыки (освоение техники решения задач и развитие способностей действовать в нестандартных ситуациях. В третьем блоке представлен мотивационный компонент отражающий требования к учащимся. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей ствию с людьми.

Настоящий тематический план учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.

Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ:

  1. 1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года)
  2. 2) Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля 2012 г.)
  3. 3) Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  4. 4) Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике
  5. 5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")
  6. 6) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 (ред. от 29.12.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002)
  7. 7)Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога»

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004, программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2004).

Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2005 г.

Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности классов, тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: в 9 предполагается обучение в объеме 2 часов.  

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по физике и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный .

В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

Тема

Количество часов

Общее

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

1.

Законы взаимодействия и движения тел

25

1

2

2.

Механические колебания и волны. Звук.

11

2

1

3.

Электромагнитные явления

17

1

1

4.

Строение атома и атомного ядра

11

2

1

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Невесомость», «Трансформатор», «Передача электрической энергии на расстояние», «Влияние электромагнитных излучений на живые организмы», «Конденсатор», «Энергия заряженного поля конденсатора», «Колебательный контур», «Электромагнитные колебания», «Принципы радиосвязи и телевидения», «Дисперсия света», «Оптические спектры», «Поглощение и испускание света атомами», «Источники энергии Солнца и звезд». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включена новая. В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины» включена лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины».

Считаю необходимым также внести тему «Математический маятник», так как данный материал необходим при подготовке к итоговой аттестации.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. 13 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Итоговое повторение 2 часа

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

 1: Законы взаимодействия и движения тел

25

1

2

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение

4

1.1.

Механическое движение  

1

1.2.

Траектория, путь и перемещение

1

1.3.

Прямолинейное равномерное движение

1

1.4.

Графическое представление движения

1

Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение

7

1.5.

Прямолинейное равноускоренное движение

1

1.6.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

1.7.

Прямолинейное равноускоренное движение

1

1.8.

Прямолинейное равноускоренное движение

1

1.9.

Относительность механического движения

1

1.10.

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

1

1.11.

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»

1

1

Тема 3. Законы динамики

14

1.12

Первый закон Ньютона

1

1.13.

Второй закон Ньютона

1

1.14.

Третий закон Ньютона

1

1.15

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

1

1.16.

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

1.17.

Решение задач.

1

1.18.

Решение задач.

1

1.19.

Равномерное движение по окружности.

1

1.20.

Решение задач на движение по окружности

1

1.21.

Движение искусственных спутников.

1

1.22.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

1.23.

Решение задач.

1

1.24.

Механическое движение - повторение

1

1.25.

Контрольная работа № 2 по теме «Законы динамики»

1

1

2: Механические колебания и волны

11

2

1

2.1.

Свободные и вынужденные колебания. Характеристики колебательного движения.

1

2.2.

Колебательные системы. Маятники

1

2.3.

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»

1

1

2.4.

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от параметров колебательной системы»

1

1

2.5.

Превращение энергии при колебаниях.

1

2.6.

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1

2.7

Звук. Источники звука. Звуковые волны.

1

2.8.

Распространение звука. Скорость звука.

1

2.9.

Отражение звука. Эхо

1

2.10.

Повторение по теме «Механические колебания и волны»

1

2.11.

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1

1

3: Электромагнитное поле

17

2

1

3.1.

Магнитное поле. Однородное и неоднородное.

1

3.2.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Графическое изображение магнитного поля.

1

3.3.

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

3.4.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

3.5.

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

3.6.

Явление самоиндукции. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

1

3.7.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

3.8

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

3.9.

Конденсатор.

1

3.10.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

3.11.

Электромагнитные волны.

1

3.12.

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

3.13.

Электромагнитная природа света. Интерференция. Дисперсия.

1

3.14.

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

1

1

3.15.

Решение задач

1

3.16.

Повторение темы «Электромагнитное поле»

1

3.17.

Контрольная работа №  4 по теме «Электромагнитное поле»

1

1

4: Строение атома и атомного ядра

13

2

1

4.1.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

4.2.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

4.3.

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

4.4.

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

1

4.5.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

4.6.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

1

4.7.

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

4.8.

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

1

4.9.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

4.10.

Термоядерная реакция. Решение задач по теме  «Ядерная физика»

1

4.11.

Решение задач по теме  «Ядерная физика»

1

4.12.

Повторение темы «Строение атома и атомного ядра»

1

4.13.

Контрольная работа  № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

1

Повторение

2

Итого

68

  1. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа - СР

5

3

3

1

12

Контрольная работа- КР

1

1

2

1

5

Физический диктант - ФД

1

1

2

1

5

Лабораторная работа – ЛР

1

2

1

2

6

Фронтальный опрос – ФО

16

13

20

11

60

Решение задач - РЗ

12

8

11

5

36

Тест

1

1

2

3

7

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  2. смысл  физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  3. смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
  2. оценки безопасности радиационного фона.
  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.     Программы для общеобразовательных  учреждений:  Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.    / Сост. Ю.И. Дик, В.А. Коровин..

2.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике/ Сост В.А. Коровин.

8.     Мультимедийные программы.

9.     А.В. Перышкин, Е. М. Гутник Физика – 8, М.: Дрофа, 2007 г.

5. Сборник задач по физике. 7-9 класс. /Составитель Рымкевич. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2003

6. Сборник задач по физике  10-11 класс. /Составитель Г. Н. Степанова. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2003

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов на год: в неделю 2, всего 68.

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

Что должен знать и уметь обучающийся

1 четверть

1

Механическое движение  

1

ФО

Знать понятия: механическое движение, система отсчета.

Уметь привести примеры механического движения.

2

Траектория, путь и перемещение

1

ФО

РЗ

Знать понятия: траектория, путь и перемещение.

Уметь объяснить их физический смысл

3

Прямолинейное равномерное движение

1

ФО, РЗ, СР

Знать понятие: прямолинейное равномерное движение.

Уметь описать и объяснить.

4

Графическое представление движения

1

ФО, РЗ, СР

Уметь строить графики Х(t), V(t).

5

Прямолинейное равноускоренное движение

1

ФО, РЗ

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить.

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

ФО, РЗ, СР

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении.

Уметь объяснить физический смысл.

7

Прямолинейное равноускоренное движение

1

ФО, РЗ

Уметь решать графические задачи.

8

Прямолинейное равноускоренное движение

1

ФО, РЗ, СР

Уметь применять изученные законы к решению комбинированных задач по механике

9

Относительность механического движения

1

ФО, РЗ

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости.

10

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

ЛР № 1

ФД

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

11

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»

1

КР № 1

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

12

Первый закон Ньютона

1

ФО

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета, уметь объяснять, приводить примеры.

13

Второй закон Ньютона

1

ФО, РЗ

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу для расчета, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить.

14

Третий закон Ньютона

1

ФО

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить. Знать границы применимости.

15

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

1

ФО

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить. Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей.

16

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

ФО, РЗ

Объяснять физический смысл явления – свободное падение.

17

Решение задач.

1

ФО, РЗ, СР

Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении.

18

Решение задач.

1

ФО, РЗ, тест

Уметь решать задачи на применение законов Ньютона.

2 четверть

19

Равномерное движение по окружности.

1

ФО, РЗ

Знать:

-природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

-физическую величину, единицу измерения периода, частоты, угловой скорости, центростремительного ускорения.

20

Решение задач на движение по окружности

1

ФО, РЗ, СР

Уметь применять знания при решении соответствующих задач.

21

Движение искусственных спутников.

1

ФО, РЗ, тест

Уметь рассчитывать первую космическую скорость.

22

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1

ФО, РЗ

Знать понятия: импульс тела и импульс силы. Знать закон сохранения импульса, границы применимости закона.

23

Решение задач.

1

ФО, РЗ, СР

Знать практическое использование закона сохранения импульса. Применять закон для решения задач.

24

Механическое движение - повторение

1

ФО, ФД, РЗ

Обобщение и систематизация знаний

25

Контрольная работа № 2 по теме «Законы динамики»

1

КР № 2

Уметь применять знания законов динамики для решения типовых задач.

26

Свободные и вынужденные колебания. Характеристики колебательного движения.

1

ФО

Знать условия существования свободных колебаний и возникновения вынужденных, привести примеры.

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить.

27

Колебательные системы. Маятники

1

ФО, РЗ

Знать понятие колебательная система, виды маятников и формулы для расчета периода колебаний математического и пружинного маятника.

28

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»

1

ФО

ЛР № 2

Приобретение навыков при работе с оборудованием.

29

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от параметров колебательной системы»

1

ФО,

ЛР № 3

Приобретение навыков при работе с оборудованием. Уметь изображать зависимость величин друг от друга графически.

30

Превращение энергии при колебаниях.

1

ФО, РЗ, СР

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

31

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1

ФО

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн. Знать характер распространения колебательных процессов.

32

Звук. Источники звука. Звуковые волны.

1

ФО

Знать понятие «звуковые волны», привести примеры.

3 четверть

33

Распространение звука. Скорость звука.

1

ФО, РЗ

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах.

34

Отражение звука. Эхо

1

ФО, РЗ, СР

Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить.

35

Повторение по теме «Механические колебания и волны»

1

ФО
ФД
РЗ

Знать основные понятия и характеристики колебательных и волновых процессов, уметь применять формулы для расчета физических величин описывающих эти процессы.

36

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

1

КР № 3

Уметь решать задачи по теме «Механические колебания и волны»

37

Магнитное поле. Однородное и неоднородное.

1

ФО

Знать понятие «магнитное поле».

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Графическое изображение магнитного поля.

1

ФО, РЗ

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков.

39

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

ФО, РЗ, СР

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл). Правило правой и левой руки.

40

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

1

ФО, РЗ

Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить.

41

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

ФО

Знать понятия: электромагнитная индукция, закон электромагнитной индукции; написать формулу и объяснить.

42

Явление самоиндукции. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

ФО

ЛР № 4

Знать понятие «явление самоиндукции»; понятие «электромагнитной индукции»; знать технику безопасности при работе с электроприборами.

43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

ФО

СР

Знать способы получения переменного тока, уметь объяснить; знать устройство и принцип работы трансформатора

44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

ФО

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения электромагнитных волн

45

Конденсатор.

1

ФО, РЗ, тест

Знать устройство, принцип действия, виды и назначение конденсатора. Знать формулу для расчета электроемкости конденсатора.

46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

ФО

РЗ

Знать понятие «колебательный контур», его назначение, применение.

47

Шкала электромагнитных волн.

1

ФО, РЗ

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры

48

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

ФО, Тест

Знать принцип радиосвязи, понятие «модуляция» и «детектирование»

49

Электромагнитная природа света. Интерференция. Дисперсия.

1

ФО

Знать историческое развитие взглядов на природу света. Знать и уметь объяснять явление дисперсии и интерференции. Применение этих явлений в природе и технике.

50

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

1

ФО

Знать механизм испускания света атомами. Виды спектров. Производить наблюдение линейчатых спектров.

51

Решение задач

1

ФО, РЗ

Уметь решать задачи по теме «Электромагнитное поле» как качественные, так и расчетные.

52

Повторение темы «Электромагнитное поле»

1

ФО, ФД

РЗ

Систематизация знаний по теме «электромагнитное поле»

53

Контрольная работа №  4 по теме «Электромагнитное поле»

1

КР № 4

Знать формулы для вычисления основных величин характеризующих магнитное поле, уметь описывать явления связанные с электромагнитным полем.

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

ФО

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей). Фамилии ученых, открывших явление радиоактивности.

4 четверть

55

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

ФО

Знать строение атома – планетарную модель, Уметь показывать на моделях.

56

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

ФО

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности.

57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра.

1

ФО

тест

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений. Знать состав атомного ядра.

58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

ФО, РЗ

Понимать природу ядерных сил, знать понятие «прочность атомных ядер», рассчитывать дефект масс и энергию связи.

59

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

ФО,

ЛР № 5

Понимать механизм деления ядер урана. Знать протекание цепной ядерной реакции.

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1

ФО

СР

Знать устройство ядерного реактора. Преимущества и недостатки атомных электростанций

61

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

ФО,
ЛР № 6

Приобретение навыков при работе с оборудованием

62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

ФО, РЗ

Знать действие радиоактивных излучений на организм и правила защиты от излучений

63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме  «Ядерная физика»

1

ФО, РЗ

Знать условия протекания и применение термоядерной реакции.

64

Решение задач по теме  «Ядерная физика»

1

ФО, РЗ

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

65

Повторение темы «Строение атома и атомного ядра»

1

ФО, РЗ, ФД

Систематизация знаний по теме «Строение атома и атомного ядра»

66

Контрольная работа  № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

КР № 5

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

67

Повторение

1

Тест

68

Повторение

1

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...