изучение Архимедовой силы
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

 

 

"Изучение Архимедовой силы"

Цели:

  1. Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим и теоретическим методами.
  2. Создание условий для формирования способности к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.
  3. Создание условий для развития способности к анализу, синтезу, обобщению.
  4. Развитие памяти и внимания, развитие умений формулировать выводы о физических закономерностях.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости.
  2. Продолжить формирование умения учащихся работать в группах для решения совместной задачи.
  3. Практиковать учащихся применять приёмы активизации мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_arhimedovoy_sily.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Изучение Архимедовой силы"

Цели:

  1. Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим и теоретическим методами.
  2. Создание условий для формирования способности к целеустремлённой работе для достижения совместных и личных целей, воспитание толерантности и уважения к другому мнению, воспитание коммуникабельности.
  3. Создание условий для развития способности к анализу, синтезу, обобщению.
  4. Развитие памяти и внимания, развитие умений формулировать выводы о физических закономерностях.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся обнаруживать наличие силы, выталкивающей тело из жидкости, узнавать от каких факторов зависит (не зависит) величина выталкивающей силы и сформулировать закон Архимеда через установление зависимости силы Архимеда от объёма погруженного в жидкость тела и от плотности жидкости.
  2. Продолжить формирование умения учащихся работать в группах для решения совместной задачи.
  3. Практиковать учащихся применять приёмы активизации мыслительной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование.

Подготовка к уроку.

I Ребята, на сегодняшнем уроке нам придётся неоднократно измерять вес некоторых тел. Напомните, пожалуйста, как это делать? (с помощью динамометра)

Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод.(Рввоздухев воде)

Почему вес тела уменьшается в воде? (действует выталкивающая сила, направленная вверх)

Как рассчитать выталкивающую силу?()

Назовите, какие результаты выталкивающей силы вы получили? (называют разные величины)

Выталкивающую силу называют ещё архимедовой силой.

«Легенда об Архимеде и Гиероне»

Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много –

Сколько нужно – в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Кто может нам рассказать, что было дальше?

Итак, мы знаем о существовании выталкивающей силы и умеем определять её с помощью динамометра.

Для актуализации знаний учитель задаёт проблемный вопрос: Почему у вас получились различные значения архимедовой силы? От чего же зависит величина выталкивающей силы?

Выскажите свои предположения. (Дети высказываются – учитель записывает все гипотезы на доске):

  1. от веса, массы, плотности груза;
  2. от плотности жидкости;
  3. от формы тела;
  4. от объёма тела;
  5. от глубины погружения в жидкость.

Можно ли проверить наши предположения? (Да) – вот этим мы и займёмся сегодня.

Какова же тема урока? (учащиеся сами формулируют тему урока).

Тема: «Изучение архимедовой силы»

(делаем запись в тетрадях)

Давайте проведем опыт с ведёрком Архимеда. По ходу демонстрации я буду задавать вам вопросы:

  1. каковы объёмы ведра и цилиндра? (Vцил = Vвед)
  2. почему пружина растянулась при подвешивании к ней ведёрка с цилиндром?(под действием их веса)
  3. почему пружина сократилась при погружении цилиндра в воду? (под действием Fа, направленной вверх)
  4. какой объём воды вытиснулся цилиндром? (Vв = Vцил = Vвед )
  5. что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?(увеличить вес ведёрка)

Т.о. Fа равна весу воды, вытесненной телом.(Faв – Рж)

Подобные опыты можно проделать не только с жидкостями, но и с газами, результат такой же.

2часть эксперимента: А теперь давайте найдем Архимедову силу другим способом. Известно, что:

Давайте найдем вес вытесненной жидкости, а для этого давайте взвесим нашу жидкость. Вес тела в данном случае будет равен силе тяжести.

Итак мы нашли Архимедову силу двумя способами. Но у нас получилась небольшая погрешность. Это связано с неточностями наших измерений.

Вывод: сила, выталкивающая тело из жидкости (или газа), равна весу жидкости (или газа) в объёме погруженного тела (или его части)

Fa =-

II.Ну, а теперь давайте проверим наши предположения о зависимости силы Архимеда от различных величин. Как это можно сделать? (на опытах и с по-мощью теоретических выводов). Каждая группа проверяет экспериментально какое-то одно предположение, для этого составляется план проведения опыта:

  1. Цель опыта
  2. Выбрать необходимое оборудование
  3. Сделать измерения
  4. Сравнить полученные величины
  5. Сделать вывод, который затем рассказать классу.

В это время теоретики работают у маркерной доски по плану, данному учителем заранее.

Выводы всех групп учащиеся записывают в таблицы(таблицы приготовить заранее для всех в целях экономии времени), учитель на доске;

Архимедова сила

Зависит от:

Не зависит от:

1. объёма тела, Vт

2. плотности жидкости, 

1. формы тела

2. плотности тела

3. глубины погружения

Таким образом, из наших опытов следует, что F ~   V

Пока выполняется практическая часть, «теоретики» записывают на доске свои результаты.(объясняют вывод закона Архимеда)

Сравнивая результаты теоретических выводов и экспериментальных данных проверки наших гипотез, какой вывод мы можем сделать? (результаты совпадают - они верны - наши гипотезы мы подтвердили или опровергли с помощью опытов и теоретических доказательств)

Полученная зависимость, носит название «закон Архимеда»:   = 

Таким образом, цели урока достигнуты.

Рефлексия: ответить на вопросы.

какими двумя способами мы получили новые знания на уроке? (теоретическим и практическим)

в какой последовательности вы проводили опыты? (гипотеза – цель – план – проверка – сравнение – вывод)

можно ли применить полученные сегодня знания о зависимости Fa от Vт и  на практике? – (да) – тогда предлагаю каждому небольшой тест по изученному материалу, (раздаются листочки с заданиями – картинками < Приложение 3>).

Приложение 3. Вопросы – картинки для контроля усвоения нового материала:

  1. Объемы и  массы тел равны, пружины одинаковы, но растянуты различно. Как вы это объясните?

  1. Равны ли архимедовы силы, действующие на мячи? Почему?

  1. С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.

4. Из куска пластилина 1 вылепили фигурку 2. Изменилась ли выталкивающая сила, действующая на «подводную лодку»?

  1. Ученик два раза доливал воду в сосуд. Менялась ли сила, выталкивающая тело?

После выполнения теста обсуждаются его результаты.

III. Домашнее задание: §49, повт.,§48 (? - у), 24(3) – письм., подготовиться к л/р №7.

Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке.

Примечание: урок сопровождается компьютерной презентацией, составленной в программе PowerPoint


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

Урок-исследование "Изучение архимедовой силы" 7 класс

1.     Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные набл...

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Цель: 1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Цель: 1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Цель: 1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...

Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"

Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание,  выполняет его,  результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываю...