Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Миронова Светлана Николаевна

Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание,  выполняет его,  результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываются о результатах и делается общий вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_arhimedovoy_sily.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по физике

 в 7 классе  по теме

« Изучение архимедовой силы»

с приложением технологической карты урока

                                                 Миронова Светлана Николаевна

учитель физики МБОУ

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

                                                                                               

                                                                         

2016

Конспект урока по теме «Архимедова сила»

7 класс

Цели урока:

Образовательная: установить, от каких факторов зависит выталкивающая сила; выяснить условия плавания тел.

Развивающая – развивать умение учиться самостоятельно; развить умение экспериментально определять силу Архимеда при изменении величин; развить умение применять формулу для расчёта архимедовой силы; развивать умения делать выводы на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательная – формировать положительную мотивацию к изучению физики, приближая учебный материал к жизненным ситуациям; воспитывать самостоятельность с одной стороны и умение работать в команде с другой.

 

Тип урока: урок - практикум.

Ведущая технология: технология диалогового взаимодействия.

Методы:

По дидактическим целям и средствам обучения:

обучения – эвристический

преподавания – сообщающий

учения – частично-поисковый, исследовательский

По источнику информации:

словесные - беседа, работа с дидактическим материалом;

наглядные - демонстрация, организация наблюдения за процессом эксперимента;

практические – самостоятельная работа в группах (экспериментальные исследования)

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя:

Сосуд с обыкновенной водой, сосуд с соленой водой, пробка, шарик из картофеля, шарик из пластилина, лодочка из того же пластилина.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся:

Для каждой группы готовится свое оборудование.

Планируемые результаты обучения.

На основе полученных знаний и проведенных исследований уметь объяснять появления Архимедовой силы, зависимости её от объёма тела и плотности жидкости, условия плавания тел, знать проявление Архимедовой силы в повседневной жизни.

Параметры оценивания знаний обучающихся:

активность работы на уроке;

качество оформления результатов эксперимента.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

-Здравствуйте, ребята!

-Поприветствуйте друг друга.

-И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы  физики. Впереди нас ждут интересные открытия.

-Готовы?

-Да!

-Тогда приступим…

     

II. Целеполагание и мотивация

Урок я начну с отрывка из рассказа А.П. Чехова «Степь». Он поможет сформулировать нам тему урока и цель.

«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, до дна не достал, какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно вверх».

О какой же силе идет речь?

Она называется Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Изучение архимедовой силы – пишем тему урока.

А как можно найти величину выталкивающей силы, действующую на Егорушку?

F выт. = Р в возд.- Р в жидкости

Наша Цель?

Выяснить, от чего зависит архимедова сила.

Проблемный вопрос. Предложите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.

Возможные предположения: (гипотезы)

  1. объем тела
  2. плотность тела
  3. форма тела
  4. плотность жидкости
  5. глубина погружения

III. Экспериментальные задания.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры на нитях.

Ход работы:

1. Выпишите плотности тел и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Бланк Отчета

Цилиндры

Плотность, кг/м3

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Архимедова сила, Н

Алюминиевый

Медный

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два пластмассовых цилиндра разного объема  на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости)  архимедовой силы от объема тела.

Бланк Отчета

Цилиндры

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Архимедова сила, Н

Большего объема

Меньшего объема

Вывод:

Задание третьей команде.

Оборудование: сосуд с чистой водой, сосуд с соленой водой, сосуд с подсолнечным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Выпишите плотности данных жидкостей и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующую на цилиндр в каждой жидкости.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

Бланк Отчета

Жидкость

Плотность жидкости, кг/м3

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в жидкости, Н

Архимедова сила, Н

Вода чистая

Вода соленая

Растительное масло

Вывод:

Задание четвертой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндр, погружая его на глубину h1, h2, h3.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

Бланк Отчета

Глубина погружения

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Архимедова сила, Н

h1

h2

h3

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела из пластилина разного объема  в форме шара, куба, цилиндра на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на тела разной формы.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости)  архимедовой силы от формы тела.

Бланк Отчета

Тела

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в воде, Н

Архимедова сила, Н

Шар

Куб

Цилиндр

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:

Архимедова сила

Не зависит от:

1. формы тела;

2. плотности тела;

3. глубины погружения тела.

Зависит от:

1. объема тела,

2. плотности жидкости

Как будет выглядеть формула, для расчета силы Архимеда?

                                                               Fа=pжgvт

Задача у доски:

Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 134 см3 в воде и керосине?

Ответ:  1,34 Н;   1,072 Н – Вывод?

IV. Физминутка: учитель читает стихотворение и показывает упражнения, а ребята сидя за ним повторяют.

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера?

Если правда, хлопай смело.

В атмосфере есть азот?

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород?

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой?

Мы потопаем за партой.

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно.

V. Выяснение условия плавания тел.

Какие силы будут действовать на погруженное в жидкость тело?

Сила тяжести, направленная вертикально вниз, и сила Архимеда, направленная вертикально вверх.

Какими по величине могут быть эти силы?

Больше, меньше или равны друг другу.

Затем устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил.

Выводы:

Fт > Fа – тело тонет

Fт = Fа – тело плавает

Fт < Fа – тело всплывает

 Рисунок на доске:                                      

В отрывке из романа  Иванова «Русь изначальная» рассказывается как воин-разведчик Ратибор собирается незаметно перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную тростину. «Чтоб дышать под водой. Ноздри и уши пловец закрыл желтым воском… Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки».

Каково назначение камня в этом примере?

Далее проводятся демонстрации:

- тело из пробки плавает в воде;

- шарик из картофеля тонет в воде, но плавает в соленой воде;

- шарик из пластилина тонет в воде, а лодочка из пластилина плавает в воде.

В чем же дело? Почему одни тела плавают, а другие тонут?

Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы?

Какова же будет цель нашего следующего задания?

Выяснить условия плавания тел.

Работа в командах.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, медную монету.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Плотность, воды, кг/м3

Вещество

Плотность вещества, кг/м3

Тело тонет или плавает

Сталь, железо

Фарфор

Медь

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: железный шарик, кусочек мрамора, тело из оргстекла

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Плотность, воды, кг/м3

Вещество

Плотность вещества, кг/м3

Тело тонет или плавает

Сталь, железо

Мрамор

Оргстекло

Вывод:

Задание третьей  команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: тело из пробки, деревянный кубик.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Плотность, воды, кг/м3

Вещество

Плотность вещества, кг/м3

Тело тонет или плавает

Пробка

Дерево (дуб)

Вывод:

Задание четвертой  команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: тело из пробки, деревянный кубик.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Плотность, воды, кг/м3

Вещество

Плотность вещества, кг/м3

Тело тонет или плавает

Пробка

Дерево (сосна)

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: брусок из парафина, брусок из льда

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Плотность, воды, кг/м3

Вещество

Плотность вещества, кг/м3

Тело тонет или плавает

Глубина погружения тела (сильно, слабо)

Парафин

Лед

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске:

Ƿт > ƿж – тело тонет

Ƿт < ƿж – тело всплывает

Ƿт = ƿж – тело плавает

А теперь я хочу прочитать вам отрывок из рассказа Паустовского «Кара – Бугаз»

«…Наш кок отправился искупаться, но залив его не принял. Он высоко подкидывал ноги, и при всем желании глубоко погрузиться в воду не мог. Это повеселило команду и улучшило его дурное настроение…»

Почему кок не мог искупаться в заливе?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, как заставить тело плавать?       Ответы детей.

Какие задачи мы перед собой ставили?

1. Выяснить, от чего зависит сила Архимеда.

2. Выяснить условия плавания тел.

Справились ли мы с поставленными задачами?

Какое слово выкрикнул Архимед, когда нашел решение?     Э В Р И К А !!!

Рефлексия.

Каждому обучающемуся выдается картинка: ребята должны разукрасить шарик в соответствии с их настроением.

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок не очень понравился, потому что мне не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Домашнее задание:

Написать синквейн на тему «Архимедова сила».

Технологическая карта урока по теме «Архимедова сила»

                                                                                      7 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

1

Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

Готовность  к уроку

Личностные УУД:

нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД:

умение слушать

2

Целеполагание и мотивация

Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»

Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

(Действие жидкости и газа на погруженное в них тело)

Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Формулируют: что требуется узнать.

Формулировка учащимися  темы урока и определение целей урока

Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Познавательные УУД:

Анализируют, работают самостоятельно

3

Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)

Организует проведение экспериментов в группах и обсуждение результатов

1 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности тела.

2 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от объема  тела.

3 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности жидкости.

4 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от глубины погружения тела.

5 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от формы  тела.

Проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Выяснили, что Fа  не зависит от плотности тела.

Выяснили, что Fа   зависит от объема тела.

Выяснили, что Fа   зависит от плотности жидкости

Выяснили, что Fа   не зависит от глубины погружения тела.

Выяснили, что Fа   не зависит от формы тела.

Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о выталкиваю-щей силе делают сами учащиеся

Личностные УУД

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях                       Регулятивные УУД                                       Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль  способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов                                   Познавательные УУД:                                  Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий                               Коммуникативный УУД:                            Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

4

Первичная проверка понимания

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Решение задачи у доки и сравнение расчетов с результатами опытов.

Понимание основных понятий и материала урока

Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера                         Коммуникативные УУД:                                         Умение  выражать свои мысли

5

Физминутка

Читает стихотворение и показывает движения

Повторяют за учителем

Смена деятельности повышает дальнейшую умственную активность и внимательность

6

Первичное закрепление новых знаний

Создает проблемную ситуацию, которую можно  разрешить на основе  проведенных экспериментов и сделанных выводов.

1 и 2 Группы выясняют условия, при которых тело тонет

3 и 4 Группы выясняют условия, при которых тело всплывает

5 Группа выясняет условие плавание тела внутри жидкости

Выполняют задание в команде, обсуждают полученные результаты, заполняют бланки отчета и записывают вывод.

Выяснили, что тело тонет, когда плотность тела больше плотности жидкости.

Выяснили, что тело всплывает, когда плотность тела меньше плотности жидкости.

Выяснили, что тело плавает, когда плотность тела примерно равна плотности жидкости. Чем ближе плотность тела к плотности жидкости, тем большая часть тела будет находиться внутри жидклсти.

Через организацию групповой практической работы  учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты

Личностные УУД

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях                       Регулятивные УУД Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений                                Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера                         Коммуникативные УУД:                                         Умение работать в команде.

Умение  выражать свои мысли

7

Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)

Организует обсуждение результатов занятия

Отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока

Формулировка учащимися: достижение каких  целей урока было достигнуто в ходе урока

Личностные УУД:

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения                                  Познавательные УУД:

Умение обобщать, формулировать вывод

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Синквейн по теме «Архимедова сила»

Восприятие, осознание  Д/З, запись

Запись учащимися Д/З в дневниках

Личностные УУД:

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно     Регулятивные УУД:                                       Организация учащимися своей учебной деятельности

Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать фразу и выполнить соответствующий рисунок::

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок мне не очень понравился, потому что  не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Выбирают фразу и делают рисунок  в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях

Личностные УУД:

Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях                                    Регулятивные УУД:                                       Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"

Урок в 7 классе по теме "Архимедова сила"...

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

«Архимедова сила»

7 класс «Архимедова сила»....

Архимедова сила

Архимед вычислял вес короны....

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...

Решение задач методом Ключевых ситуаций. Контрольная работа №1. 7-ой класс." Плотность характиеризует вещество". "Архимедова сила"..

Дистанционный курс повышения квалификации "Как научиться решать задачи по физике (основная школа).Подготовка к ГИА". В школьном курсе огромное количество задач, которые можно сгруппировать вокруг неск...