Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

 

Цель:

1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.

2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные наблюдения, формулировать выводы.

3.     Формирование навыков выполнения измерений с помощью различных физических приборов

Оборудование: динамометр, калориметрические тела, стакан с водой, мензурка с водой, стакан с насыщенным раствором соли (с глицерином), пластилиновый шарик, нитки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_arkhimedova_sila.docx207.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Автор - учитель физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина

 Щёлковсого муниципального района Московской области

Серединой Аллы Викторовны,

 учителя высшей квалификационной категории.

Цель:

  1. Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.
  2. Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные наблюдения, формулировать выводы.
  3. Формирование навыков выполнения измерений с помощью различных физических приборов

Оборудование: динамометр, калориметрические тела, стакан с водой, мензурка с водой, стакан с насыщенным раствором соли (с глицерином), пластилиновый шарик, нитки.

Ход работы:

  1.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
  • Что такое выталкивающая сила?
  • Почему она возникает?
  • Как можно обнаружить выталкивающую силу?  Вспомните лабораторную работу «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

Измерим динамометром  вес тела в воздухе Р0, вес тела в жидкости – Р.

Архимедова сила равна FА= Р0  - Р.

  1. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.

Вопрос учителя: от чего, как вы думаете, зависит архимедова сила?

Фиксация гипотез учащихся на доске.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.

Опыт №1: Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела.

Вопрос учителя: Какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?

Подвесьте пластилиновый шарик на нити к крючку динамометра и опустите шарик в мензурку с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Выньте шарик из воды и измените произвольным образом его форму. Повторите опыт. Зависит ли архимедова сила от формы тела? Найдите объём пластилинового тела.

Опыт №2:  Исследование выталкивающей силы от объёма тема.

Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой. Найдите объём металлического цилиндра.

Сделайте вывод, зависит ли  выталкивающая сила от объёма тела.

Опыт №3:  Исследование выталкивающей силы от глубины погружения.

Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой.  Изменяя глубину погружения металлического цилиндра, наблюдайте за показаниями динамометра. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения цилиндра в воду.

Опыт №4: Исследование зависимости архимедовой силы от веса тела  и его плотности.

Вопрос учителя: какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?

Повторите опыт с двумя оставшимися металлическими цилиндрами. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело, от веса этого тела?

Опыт №5: Исследование зависимости выталкивающей силы от объёма погружённой части тела в жидкость.

         Подвесьте цилиндр к крючку динамометра и, медленно опуская шарик в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объёма погружённой части тела? Сделайте вывод.

Опыт №6: Исследование зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Перенесите снова металлический цилиндр в стакан с водой, заметьте показания динамометра. Затем перенесите тот же цилиндр в насыщенный раствор поваренной соли. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности жидкости.

Сделайте общий вывод, от чего зависит архимедова сила.

Рефлексия.

Методические рекомендации: работу в полном объёме удобно выполнять на сдвоенном уроке. На обычном уроке можно предложить группам учащихся (рядам) проверить одну-две гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

изучение Архимедовой силы

"Изучение Архимедовой силы"Цели:Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим и теоретическим методами.Создание условий для формирования способности к...

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Урок-исследование "Изучение архимедовой силы" 7 класс

1.     Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные набл...

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Цель: 1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...

Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.

Цель: 1.     Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2.     Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...

Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"

Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание,  выполняет его,  результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываю...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...