Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Цель:
1. Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.
2. Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные наблюдения, формулировать выводы.
3. Формирование навыков выполнения измерений с помощью различных физических приборов
Оборудование: динамометр, калориметрические тела, стакан с водой, мензурка с водой, стакан с насыщенным раствором соли (с глицерином), пластилиновый шарик, нитки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_arkhimedova_sila.docx | 207.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.
Автор - учитель физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагарина
Щёлковсого муниципального района Московской области
Серединой Аллы Викторовны,
учителя высшей квалификационной категории.
Цель:
- Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.
- Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные наблюдения, формулировать выводы.
- Формирование навыков выполнения измерений с помощью различных физических приборов
Оборудование: динамометр, калориметрические тела, стакан с водой, мензурка с водой, стакан с насыщенным раствором соли (с глицерином), пластилиновый шарик, нитки.
Ход работы:
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
- Что такое выталкивающая сила?
- Почему она возникает?
- Как можно обнаружить выталкивающую силу? Вспомните лабораторную работу «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».
Измерим динамометром вес тела в воздухе Р0, вес тела в жидкости – Р.
Архимедова сила равна FА= Р0 - Р.
- ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.
Вопрос учителя: от чего, как вы думаете, зависит архимедова сила?
Фиксация гипотез учащихся на доске.
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ.
Опыт №1: Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела.
Вопрос учителя: Какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?
Подвесьте пластилиновый шарик на нити к крючку динамометра и опустите шарик в мензурку с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Выньте шарик из воды и измените произвольным образом его форму. Повторите опыт. Зависит ли архимедова сила от формы тела? Найдите объём пластилинового тела.
Опыт №2: Исследование выталкивающей силы от объёма тема.
Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой. Найдите объём металлического цилиндра.
Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от объёма тела.
Опыт №3: Исследование выталкивающей силы от глубины погружения.
Возьмите металлический цилиндр и опустите его полностью в стакан с водой. Изменяя глубину погружения металлического цилиндра, наблюдайте за показаниями динамометра. Сделайте вывод, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения цилиндра в воду.
Опыт №4: Исследование зависимости архимедовой силы от веса тела и его плотности.
Вопрос учителя: какие приборы понадобятся для проверки данной гипотезы?
Повторите опыт с двумя оставшимися металлическими цилиндрами. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело, от веса этого тела?
Опыт №5: Исследование зависимости выталкивающей силы от объёма погружённой части тела в жидкость.
Подвесьте цилиндр к крючку динамометра и, медленно опуская шарик в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объёма погружённой части тела? Сделайте вывод.
Опыт №6: Исследование зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.
Перенесите снова металлический цилиндр в стакан с водой, заметьте показания динамометра. Затем перенесите тот же цилиндр в насыщенный раствор поваренной соли. Сделайте вывод, зависит ли архимедова сила от плотности жидкости.
Сделайте общий вывод, от чего зависит архимедова сила.
Рефлексия.
Методические рекомендации: работу в полном объёме удобно выполнять на сдвоенном уроке. На обычном уроке можно предложить группам учащихся (рядам) проверить одну-две гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
изучение Архимедовой силы
"Изучение Архимедовой силы"Цели:Создание условий для самостоятельного вывода учащимися закона Архимеда эмпирическим и теоретическим методами.Создание условий для формирования способности к...
урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...
Урок-исследование "Изучение архимедовой силы" 7 класс
1. Формирование УУД исследовательской деятельности: выдвижения гипотез, подбор лабораторного оборудования для их экспериментальной проверки, умение проводить научные набл...
Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.
Цель: 1. Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2. Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...
Урок-исследование «Изучение архимедовой силы» 7 класс.
Цель: 1. Опытным путём определить, от чего зависит, а от чего не зависит выталкивающая сила.2. Формирование УУД исследовательской деятельности: вы...
Урок-практикум "Изучение архимедовой силы"
Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание, выполняет его, результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываю...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...