Элективный курс Физика природных явлений
элективный курс по физике (10 класс) по теме
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов в рамках профильной подготовке, может быть использована во внеклассной работе с учащимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике, желающих познакомится с различными физическими явлениями, которые происходят в природе.
Курс рассчитан на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_fizika_prirodnyh_yavleniy.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
« Физика природных явлений »
10 -11 класс
Учитель физики: Зорина М. В.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов в рамках профильной подготовке, может быть использована во внеклассной работе с учащимися 10-11 классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике, желающих познакомится с различными физическими явлениями, которые происходят в природе.
Курс рассчитан на 34 часа.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научаться находить информацию по данной теме, готовить доклады по избранным темам, решать несложные физические задачи.
Цели курса:
- формирования интереса к изучению физики;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи курса:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания;
- развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Природа – эта гигантская физическая лаборатория – наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в предмете «физика», условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Достаточно глубокое изучение физики природных явлений стало возможным, в основном, лишь в наше время – благодаря успехам современной физики, а также химии и биологии. Изучение физики природных явлений позволяет успешно решать различные технические проблемы.
Основным содержанием курса является знакомство с природными явлениями, их особенностями, характерными свойствами, разновидностями. Курс опирается на знания и умения, полученными учащимися в основной школе.
Основными формами занятий являются лекции, семинары, работ с рекомендуемой литературой.
Реализуя с учащимся содержание программы, учитель может использовать различные видеоматериалы.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащегося и ориентирована на развитие логического мышления, умения и творческих способностей учащихся.
Программа курса
10 класс (17ч)
Раздел 1. Природа и человек (1 ч).
Раздел 2. Туман (2 ч).
Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар. Возникновение тумана. Туман и цвет.
Раздел 3. Облака (2ч).
Адиабатное расширение газа. Как образуются облака. Микрофизика облаков. Серебристые облака.
Раздел 4. Грозовая туча (2 ч).
Два вопроса, касающиеся физики процессов в туче. Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля?
Раздел 5. Вулканы и гейзеры (2ч).
Путешествие в недра Земли. Характер вулканических извержений.
Физика гейзера. Гейзеры и обычные термальные источники.
Раздел 6. Землетрясения (2ч).
Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений
Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений.
Раздел 7. Снег и лед (2ч).
Десять вопросов – десять ответов. Что такое режеляция. Практическое снеговедение
Раздел 8.Метель (2ч).
Какие бывают метели. Волны на снегу.
Метелевое электричество.
Раздел 9. Лавина (2ч).
Когда рождаются лавины. Физика возникновения лавин. Внимание лавина! Борьба с лавинной опасностью.
11 класс (17 ч)
Раздел 1. Закат солнца (2 ч).
Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы».
Раздел 2. Мираж (2 ч).
Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде.
Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения.
Раздел 3. Радуга (2 ч).
Радуга глазами внимательного наблюдателя. Ход светового луча в капле дождя.
Радуга на других планетах. Физика и красота.
Раздел 4.Гало (2 ч).
Структура гало в общем случае. Общие замечания о физике гало.
Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Ложные солнца.
Раздел 5.Полярное сияние (2ч).
Формы полярных сияний. Магнитное поле Земли.
Люминесценция. Магнитные бури.
Раздел 6.Живой свет (2ч).
Свечение моря. Особенности свечения живых организмов.
Хемилюминесценция. Биолюминесценция.
Раздел 7.Эхо (2 ч).
Мир звуков.
Эффект Доплера.
Раздел 8.Природные сонары (2 ч).
Сонары летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров.
Сонар дельфинов. Другие природные сонары.
Раздел 9. Волны на море (1 ч).
Учебно-тематический план
10 класс | ||
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
1 | I.Природа и человек. | 1 |
II.Туман | 2 | |
2. | Туман глазами внимательного наблюдателя. Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар. | |
3. | Возникновение тумана. Туман и цвет. | |
III.Облака | 2 | |
4 | Адиабатное расширение газа. Как образуются облака | |
5 | Микрофизика облаков. Серебристые облака. | |
IY.Грозовая туча. | 2 | |
6 | Два вопроса, касающиеся физики процессов в туче. | |
7. | Атмосферное электричество. Как быстро могла бы разрядиться Земля? | |
Y.Вулканы и гейзеры. | 2 | |
8. | Путешествие в недра Земли. Характер вулканических извержений. | |
9. | Физика гейзера. Гейзеры и обычные термальные источники | |
YI.Землетрясения. | 2 | |
10 | Основные понятия и характеристики. Три типа землетрясений. | |
11 | Что происходит в очаге землетрясения? К вопросу о предсказании землетрясений. | |
YII.Снег и лед. | 2 | |
12. | Десять вопросов – десять ответов. | |
13. | Что такое режеляция. Практическое снеговедение. | |
YIII.Метель. | 2 | |
14. | Какие бывают метели. Волны на снегу. | |
15. | Метелевое электричество. | |
IX.Лавина. | 2 | |
16. | Когда рождаются лавины. Физика возникновения лавин. | |
17. | Внимание лавина! Борьба с лавинной опасностью. | |
Всего: 17 ч |
11 класс | ||
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
I.Закат солнца. | 2 | |
1. | Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Рефракция света в атмосфере. | |
2. | Зелёный луч. Объяснение появления «слепой полосы» | |
II.Мираж. | 2 | |
3. | Некоторые виды миражей. Искривление светового луча в оптически неоднородной среде. | |
4. | Двойные и тройные миражи. Миражи сверхдальнего видения. | |
III.Радуга. | 2 | |
5. | Радуга глазами внимательного наблюдателя. Ход светового луча в капле дождя. | |
6. | Радуга на других планетах. Физика и красота. | |
IY.Гало. | 2 | |
7. | Структура гало в общем случае. Общие замечания о физике гало. | |
8. | Объяснение возникновения малого гало. Большое гало. Ложные солнца. | |
Y.Полярное сияние. | 2 | |
9. | Формы полярных сияний. Магнитное поле Земли. | |
10. | Люминесценция. Магнитные бури. | |
YI. Живой свет. | 2 | |
11. | Свечение моря. Особенности свечения живых организмов. | |
12. | Хемилюминесценция. Биолюминесценция. | |
YII.Эхо. | 2 | |
13. | Мир звуков. | |
14. | Эффект Доплера. | |
YIII. Природные сонары. | 2 | |
15. | Сонары летучих мышей. Удивительные свойства природных сонаров. | |
16. | Сонар дельфинов. Другие природные сонары. | |
17. | IX.Волны на море. | 1 |
Всего: 17 ч |
Литература
Л.В. Тарасов «Физика в природе». Москва: «Просвещение» ,1988
Дополнительная литература
1.А.Л.Булат. Оптические явления в природе.- М.: Просвещение, 1974.
2.А.В.Владимиров. Рассказы об атмосфере. – М.: Просвещение, 1981.
3.Д.Гринффин. Эхо в жизни людей и животных. Пер. с англ.. – М.:Физматгиз,1961.
4.И.М.Имятинов, Е.В.Чебарина, Я.М. Шварц. Электричество облаков.- Л.:Гидрометеоиздат,1971.
5.К.С. Лосев. По следам лавин. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
6.Г.Мизун. Полярные сияния.- М.: Наука, 1983.
7.М. Миннарт. Свет и цвет в природе. : Пер. с англ.- М.: Наука, 1969.
8.А.П.Муранов. В мире необычных и грозовых явлений природы. – М.: Просвещение, 1977.
9.Б.Ф.Сергеев. Живые локаторы океана.- Л.: Гидрометеоиздат,1980.
10. К.Г. Стафеев. Жизнь вулкана. М.: Просвещение, 1982.
11.И.П.Стаханов. О физической природе шаровой молнии. – М.: Энергоатомиздат, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Физика и автомобиль"
В элективном курсе затрагиваются вопросы, которые помогут более осмысленно и грамотно эксплуатировать автомобиль....
Элективный курс "Физика человека"
Содержится программа элективного курса "Физика человека" и рабочая тетрадь к нему....
Элективный курс "Физика в профессиях"
Элективный курс "Физика в профессиях" предназначен для учащихся 8-9 классов, которым предстоит выбрать профиль дальнейшего обучения http://narod.ru/disk/35299038001/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%...
Элективный курс "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека"
Программа элективного курса "Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека" предназначкна для учащихся 9 класса.Данный курс формирует общее представление о взаимодействии общества и природы, ...
Элективный курс "Физика и опыт"
Курс предпрофильной подготовки для 8,9 классов (16 часов). Включает пояснительную записку, тематический план,теоретический материал, задания, используемую литературу....
разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"
В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика и медицина",дается обоснование и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...
Элективный курс 9 кл.( 16 ч).Физика природных явлений
Элективный курс 9 кл.( 16 ч).Физика природных явлений...