Внеклассная работа по физике:конкурсы и викторины
презентация к уроку по физике (9 класс) по теме

Самсонова Татьяна Анатольевна

                         В работе приводится конкретный материал(вопросы,простые опыты),которые можно использовать во внеурочной деятельности . Проводимые ежегодно тематические "Недели физики" играют большую роль в развитии интереса к предмету . Приведенные в этой работе викторины и конкурсы творческий учитель сможет использовать в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Как наша прожила б

планета,

                                                                                                                       Как люди жили бы  

                                                                                                                                                             на ней

                                                                                                                               Без теплоты, магнита,

                                                                                                                                                      света

                                                                                                                               И электрических лучей?

А. Мицкевич

Викторина: “Сердце, отданное в науке”

1. Конкурс “Колесо истории”

  1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона.
  2. В каком университете (и колледже) учился Ньютон с 1661г.?
  3. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета?
  4. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?
  5. От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?
  6. Достиг ли Ньютон вершин славы и признания при жизни?
  7. Где похоронен Ньютон?

2. Кроссворд “Замечательные ученые-физики”

 

По вертикали:

1. Русский ученый, установивший законы внешнего фотоэффекта. 2. Российский физик и астрофизик, развивающий теории сверхпроводимости и происхождения космических лучей. 3. Английский физик, установивший статистический закон распределения молекул по скоростям. 6. Французский физик и инженер, установивший совместно с Ломоносовым уравнения состояния идеального газа. 7. Французский физик и химик, открывший один из газовых законов. 9. Итальянский физик и астроном. Один из основоположников экспериментальной физики. 14. Английский физик, осуществивший цель  “превратить магнетизм в электричество”. 15. ученый, подтвердивший в 1922г. квантовую теорию света.17. немецкий врач, один из первооткрывателей закона сохранения энергии. 20. Французский ученый и инженер, разработавший принцип действия идеальных тепловых машин. 22. Французский ученый, именем которого назван один из газовых законов. 24. Великий французский физики математик, один из основоположников электродинамики.

По горизонтали:

4. Русский физик, автор фундаментальных работ в области изучения природы света. 5. Великий русский ученый, разработавший теорию образования атмосферного электричества. 8. Французский ученый, установивший важный газовый закон. 10. Русский ученый, указавший на повторяемость свойств химических элементов. 11. Немецкий естествоиспытатель, внесший вклад в установление закона сохранения энергии. 12. Английский ученый, экспериментально открывший один из газовых законов. 13. Творец классической механики. 16. Ученый, пытавшийся обнаружить движение Земли относительно неподвижного эфира. 18. Физик-теоретик, выдвинувший теорию квантов.19. Изобретатель ”беспроволочного телеграфа”.21.  Создатель теории относительности. 23. Итальянский ученый, открывший важную закономерность между числами молекул в равных объемах газов.

25. Голландский ученый, основатель электронной теории строения вещества. 26. Выдающийся организатор науки, создатель первой советской школы физиков. 27. Английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии, доказавший, что теплоту можно получить за счет механической работы. 28. Ученый, открывший явление электростатической индукции.        

3. Кроссворд “наоборот

1. 24 часа

2. Первый в мире летчик космонавт.

3. Изменение скорости в единицу времени.

4. Сумма длин всех участков траектории, пройденным телом за рассматриваемый промежуток времени.

5. Единица измерения пути…

6. Произведение массы тела на его скорость.

7. Секунда – единица измерения.

4. Физика в живой природе.

  1. Почему при закрытых дверях и окне шум с улицы или из коридора в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.
  2. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью “поет”, если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу?
  3. Когда гроза, как можно определить на каком расстоянии находится эпицентр грозы?
  4. Почему трубы отопления так хорошо передают звук?
  5. Почему кричат?
  6. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку?

7   Что общего между ракетой и кальмаром?

8.   Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ.  

9.   Место магнита, где наблюдается наиболее сильное магнитное поле.

10.   Ядро атома состоит из протонов и нейтронов…….

11.   Тело, обладающее намагниченностью, т.е. создающее магнитное поле.

12.   Линия по которой движется тело.

13.   Семья французских физиков, создавшая учение о радиоактивности.

14.   Что называется математическим маятником?

15.   Что такое волна?

16. Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит?

17. Проводя опыты с электризацией человек, его ставят на изолированную скамеечку. Почему?

18. Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх?

19. Какова (приблизительно) электроемкость человека?

20. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

21. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

22. Франклин говорил, что разрядом электричества от батареи он не мог убить мокрую крысу, в то время как сухая крыса мгновенно погиб от такого же разряда. Чем это объясняется?  

23. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

24. Отчего зависит биологическое действие и какой величины ток может вызвать смертельный исход?

25. Какие изменения вызывает ток в теле человека?

26. Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряжения соприкасается с лей, рекомендуется стоять на одной ноге?

27. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?

28. Молния чаще ударяет в деревья с глубоко проникающими в почву корнями. Почему?

29. Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб?

30. Почему птиц безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи?

31. Бывают случаи, когда птицу, сидящую на проводе линии электропередачи, убивает током. При каких обстоятельствах это может произойти?

32. Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают ток.

33. Почему близорукие люди могут читать мелкий текст?

34. Почему наступлением темноты мы становимся, как бы близорукими и очертания предметов перестают быть резкими?

36. Объясните с точки зрения оптики выражение:”Ночью все кошки серы“?

37. Почему ночью при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся как бы остановившимися?

38. Почему тигры, кошки и некоторые другие животные видят в темноте?



Предварительный просмотр:

Вопросы викторины «Физические опыты»

1. Имея пипетку, стакан воды и мензурку с большой ценой деления определите среднюю массу одной капли воды.

Как увеличить точность измерения массы капли воды с теми же приборами?

Правильный ответ оценивается в 4 балла.

2. Имеется сухой песок, манная крупа, горох и древесные опилки. Какое из данных сыпучих тел можно насыпать горкой конической формы наибольшей крутизны? Почему?

Ответ проверьте опытом, насыпая каждое вещество на лист бумаги через воронку с одинаковой высоты.

Правильный ответ оценивается в 3 балла.

3. В большую пробирку с водой вставить малую и перевернуть их вверх дном. Что произойдет?  Проделать опыт и обосновать ответ.

Правильный ответ оценивается в 4 балла.

4. Как, не передвигая и не наклоняя стаканы, перелить воду из верхнего в нижний?

Предложить несколько способов (способы должны существенно отличаться друг от друга). Способы обосновать и подтвердить опытами.

                                 

Правильный ответ оценивается в 3 балла за каждый вариант.

5. В каком случае уровень воды в сосуде поднимется больше: когда в него опускают связанные ниткой кусок дерева с кусочком свинца, так, чтобы они плавали, или когда эти тела не связаны друг с другом? Ответ обоснуйте и проверьте опытом.

Правильный ответ оценивается в 5  баллов.

6. На столе лежит стальной стержень от штатива. Какую работу надо совершить, чтобы поставить его вертикально? Для решения используйте линейку или измерительную ленту.

Правильный ответ оценивается в 4 балла.

7. Собрать установку по рисунку.  Одинаковы ли будут показания динамометра при равномерном подъеме и опускании груза с учетом трения. Почему?   Определите силу трения в блоке и вес груза.    

Правильный ответ оценивается в 4 балла.

8. Будет ли кипеть вода в пробирке, если в стакане  она будет кипеть?   (см. рисунок).

Ответ объяснить и проверить опытом.  

Правильный ответ оценивается в 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа "Викторина -- Эрудит"

Работа в форме теста ,для выявления кругозора...

Для внеклассной работы. Викторина о снежинках для учащихся 7-9 классов.

В данной викторине содержатся 18 вопросов об образовании снежинок, об истории изучения этого прекрасного природного явления. Рекомендуется для внеклассной работы по предмету....

Викторина для внеклассной работы.

Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга....

Внеклассная работа по русскому языку. Грамматические викторины

Грамматические викторины являются одним из видов языковых игр. Викторина проводится между учащимися одного класса....

Внеклассная работа. Сценарий викторины по искусству для учеников начальной школы.

Викторина по искусству в начальной школе является подведением итогов изучения предмета в течение года. Викторина проводится как праздник для детей и поэтому в ней много игровых и шутливых заданий. Про...

Внеклассная работа. Сценарий викторины по искусству для учеников 5-7 классов.

Викторина по искусству для учеников 5-7 классов проводится как обобщающее занятие-игра в конце учебного года. Проводят викторину ученики старших классов, они же составляют жюри, которое подводит итоги...