рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа (физика, 10 класс) по теме
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Примерной программы основного общего образования по физике( МО РФ) сборник нормативных документов, Физика.М. Дрофа, 2008
Авторской программы Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. С. 115—120).
Учебника (включен в Федеральный перечень):
«Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2008.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika10klass.zip | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Орзуева Наталья Анатольевна
Учитель физики и математики
МКОУ Таяндинская СОШ
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по физике 10 класс
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Примерной программы основного общего образования по физике( МО РФ) сборник нормативных документов, Физика.М. Дрофа, 2008
Авторской программы Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия: 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. С. 115—120).
Учебника (включен в Федеральный перечень):
«Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2008.»
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Значение физики в школьном образовании в средней (полной ) школе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и
тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Основные цели изучения курса физики в 10 классе:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике длят объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения содержания физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна,
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
• смысл физических законов: всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
• отличать гипотезы от научных теорий;
делать вывод на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
• рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Требования к знаниям учащихся на базовом уровне не предусматривают умения решать задачи. Таким образом, изучение предмета на этом уровне не ставит своей задачей подготовки выпускников к ЕГЭ по физике.
Рабочая программа выполняет функции:
- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.
Учебно-тематическое планирование рассчитано на изучения физики в 10 классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю). Основное содержание тематического планирования и его структура соответствуют содержанию и структуре УМК «: Физика- 10 кл. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2009.»
В обучении физике в данном 10 классе применяются дистанционные образовательные (ДО)технологии. В Программе отмечены элементы контроля ДО.
Учебный план
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса по классам
Основное содержание | Всего по программе | Рабочая программа | Всего | |
10 класс | 11 класс | |||
1. Введение. Основные особенности | 1 | 1 | 1 | |
2. Механика | 22 | 22 | 22 | |
| 21 | 21 | 21 | |
4. Электродинамика | 32 | 21 | 11 | 32 |
5. Колебания и волны | 10 | 10 | 10 | |
6. Оптика | 10 | 10 | 10 | |
7. Основы специальной теории относительности | 3 | 3 | 3 | |
8. Квантовая физика | 13 | 13 | 13 | |
9. Строение и эволюция Вселенной | 10 | 10 | 10 | |
10. Значение физики для понимания мира | 1 | 1 | 1 | |
Обобщающее повторение | 13 | 3 | 10 | 13 |
Резервное время | ||||
Всего | 136 | 68 | 68 | 136 |
Информационно-методическое обеспечение
1.Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. —— М.: Просвещение, 2008.»
2.Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/
3. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
4. «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10 - 11 классы» (М.: Просвещение. - (Стандарты второго поколения)
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011 / 2012 учебный год. Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2080.
Учебно-методическое обеспечение
1.В. А. Волков. Поурочные разработкипо физике:10 класс. М. ВАКО,2006
2. А. П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 классы,2008
10 КЛАСС (68 часов – 2 часа в неделю)
№ урока | неделя | дата | Тема урока | ЗУНы в соответствии с ОМСО | ОУУН учащихся | Домашнее задание |
Кинематика (10 часов) | ||||||
1/1 | 1 | Систематизация знаний по механике за курс основной школы | ||||
2/2 | 1 | Классическая механика. Движение точки и тела | 1. Понимать сущность метода научного познания мира 2. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование совр.мировозрения 3.указывать границы применимости механики Ньютона | Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование явлений Гипотеза Физические законы | §1-3 | |
3/3 | 2 | Положение точки в пространстве. Вектор и проекция вектора на ось | указывать границы применимости представления тела материальной точкой | Механичсеское движение и его относительность | § 4,5, упр. 1 (1) | |
4/4 | 2 | Способы описания движения. Перемещение. | Прямолинейного равноускоренного движения | § 6 упр.1 (2) | ||
5/5 | 3 | Скорость и перемещение точки при равномерном прямолинейном движении | § 7,8 упр.1 (3) | |||
6/6 | 3 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | § 9,10 упр.2 (1) | |||
7/7 | 4 | Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Уравнение движения точки с постоянным ускорением. | § 11-14 упр.3 (1,2) | |||
8/8 | 4 | Свободное падение тел. Движение тела под углом к горизонту | измерять ускорение свободного падения | § 15,16 упр.4 (1) | ||
9/9 | 5 | Равномерное движение точки по окружности .Л.р. №1 «Изучение движения тела по окружности» | § 17-19, упр.5 (2) | |||
10/10 | 5 | Контрольная работа №1 «Кинематика» | ||||
Динамика (8 часов) | ||||||
11/1 | 6 | Первый закон Ньютона. Сила | Законы динамики Использование законов механики для объяснения движения небесных тел | § 20-22 | ||
12/2 | 6 | Второй закон Ньютона | § 23-25, упр. 6(7) | |||
13/3 | 7 | Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета | § 26-28 | |||
14/4 | 7 | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | § 29-32 | |||
15/5 | 8 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость | § 33, упр.7(1) | |||
16/6 | 8 | Деформация. Закон Гука | Измерять жесткость пружины Указывать границы применимости закона Гука | § 34, 35 | ||
17/7 | 9 | Силы трения | Измерять коэф. трения скольжения. | § 36-38 | ||
18/18 | 9 | Контрольная работа №2 «Динамика» | ||||
Законы сохранения в механике. Статика (6 часов) | ||||||
19/1 | 10 | Закон сохранения импульса | указывать границы применимости законов сохранения раскрывать смысл законов вычислять скорости, используя закон сохранения энергии описывать преобразование энергии при своб.падении, движение тел с учётом энергии | Законы сохранения в механике | § 39-42,упр.8(1) | |
20/2 | 10 | Кинетическая энергия. Работа силы тяжести. | § 43-47 | |||
21/3 | 11 | Потенциальная энергия работа силы упругости | § 48-49 | |||
22/4 | 11 | Закон сохранения энергии в механике | § 50,51 | |||
23/5 | 12 | Равновесие абсолютно твердого тела | § 52-54 | |||
24/6 | 12 | Контрольная работа №3 «Законы сохранения» | ||||
Молекулярная физика. Тепловые явления (18 часов) | ||||||
25/1 | 13 | Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул. Количество вещества. | 1.Приводить примеры опытов, обосновывающих основы МКТ 2. указывать границы применимости модели идеального газа. 3.Вычислять параметры ид.газа с помощью уравнения Менделеева или основного уравнения 4. определять характер изопроцесса по графикам координат | Абсолютная температура, как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества Давление газа Уравнение состояния газа Модель идеального газа | § 55-57, упр.11 (3,6) | |
26/2 | 13 | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. | § 58,59 | |||
27/3 | 14 | Строение газообразных, жидких и твердых тел | § 60,61, упр.11 (7) | |||
28/4 | 14 | Основное уравнение МКТ | § 62,63, упр.11 (10) | |||
29/5 | 15 | Температура и тепловое равновесие | § 64,65, упр.12 (2,3) | |||
30/6 | 15 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул | § 66, упр.12 (1,4) | |||
31/7 | 16 | Измерение скоростей молекул газа | § 67 упр. 12 (5,6) | |||
32/8 | 16 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | § 68-69, упр.13 (1,5) | |||
33/9 | 17 | Л.Р. «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | § 69,упр.13 (1) | |||
34/10 | 17 | Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха | 1. знать точки замерзания и кипения воды 2.знать значение температуры тела человека, физ.условия жизни на Земле | Строение и свойства жидкостей и твердых тел | § 70-72, упр.14 (3,6) | |
35/11 | 18 | Кристаллические и аморфные тела | § 73-74, | |||
36/12 | 18 | Внутренняя энергия | 1. приводить примеры опытов, позволяющих проверить 1закон термодинамики 2. раскрывать смысл закона термодинамики 3. вычислять температуру используя уравнение теплового баланса, изменение внутренней энергии. 4. описывать преобразование энергии при изменении агрегатного состояния, работе Т.Д. 5. иллюстрировать роль физики в создании ТД 6. знать экологические и экономические проблемы | Законы термодинамики Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | § 75, упр.15 (1) | |
37/13 | 19 | Работа в термодинамике | § 76, упр.15 | |||
39/15 | 20 | Применение первого закона термодинамики к различным процессам | § 77, 78, упр.15 | |||
40/16 | 20 | Необратимость процессов в природе | § 79 | |||
41/17 | 21 | Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей | § 80,81 | |||
42/18 | 21 | Контрольная работа №4 «Молекулярная физика» | § 82 | |||
Основы электродинамики (19 часов) | ||||||
43/1 | 22 | Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда Закон Кулона. Решение задач | 1. объяснять электризацию на основе модели 2. раскрывать смысл принципа суперпозиции, законов сохранения заряда, Кулона 3. вычислять силу взаимодействия 2точечных зарядов, напряженность эл.поля, работу по перемещению заряда. Заряд и энергию конденсатора | § 84-88 упр 16(2) | ||
44/2 | 22 | Электрическое поле Напряженность электрического поля | § 89-92 | |||
45/3 | 23 | Проводники диэлектрики в электрическом поле | § 93-95 | |||
46/4 | 23 | Потенциал и разность потенциалов | § 96-98 | |||
47/5 | 24 | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия конденсатора. | § 99-101 | |||
48/6 | 24 | Контрольная работа по теме «Электростатика» | ||||
49/7 | 25 | Электрический ток и условия его существования | 1.измерять ЭДС и внутреннее сопротивление 2. раскрывать смысл законов Ома 3. вычислять ЭДС, силу тока, напряжение и сопротивление в прост. эл. цепях 4. описывать преобразование энергии при протекании тока по проводнику, работе хим. источников тока 5. знать об опасности для здоровья человека источников тока и меры безопасности при работе с бытовыми электроприборами | § 102,103, упр.19 | ||
50/8 | 25 | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | § 104, упр.19 | |||
51/9 | 26 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников | § 105, упр.19(4) | |||
52/10 | 26 | Работа и мощность постоянного тока | § 106, упр.19 | |||
53/11 | 27 | ЭДС источника. Закон Ома для полной цепи. Л.р. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | § 107,108, упр.19 (6,7) | |||
54/12 | 27 | Электрическая проводимость различных веществ. | § 109,110 | |||
55/13 | 28 | Зависимость сопротивления проводника от температуры | Используя модели объяснять зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения | § 111,112 | ||
56/14 | 28 | Электрический ток в полупроводниках p-n переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы. | § 113-116 | |||
57/15 | 29 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка | § 117,118 | |||
58/16 | 29 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | § 119,120 | |||
59/17 | 30 | Электрический ток в газах | § 84-86 | |||
60/19 | 31 | Контрольная работа по теме «Постоянный ток» | § 84-86 |
Резерв времени –8 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...