Урок физики в 7-м классе на тему :"Сила трения"
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления. Цели урока: - Образовательная – в ходе познавательной деятельности изучить особенности силы трения; экспериментально установить, от чего зависит эта сила.
- Развивающая – развивать мотивацию учащихся, используя разнообразные приемы; проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях, работать над формированием умений делать логические заключения, выводы и обобщения.
- Воспитательная – создать для каждого ученика ситуацию успеха
План урока: № п/п | Этап урока | Цель | Время | Методы и приемы | 1 | Организационный момент. | создание спокойной, деловой обстановки | 1 мин. | | 2 | Мотивация | психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала | 2 мин. | проблемный вопрос | 3 | Актуализация знаний | сделать прежние знания актуальными в данный момент | 5 мин. | диалог | 4 | Основной этап | сформировать познавательные умения | 10 мин. | проблемное изложение материала, работа с учебником, выдвижение гипотез | 5 | Создание учебно-проблемной ситуации | выяснить, от чего зависит сила трения | 1 мин. | столкновение идей | 6 | Физкультминутка | сконцентрировать внимание учащихся | 1 мин |
| 7 | Осуществление экспериментальной проверки гипотезы | провести экспериментальное исследование гипотез | 7 мин. | экспериментальная работа в группах | 8 | Анализ и обобщение полученных результатов | заполнить таблицу | 4 мин. | переработка информации | 9 | Тестирование | выявить знания учащихся по изученной теме | 5 мин. | тест, проверка, самооценка, оценка учителя | 10 | Решение проблемы «Медный всадник» | выяснить, как могли передвинуть Гром-камень | 3 мин. | беседа | 11 | Домашнее задание | продолжить исследование, начатое на уроке | 1 мин. | творческое задание, работа с конспектом |
Оборудование к уроку: демонстрационное: игрушка, брусок, динамометр. Лабораторное (выдается на каждую парту): динамометры, бруски, трибометр , наждачная бумага, набор грузов. (Презентация) ХОД УРОКА 1. Оргмомент – Здравствуйте, ребята! 2. Мотивация . (Слайд 1) – Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с различными видами сил, но прежде, чем приступить к изучению новой темы, я хотела бы познакомить вас с одним интересным фактом! На Сенатской площади в Санкт-Петербурге установлен памятник Петру I. (Слайд 2) «Медный всадник» получил свое название благодаря знаменитой одноименной поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Но, что удивительно!? Для пьедестала памятника Петру I была использована монолитная гранитная глыба весом 80 тыс. пудов ( более тысячи тонн)! ( Слайд 3) Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром - камнем , так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Доставили ее в Петербург с берега Финского залива из деревни Лахти . Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо? Около 9 км пропутешествовал Гром-камень по суше, а потом по Неве на плотах был доставлен в Петербург. Это событие было отмечено особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год». Вся Европа только и говорила об этой невиданной операции, какой не повторялось со времен перевозки в древний Рим египетских памятников. – Как же это было сделано? Слайд 3) 3. Актуализация знаний ( Слайд 4) – Чтобы ответить на этот вопрос с научной точки зрения вспомним: 1. Что характеризует сила? (Взаимодействие тел) 2. Какие силы вы знаете? (Сила тяжести, сила упругости, вес тела) 3. Назовите прибор для измерения силы. (Динамометр) 4. Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону? (R=F2+F1) 5.Как находится равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны? ( R= F2-F1) 6.Самое крупное млекопитающее на Земле – голубой кит. Его вес 1600 кН. Определите его массу. (160 000 кг=160 т) (Слайд 5) 7. На тело действуют две силы: влево, равная 10 Н, и вправо, равная 16 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил? (вправо, 6 Н) (Записать на доске) (Слайд 6) ( Словесно оценить – кто и как справился) – Молодцы, ребята! Ваш багаж знаний поможет вам в изучении новой темы. А сейчас внимание! Я толкаю рукой по столу игрушку. Что вы при этом наблюдаете? (Игрушка останавливается) – Как меняется скорость игрушки? (Она уменьшается) – Почему изменяется скорость движения игрушки? (На неё действует сила) – Какие силы действуют на игрушку? (Сила тяжести и сила упругости – сила реакции опоры) – Куда направлены силы? (Сила тяжести вниз к центру Земли . Сила упругости противоположно ей – вертикально вверх) – Но ведь мы знаем, что эти две силы компенсируют или уравновешивают друг друга. – Значит?... (Существует какая-то третья сила, изменяющая скорость движения игрушки). Эта сила называется силой трения. – Итак, откройте тетради, запишите дату : 19 декабря. Классная работа, тема урока. «Сила трения» (Слайд 7) – Ребята, чтобы изучить силу трения, что мы должны о ней узнать? Формулируют пункты плана изучения силы трения: (Слайд 8) 1. Когда возникает сила трения? 2. Куда направлена сила трения? 3. Определение силы трения. 4. Причины возникновения силы трения. 5. Как измерить силу трения? 6. Выяснить, от чего зависит сила трения. 7. Какие виды силы трения существуют? 8. Каково значение силы трения в нашей жизни? – Сформулируйте цель, задачи нашего урока. ( Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока) Цели, которые вы поставили перед собой созвучны с моими: понять причины трения, знать характеристики силы трения, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Вернемся к игрушке. Мы видели, что она остановилась, из жизни мы знаем, что санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются, останавливается и велосипед, когда мы перестаем вращать педали. Мы выяснили, что в каждом из этих случаев причиной изменения скорости (в данном случае уменьшения) является сила трения. Она возникла … (при движении одного тела по поверхности другого) – Раз скорость тела уменьшалась. Как вы думаете, куда направлена эта сила? (В направлении противоположном скорости тела или направлении противоположном направлению движения тела) – Итак, попробуем сформулировать определение силы трения. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. Запишите определение в тетрадь. (Слайд 9) Выяснить причину возникновения силы трения поможет учебник (стр. 71) (Учащиеся называют причины силы трения). Затем фрагмент (Слайд 10). (Выпишите, сверьтесь с экраном) (Слайд 11) Выполним опыты: (работа с оборудованием) – Потяните за нить, прикрепленную к бруску. Старайтесь тянуть равномерно, параллельно поверхности стола. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, такое трение возникает при движении саней по снегу (примеры детей, заполнение конспекта – виды трения) – Подложите под брусок карандаши, ручки, потяните за нить. Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Так, при движении колес машины проявляется трение качения (обратить внимание на показания динамометра – сделать вывод сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения). Мы познакомились с видами силы трения, возникающими при движении одного тела по поверхности другого. Но можно ли говорить о силе трения между соприкасающимися твердыми телами, если они находятся в покое? – С помощью учебника создадим наклонную плоскость, расположим брусок на ней. Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения. Действительно, если бы не трение, то тело под действием силы тяжести соскользнуло бы вниз по наклонной плоскости. Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя. (Слайд 12) Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте, удерживает нитку, которой сшиты два куска ткани и др. Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Ученых издавна интересовало, от чего зависит сила трения, Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей. (слайд №12). 5. Постановка проблемы
Как вы думаете, от чего может зависеть сила трения? Выдвигают гипотезы: сила трения зависит от рода трущихся поверхностей, от веса тела, от площади поверхности тела. 6. Физкультминутка (Слайд13-16) – Ребята, посмотрите, как много мы уже узнали о силе трения. Устали? – разогреем ладони; как бороться с вирусом гриппа? – стимулировать иммунитет! – потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет; – для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах. – пройдемся: 3 шага вперед и три назад. – Спасибо, присаживайтесь.
7. Осуществление экспериментальной проверки гипотезы
Давайте разобьемся на группы и выясним это. (Учащиеся получают карточки для групповой работы.)
Но прежде, чем вы приступите к проверке гипотез, хочу вас спросить, как можно измерить силу трения?
Проводится опыт – учителем: – Равномерно перемещаем брусок с помощью динамометра. Какие силы действуют на брусок по линии движения? (Сила тяги и сила трения) – Если скорость движения постоянна, то, что можно сказать о равнодействующей этих сил? (Она равна нулю). – Чему равна сила трения скольжения? (Она равна по абсолютной величине силе тяги, которую и показывает динамометр) По завершении работы обсудим результаты и сделаем выводы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов (. Слайды 17-18) Сила трения: зависит от | не зависит от | 1) рода трущихся поверхностей; 2) силы, прижимающей тело к поверхности | 1) площади соприкосновения тела с поверхностью |
9. «Какую роль играет трение в жизни человека? Полезно оно или вредно?» Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. 1. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки. Задание: с помощью пословиц и поговорок показать, что трение в нашей жизни играет положительную и отрицательную роль. – Каково значение силы трения в нашей жизни?(Беседа с учащимися). 10. Тестирование В начале урока мы поставили перед собой цели. Достигли ли мы их, покажет выполнение теста. Ответы: 11. Проверка. Самооценка. Оценка учителя. (Слайд 19) 12. Решение проблемы «Медный всадник» – Вернемся на Сенатскую площадь. Ребята, как могли переместить Гром – камень, весивший более 1000 тонн? (Слайд 20) (Выдвигают гипотезы) Невиданный проект передвижения Гром-камня дал кузнец, оставшийся, к сожалению, неизвестным. (Слайд 21-22) Он предложил перекатить камень на специально отлитых бронзовых шарах, заключенных в салазки. Салазки представляли собой большие бревна с выдолбленными вдоль них желобами, обитыми внутри медью. Гранитную глыбу поместили на помост из нескольких рядов плотно уложенных бревен, под которым находились желоба с шарами. Согнанные из ближайших деревень крестьяне при помощи канатов и воротов двигали камень к берегу. Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.
13. Домашнее задание: § 30-31. (. Слайд 23) – составить речь прокурора «Я обвиняю силу трения» – составить речь адвоката «Я защищаю силу трения» – составить примирительную речь судьи. 14. Рефлексия – Ребята, мы сегодня очень хорошо и творчески поработали. Проанализируйте свою работу на уроке: – Что нового, интересного вы сегодня узнали? – Какой вид работы вам понравился?
|