Механические силы. 5 класс
учебно-методический материал (физика) по теме
Урок обобщения темы "Силы" при изучении физики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sily_5_klass.docx | 66.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Механические силы. 5 класс
Обобщение темы
- Актуализация знаний, повторение
1 слайд «Механические силы»
Многие явления в окружающем нас мире можно объяснить действием тех или иных сил. Каждая из картинок на экране показывает нам результат действия одной из механических сил. Назовите эти силы!
(Сила всемирного тяготения: сдвиг картинки вправо, появляется название силы; Сила тяжести и сила упругости – название появляется после щечка по центру картинки; Сила трения – название выдвигается за стрелку, изображающую силу)
2 слайд « Сопоставьте…»
Давайте вспомним, что мы знаем о каждой из этих сил. Сопоставьте определение силы и ее название.
(названия сил помещаются в соответствующую ячейку таблицы)
А теперь посмотрите на рисунки. Какие силы изображены на них?
(картинки перемещаются в соответствующие ячейки таблицы)
3 слайд «Заполните таблицу»
Физические явления описываются с помощью физических величин, которые имеют единицы измерения и измеряются с помощью измерительных приборов.
Нам предстоит разложить термины, которые представлены на экране, «по полочкам», поместив их в соответствующее место в таблице. Как удобнее заполнять таблицу: по столбцам или по строкам? Сначала определим, что должно содержаться в каждом столбце (одна ячейка в каждом столбце уже заполнена). 1 столбец - физическая величина, 2 - единица измерения, 3 - измерительный прибор, 4 - физическое явление, которое данная величина характеризует. Затем заполним каждую строку: о длине, массе и силе.
(слова после обсуждения перетаскиваются в соответствующую ячейку таблицы)
4 слайд «Причина и следствие»
Действие на тело силы может вызвать изменение скорости тела или изменение размеров и формы тела, т.е. деформацию.
Посмотрите на картинку: веточка прогнулась, а на ней висит спелое яблоко. Прочитайте предложения, которые написаны ниже:_____
Что является причиной, а что следствием?
(предложения перетаскиваются и встают на место слов «причина» и «следствие»)
Как мы объясним, почему созревание яблока стало причиной деформации ветки?
Первый шаг: (выдвигается стрелка с цифрой 1). Читаем предложение _____, обсуждаем, какое слово пропущено. Слово появляется, если провести «ластиком». На рисунке изображаем силы. Последовательно выполняются второй, третий и четвертый шаг рассуждения.
5 слайд «Следствие и причина»
Посмотрите на парашютиста. Он опускается на землю под куполом парашюта. Прочитайте утверждения, написанные ниже. Что является следствием, а что причиной?
Как зная результат, разобраться, в чем причина?
Выполняются три последовательных шага, как на предыдущем слайде. Изображаются силы.
6 слайд
Давайте подведем итог: сила – физическая величина, определяющая действие одного тела на другое.
Тела находятся в равновесии, если действующие на них силы скомпенсированы.
(пропущенные слова выдвигаются за стрелку)
- В движении – жизнь (можно подвигаться)
- Встаньте прямо, руки на пояс. Покажите, какие виды деформации вы знаете. Как выглядит деформация кручения? Деформация изгиба? Руки вверх и потянитесь – это деформация растяжения.
- Слушайте внимательно: если та величина, о которой будет сказано, увеличится, хлопайте руками, поднятыми вверх, если не изменилась – делаем «ножницы» прямыми руками перед собой, если уменьшилась, хлопаем опущенными руками за спиной.
- Космонавт высадился на Луну. Пари этом его масса -…..(не изменилась)
- Сила тяжести, действующая на космонавта - ….(уменьшилась)
- Космонавт возвращается на Землю. Двигатель ракеты заработал, скорость ракеты - …(увеличилась)
- При спуске на Землю открылся парашют и скорость движения - … (уменьшилась)
- А теперь напишите «носом», какой буквой обозначается сила, масса, скорость.
- Закройте глаза, вдохните глубоко- глубоко, выдохните, откройте глаза, тихо садитесь.
- Практическая работа
На Луну мы слетали, а теперь нам предстоит побывать в лаборатории.
У вас на столах приготовлены задания для проведения исследований и все необходимое оборудование.
Результаты своих научных открытий вы будете заносить на эти же листы.
(Задания выполняются в парах, учитель руководит ходом выполнения и проделывает те же действия на демонстрационном столе, организует обсуждение результатов)
Задание 1
- Рассмотрите динамометр. Определите цену деления его шкалы: С=__________________________
- Подвесьте цилиндр на крючок динамометра. Запишите показания динамометра: F=___________________________
- Изобразите силы, действующие на цилиндр. Как называются эти силы?
- Чему равна сила тяжести, действующая на цилиндр?
Fт=__________________________
- Чему равна масса цилиндра?
m=__________________________
- Возьмите в одну руку металлический цилиндр, а в другую – деревянный брусок. Как вы думаете, масса бруска больше или меньше массы цилиндра?
mбруска ___________ mцилиндра
- Проверьте себя, используя динамометр.
- Продлжите фразу: «Чем больше масса тела, тем сила тяжести___больше__________»
Задание 2
- Рассмотрите рисунок. Продолжите фразу:
«Рука подействовала на пружину с такой же силой, с какой _____пружина_____подействовала на ____руку____»
- Изобразите эти силы на рисунке. Как называется сила, с которой пружина подействовала на руку?
- Возьмите резиновый жгут за два конца и потяните в разные стороны. Какая сила возникает в растянутом жгуте?
- Продолжите фразу:
«Чем больше деформация жгута, тем сила упругости________больше___________»
- Возьмите одной рукой за конец жгута, а другой за середину. Растяните жгут настолько же, насколько и в предыдущем случае. Что вы почувствовали?
- Продолжите фразу: « Если длина жгута меньше, то для создания такой же деформации потребуется _______большая__________ сила»
- Сложите жгут пополам, перегнув его посередине. Потяните жгут в разные стороны. Что вы почувствовали?
- Продолжите фразу: «Если жгут стал толще, то для создания такой же деформации потребуется _______большая________ сила»
Задание 3
- Рассмотрите рисунок. Какие силы изображены на рисунке? При каком условии брусок будет двигаться с постоянной скоростью? ___сила трения___ = ____силе упругости__________
- Провезите деревянный брусок с постоянной скоростью по столу с помощью динамометра. Запишите значение силы трения: Fтр= _______________
- Поставьте металлический цилиндр на брусок и повторите опыт. Запишите значение силы трения: Fтр= ____________
- Провезите брусок по столу с помощью динамометра, прижимая сверху рукой брусок к столу. Как изменилась сила трения?
- Продолжите фразу: « Чем сильнее движущееся тело прижимается к поверхности, тем сила трения ___________больше_______»
- Провезите брусок с металлическим цилиндром по резиновой ленте. Запишите значение силы трения:
Fтр= ____________
- Продолжите фразу: «Сила трения зависит от_____ вида поверхности _______»
- Подведение итогов урока
К каким выводам вы пришли, выполнив это маленькое исследование?
Обсуждаются итоги практической работы. Ребята читают, что они записали. Проверяют свои ответы, ставят + и - .
Кто может оценить результат своей работы на «Отлично»? «Хорошо»?
Какие вопросы вы хотели бы задать после проделанной работы?
Домашнее задании: Изобразите силы на рисунках, ответьте на вопросы к рисункам, Составьте небольшой рассказ по предложенным картинкам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преобразование электрической энергии в механическую. Сила Ампера"
Проектная работа ученика 8 класса на тему: "Преобразование электрической энергии в механическую. Сила Ампера"....
Урок физики 7 класс по теме "Сложение сил, направленных по одной прямой". Изучается в разделе "Механическое движение. Силы в природе" Автор учебника С.М. Андрюшечкин, издательство "Баласс"
Данный урок является продолжением темы "Механическое движение. Силы в природе". Урок отвечает требованиям ФГОС. Оснащен презентацией, лабораторной работой, тестом в формате Excel....
Блок уроков-исследований «Механические силы»
Цель исследований: раскрыть суть трех основных механических сил: силы тяжести (тяготения), силы упругости (вес), силы трения.Задачи:Образовательные: ввести понятие силы, как причины изменения скорости...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....
Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.
В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...
Сила упругости. Закон Гука Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука Цели: 1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра. 2.Продолжить формирование
Урок физики в 7 классеТема: Сила упругости. Закон Гука Цели:1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра...
Механическая работа и мощность силы
Механическая работа и мощность силы...