Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»
материал (физика) по теме
Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в работе учителя позволяет достижению целей образования современной молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_k_innovaciyam.doc | 43.5 КБ |
prilozhenie_2_innovacii.doc | 60 КБ |
innovacionnyy_proekt_1.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Формирование информационно-коммуникативных компетенций
с учетом специфики преподавания физики в 7-9 классах общеобразовательной школы.
Приемы и формы работы | Дидактические возможности | Задания для учащихся, направленные на формирование ЗУН по физике и ИКК | Формирование компетенций |
Использование электронных опорных конспектов, составленный с помощью приложения PowerPoint или программными средствами интерактивной доски. | - сжато представить большой блок учебного материала; - акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных моментах; - многократно возвращаться к нужной информации; - быстро и эффективно организовать проверку знаний; - привлечь родителей к контролю знаний учащихся. | - воспроизвести рассказ учителя по ОК | Умение точно и грамотно изложить материал темы; |
- самостоятельно составить рассказ по теме, используя учебник и ОК; | Выделение главного; систематизация информации | ||
- составить вопросы к ОК | Систематизация информации | ||
Решать задачи с использованием опорного конспекта | Умение применять на практике полученные знания | ||
- самостоятельно составить ОК по теме, используя учебник, Интернет и средства мультимедиа; | Умение пользоваться различными источниками информации; преобразовывать информацию; постоянное повышение своего образовательного уровня. | ||
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, таких, как: - Учебный курс «Открытая физика», - Учебное электронное издание «Электронные уроки и тесты. Физика в школе». | - визуализация природных явлений; - исследование моделей физических явлений, процессов; - отображение и передача информации в текстовом, графическом формате; - закрепление знаний и отработка практических навыков; | - самостоятельное изучение темы и составление устного рассказа по теме; | Умение точно и грамотно изложить материал темы; выделение главного; систематизация информации; |
- составить вопросы по теме | Критическое отношение к информации; | ||
- создать мультимедийную презентацию; заполнить обобщающую таблицу, тест, кроссворд | - умение создавать собственный информационный продукт (в т.ч. электронный); - выделение главного; систематизация информации; | ||
- составить тест, кроссворд по теме. | - умение точно формулировать мысли, строить оригинальные высказывания по заданной теме. | ||
Средства Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) | -отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, анимационном формате; -закрепление знаний и отработка практических навыков; -отработка результатов вычислений. | Выполнить кроссворд | - знание определений и понятий по теме |
Построение графиков, диаграмм (Excel) | - умение обрабатывать информацию и представлять в различных форматах; | ||
Создание опорных конспектов (PowerPoint) | - умение создавать собственный информационный продукт; | ||
Создание рисунков поясняющих природные явления | - умение создавать собственный информационный продукт; - умение обрабатывать информацию и представлять в различных форматах | ||
Интернет – ресурсы (домашний интернет) | - автоматизация информационно-поисковой деятельности; - компьютерная визуализация учебной информации - изучение компьютерных моделей физических явлений и процессов - возможность вести интерактивный диалог (взаимодействие пользователя с программой) | - выполнить любые задания - создать мультимедийную презентацию для сопровождения своего выступления на уроке по заданной теме; | - умение выделить главное; - умение создавать собственный электронный информационный продукт; - умение работать с различными источниками информации; |
- самостоятельно изучить тему и ответить на вопросы; | - умение работать с различными источниками информации; - умение точно формулировать мысли, строить оригинальные высказывания по заданной теме. | ||
- опубликовать свою работу в Интернет | - умение лаконично формулировать свою мысль - умение создавать собственный электронный информационный продукт; |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Информационная деятельность учащихся при изучении физики в 9 классе
Фамилия, Имя | составил(а) ОК | подготовил(а) сообщение, доклад | подготовил(а) реферат | создал(а) презентацию | участвовал(а) в проектах | участие в презентации проекта | подготовил(а) сайт проекта | Участие в тестировании на уроках | написал(а) статью для участия в конкурсе | рейтинг | |||
Арутюнян Лаура | 0 | ||||||||||||
Арутюнян Наира | 0 | ||||||||||||
Бойко Дмитрий | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 | ||||||||
Бугаец Денис | 3 | 3 | |||||||||||
Бурлака Александр | 2 | 2 | |||||||||||
Грюнвальд Евгений | 1 | 1 | |||||||||||
Дачук Карина | 0 | ||||||||||||
Диланян Альберт | 0 | ||||||||||||
Еременко Алексей | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
Ерещенко Максим | 0 | ||||||||||||
Зайцева Вероника | 2 | 3 | 5 | ||||||||||
Кулик Ульяна | 3 | 3 | |||||||||||
Лебедев Юрий | 0 | ||||||||||||
Лоза Дмитрий | 0 | ||||||||||||
Малхасян Арман | 0 | ||||||||||||
Марабян Сусанна | 0 | ||||||||||||
Матяж Андрей | 3 | 3 | |||||||||||
Мищенко Алексей | 3 | 2 | 3 | 8 | |||||||||
Нищета Вадим | 1 | 1 | |||||||||||
Петросян Анна | 0 | ||||||||||||
Петросян Шалико | 1 | 1 | |||||||||||
Чугунный Алексей | 0 | ||||||||||||
"1" - низкий уровень самостоятельности | |||||||||||||
"2" - средний уровень самостоятельности | |||||||||||||
"3" - высокий уровень самостоятельности |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»
Автор проекта: Волковская Любовь Александровна,
учитель физики МБОУ СОШ № 27 муниципального образования Темрюкский район
Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»
Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»
Цели и задачи проекта:
- Повысить качество знаний обучающихся, развить их творческие способности, сформировать ключевые компетенции.
- Изучить научно-методическую литературу по обозначенной теме.
- Пройти курсы ПК.
- Изучить цифровые образовательные ресурсы, программы для построения графиков.
- Сформировать базу цифровых образовательных ресурсов.
- Пополнить свою методическую копилку уроков и внеклассных мероприятий цифровыми образовательными ресурсами.
- Прописать ЦОР в тематические планы уроки с использованием ИКТ.
- Систематически использовать программное обеспечение в процессе преподавания.
Обоснование проекта:
Исходя, из опыта моей работы с учащимися в школе с изучением физики на базовом уровне пришла к выводу о необходимости внедрения и более широкого применения информационно – коммуникационных технологий на уроках. Учащиеся заинтересованы в высоких результатах обучения, большинство из них в совершенстве владеет компьютером. Традиционных форм поиска знаний уже недостаточно для достижения качественного образования. В кабинете физики закреплен типовой комплект: компьютер и мультимедийный проектор. Это позволяет систематически, регулярно на уроках физики и во внеурочной деятельности использовать компьютерные и интернет – технологии.
Разработка инновационного проекта «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике» нацелил меня на создание системного внедрения и активного применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования за счет производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов и поставил перед ним новые задачи.
Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в работе учителя позволяет достижению целей образования современной молодежи. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже – не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных пособий, виртуальных лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением обучающихся использовать компьютер.
Организация работы на уроке с применением ИКТ в современной школе помогает решить проблемы, связанные с мотивацией учения, с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовкой к олимпиадам, конкурсам.
Компьютерные технологии дают возможность:
- Найти дополнительные источники информации для учителя и обучающихся;
- Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками;
- Сопровождать учебный материал динамическими рисунками;
- Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
- Проводить тестирование учащихся;
- Размещать методические работы учителя на различных сайтах.
- Включать учащихся в исследовательские, творческие, учебные проекты размещать их работы на различных сайтах.
- Организовать самостоятельную работу обучающихся с информацией, подготовку собственных презентаций.
Поэтому актуальнейшей задачей для учителя является внедрять это программное обеспечение и информационные технологии в учебный процесс. Применение ИКТ позволяет создать условия для полноценного развития личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве. Использование программного обеспечения позволяет научить школьника ставить и решать познавательные проблемы, а для этого необходимо находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве. В процессе обучения предпочтение отдается методам обучения, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся. ИКТ позволяют решить проблему индивидуализации и дифференциации в обучении учащихся. Активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности. Технологии позволяют моделировать и визуализировать различные физические эксперименты, предоставляют учащимся возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, размещенных в Internet для подготовки презентаций, проектов.
Внедрение проекта позволит выйти на путь к новому качеству образования, учить детей по новому, а педагогу качественней, с наименьшими затратами времени, готовиться и проводить учебные занятия.
Содержание проекта
Данный проект будет содержать материал, который апробирован на учащихся основной школы.
Создается каталог программ и образовательных ресурсов, который позволит эффективно, качественно с наименьшей затратой времени найти нужную информацию.
Для организации учебной деятельности на школьный компьютер были поставлены все имеющиеся образовательные ресурсы:
1С: Школа. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы. Под редакцией Н.К Ханнанова;
ФИЗИКОН. Открытая физика 1.1. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела;
ФИЗИКОН. Учебное электронное издание. 7-11 классы. Практикум;
Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 классы.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. YDP Interactive Publishing, 2005, ЗАО «Просвещение - МЕДИА» 2005, Движение и взаимодействие тел. Движение и силы. Работа. Мощность. Энергия. Гравитация. Законы сохранения. Свет. Оптические явления. Колебания и волны. Электрическое поле. Магнитное поле. Молекулярная структура материи. Внутренняя энергия.
Программные продукты позволяют подготовить различные типы уроков, использовать мультимедийные демонстрации с изложением теории, иллюстрированные задачи с проверкой ответа, большой объем теоретического и практического материала, разноуровневые задания, тематические планы, конспекты уроков, презентации, занимательный материал. В сельской средней школе, ощущается нехватка компьютерной техники, имеется один компьютер на класс, нужно использовать все средства и возможности ИКТ, которые предоставлены школам на сегодняшний день. Скачивать и использовать бесплатные программы и различные оболочки из Интернет, не нарушая авторских прав, постоянно обновлять свое программное обеспечение.
Этапы реализации проекта
Над данной проектом я работаю второй год, в данный момент я нахожусь на этапе внедрения.
1 этап 2010-2011 г- подготовительный
В данный период была изучена методическая литература. Деятельность педагога направлена на освоение учащимися компьютерной грамотности. Прошла обучение и окончила полный курс по специальности «Оператор электронно-вычислительной машины» в НОУ Учебный центр «РОС-ЭЛКОМ» в 2008 году. Кабинет физики оснащен типовым комплектом: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Определены возможности использования ИКТ во внеклассной работе с учащимися. Провела мастер-класс в информационно-методическом центре управления образования Темрюкского района по теме «Использование образовательных технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ", в рамках участия в муниципальном этапе ПНПО 2010. Определены возможности использования ИКТ в урочное время с учащимися.
2 этап 2011-2012 г.- накопительный
Как показала практика, ни одна из разработанных современных образовательных программ не устраивает учителя-практика на все 100%. Убедилась, что необходимо активизировать свою деятельность на дальнейшую работу с новым программным обеспечением, с освоение цифровых образовательных ресурсов, модернизацией тематических планов. Акцент сделан на участие учащихся школы в проектной деятельности по созданию презентаций. Определить возможности оформления электронных опорных конспектов.
Продолжена работа по накоплению цифровых образовательных ресурсов.
Продолжается накопление и формирование цифровых образовательных ресурсов для 7-9 классов. Приняла участие во II Всероссийском слете учителей (г. Сочи, 2011 г.), награждена сертификатом за активное участие в разработке и внедрении педагогических технологий и новых организационных форм обучения, награждена диплом в номинации «Презентация педагогического опыта». За активное использование интернет - технологии в профессиональной деятельности и владение следующими компетенциями в области ИКТ получила сертификат по ИКТ – компетентности Интернет-холдинга «Электронные образовательные ресурсы «Первое сентября»;
3 этап 2012-2013-этап внедрения и диагностики учащихся
С начала нового учебного года проводить систематическую работу по развитию информационно-коммуникативных компетенций учащихся 7-9 классов на основе разработанных приемов и методов (Приложение 1), отслеживать виды деятельности учащихся при деятельности учащихся по развитию ИКК при изучении физики (Приложение 2).
Апробация
На сегодняшний день я имею ряд апробированных моделей и успешно их использую в своей педагогической деятельности:
1. Созданные презентации учителем и учащимися используются на уроках и при организации внеклассной работы.
2. Использую интерактивные упражнения для определения зависимости параметров в изучаемых процессах.
3. Использую различные электронные образовательные ресурсы: диски, домашний Интернет.
Ожидаемые результаты.
В результате учащийся должен приобрести:
1. Информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, обработкой различного рода информации;
2. Коммуникативные умения (работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, вести дискуссию, защищать свою точку зрения и пр.)
3. Организационные умения (ставить цели деятельности, планировать ее этапы, прогнозировать результаты).
Результативность:
- Обученность по предмету за три последних года составляет 100%.
- Результаты сдачи ЕГЭ по физике (2012г) – все прошли порог успешности.
- Качество обучающихся по результатам государственной итоговой аттестации составило в 2011-2012 г.-100%.
- Многие учащиеся хорошо ориентируются и разбираются в программном обеспечении.
- Ежегодно учащиеся моего класса участвуют в Международной Интернет - Олимпиаде среди образовательных учреждений Эрудиты планеты» с участием команд из России и зарубежных стран (2009, 2010, 2011г).
- Составлен электронный вариант ученического портфолио выпускника школы.
- Учащиеся принимали участие в Международном природоведческом интерактивном конкурсе «Колосок осенний», «Колосок весенний» все стали лауреатами этого конкурса.
- Учащиеся принимают участие в разработке презентаций уроков, внеклассных мероприятий.
Нормативно-правовая база
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1
- Приоритетный национальный проект «Образование»-2005г
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
- Федеральный закон «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации»-2007г
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - 2009 г
- Устав школы МБОУ СОШ № 27.
Список литературы
1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство, лаборатория базовых знаний М.: БИНОМ. 2005.
2. Фролов М. Учимся работать на компьютере. - М., "Лаборатория базовых систем", 1999.
3. Шило Л.П, Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. Из опыта работы, М., "Просвещение", 1987. -128с.
4. Цифровой образовательный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации, национального фонда подготовки кадров, проекта «Информатизации системы образования»
Программное обеспечение
http://www.school.ru – российский образовательный портал;
http://www.fizika.ru/index.html - для учащихся и учителей физики
http://www.phisics03.narod.ru/Interes/magic.htm - физика вокруг нас
http://www.school.cjllection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике
Презентация к выступлению на районном постоянно-действующем семинаре "Информационные технологии в образовательном процессе" 23.04.2012...
Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии
Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...
Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...
Использование информационных технологий в процессе обучения физике
Использование информационных технологий в процессе обучения физике...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.
Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике.
статья о использовании ИКТ на уроках физики...
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...