Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе
методическая разработка по физике (7,8,9,10,11 класс) по теме

Описание методики использования информационно-коммуникационных технологий при обучении физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_metodiki_ispolzovaniya_ikt_-_shumilova_m.v..doc77.5 КБ
Файл gotovyy_eor-1.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Описание методики использования ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса

Меньше часа длится урок, а учителю сделать надо многое: проверить домашнее задание, поставить перед учениками проблему,  организовать деятельность по поиску ее разрешения,  закрепить новый материал, увидеть рост каждого ученика, создать ситуацию успеха. Как здесь можно обойтись без электронного помощника?

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии использую с разной целью и на различных этапах урока:

—    иллюстративное, наглядное объяснение материала;

—    самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;

—    самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);

—    использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных систем;

— организация проектной деятельности учащихся;

— дистанционное обучение.

Лицейский кабинет физики имеет хорошую материально-техническую базу: 5 компьютеров, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доступ в сеть Интернет. Это позволяет активно внедрять ИКТ в процесс обучения.

Используемые электронно-образовательные ресурсы: «Открытая  физика»,   «Библиотека наглядных пособий. Физика», «Виртуальная  школа  Кирилла и Мефодия. Уроки физики», ресурсы Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), Информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), Федерального образовательного портала (http://www.edu.ru), Каталога образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru), Физика 2000 (http://www.colorado.edu/physics/2000), виртуальная физическая лаборатория (http://www.phy.ntnu.edu.tw/java/index.html), Физика.ru (http://www.fizika.ru), анимация физических процессов (http://physics.nad.ru/physics.htm), Космофизика (http://www.kosmofizika.ru), Классная физика (http://class-fizika.narod.ru), Система удаленного тестирования знаний по курсу общей физики (http://phys.runnet.ru), олимпиады по физике (http://www.fizmatklass.ru)и др.

При организации учебно-воспитательной деятельности не только использую готовые ЭОР, но и создаю собственные, внедряю облачные технологии (новый сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных).

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами

Достоинства

Недостатки, проблемы использования

Наглядность, изобразительность

Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов

Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами

Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Вариативность представления учебного материала

Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке

Интерактивность (в ряде случаев)

Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР

Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках)

Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории

Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности

Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс

Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием

Изучение объекта в движении, изменении, развитии

Объективность и быстрота оценивания

в компьютерном тестировании

Математическая обработка результатов

Организация самоконтроля в удобное время

Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием  ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)

Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности

Использование большой базы объектов  для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций

Возможность виртуальной экскурсии

Оперативное получение информации энциклопедического характера

Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.

Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий  при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.


Описание методики использования ИКТ

на уроке физики в 7 классе

по теме «отражение света»

ЭТАП 1

Повторение пройденного материала 

Цель

Текущий контроль знаний. Актуализация имеющихся знаний 

Основной вид

деятельности

со средствами ИКТ

  1. Компьютерный тест «Источники света. Прямолинейное распространение света» - собственный ресурс (4 человека)
  2. Интерактивный тест-опрос на соотнесение – самостоятельный ресурс.
  3. Сообщения учеников «Театр теней», «Солнечные часы»  (использование ЭОР учащимися при подготовке к уроку)             

ЭТАП 2

Целеполагание 

     Цель

Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения 

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Постановка учителем проблемы и осознание учащимися цели познавательной деятельности: фрагмент компьютерной презентации – собственный ресурс      

ЭТАП 3

Открытие нового знания

Цель

Формирование основ теоретического мышления,

способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Формирование знания определений основных понятий: «падающий луч», «отраженный луч», «угол падения», «угол отражения», «зеркальное отражение», «диффузное отражение», «обратимость светового луча»; закона отражения света – анимация «Закон отражения света» (готовые ЭОР с  сайта «Единая коллекция ЦОР»  http://school-collection.edu.ru)       

ЭТАП 4

Отработка учебных действий

Цель

Формирование умений применять новое знание на практике

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проверка правильности выполнения заданий – собственный ресурс (компьютерная презентация)

ЭТАП 5

Рефлексия

Цель

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Проецирование оценочного листа

Этап 6

Домашнее задание

Цель

Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к следующему уроку

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Сообщения по темам:

«История создания и принцип действия перископа», «История создания и принцип действия калейдоскопа», «Фокусы с зеркалами», «Дворец иллюзий», «Пытка зеркалами»


Используемые ресурсы:

  1. Епифанова М.., Недогреева Н.Г. Инновационные педагогические технологии.Ч.1. Образовательные ресурсы Интернет как компонент мультимедийных технологий и их применение в обучении физике: учебно-методическое пособие.-С., Издательский центр "Наука",2010
  2. Вопросы информатизации образования. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214
  3. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно – телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc
  4. ЦОР в современной системе средств обучения. http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/chydinsky2.pdf
  5. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности

http://eor.it.ru/eor/course/view.php?id=17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Электронные образовательные ресурсы нового поколения Из опыта работы Шумиловой М.В.

Слайд 3

Электронные образовательные ресурсы нового поколения - открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС)

Слайд 4

Исполнители государственных контрактов на разработку ЭОР нового поколения по предметам Английский язык - ЗАО «Новый Диск»; Биология - Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена; География - НП Телешкола ; Естествознание - ЗАО «Фирма « АйТи »; История - ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр»; Математика - ООО «Кирилл и Мефодий »; Мировая художественная культура и искусство - ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН»; Русский язык - НП Телешкола ; Физика - ООО « Физикон »; Химия - Марийский государственный технический университет.

Слайд 5

ОМС (открытые модульные системы) открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным , мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам

Слайд 6

ОМС (открытые модульные системы) обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения благодаря архитектурным решениям, предусматривающим включение в систему вариативных электронных учебных материалов

Слайд 7

ОМС (открытые модульные системы) являются электронными образовательными ресурсами с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений /изменений и автономности составляющих

Слайд 8

Объяснение материала

Слайд 9

Объяснение материала

Слайд 10

Объяснение материала

Слайд 11

Тренинг

Слайд 12

Контроль и диагностика

Слайд 13

Виртуальные лабораторные работы

Слайд 14

Виртуальные лабораторные работы

Слайд 15

Достоинства Недостатки, проблемы использования Наглядность, изобразительность Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках

Слайд 16

Достоинства Недостатки, проблемы использования Вариативность представления учебного материала Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании Интерактивность (в ряде случаев) Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках) Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности

Слайд 17

Достоинства Недостатки, проблемы использования Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории Отказ от «живого» эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности Изучение объекта в движении, изменении, развитии Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием Математическая обработка результатов

Слайд 18

Достоинства Недостатки, проблемы использования Организация самоконтроля в удобное время Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете) Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций Возможность виртуальной экскурсии Оперативное получение информации энциклопедического характера Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Слайд 19

Быть или не быть? БЫТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Применение ИКТ в учебно - воспитательном процессе обеспечивает повышение качества образовательных услуг и  образоваия, повышение учебной мотивации учащихся.....

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе

В процессе преподавания физики следует широко использовать новые информационные технологии, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для преподавателя. Компьютерны...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе - один из факторов реализации компетентносного подхода к обучению и воспитанию

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация фи­зического воспитания и образования в образовательных учреж­дениях включает в себя ...

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

Статья "Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе"

Выступление по теме "Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе" в форме презентации...

Использование ИКТ в учебно - воспитательном процессе

Доска и мел - наши главные инструменты, ...