Тела и вещества
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
План урока комплексного применения знаний, умений и навыков в 6-йклассе(курса «Естествознание») и в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_estestvoznaniya_6_klass_.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тела и вещества
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
6-й класс. Курс «Естествознание»
Цели урока:
• Обучающая - обеспечить закрепление материала по теме урока, умение применять знания при решении каче ственных и расчетных задач с применением формул для расчета массы и объема тела, плотности общества и хи мических знаков; продолжить формирование умений ра ботать с учебником и таблицей, работать по времени, од новременно начиная и заканчивая работу.
• Развивающая — совершенствовать навыки связной речи; развивать мышление, память; развивать познава тельный интерес к предмету через использование разно образных форм работы.
• Воспитательная - воспитание гордости за свои ус пехи.
Ход урока
I. Организационный этап:
Учитель (после объявления целей и задач урока). Ре бята, скоро Новый год. Этому событию мы и посвятим наш урок - праздник знаний. Разделим его на два тура — теоретический и практический.
Проведем давайте праздник
Вместе мы под Новый год!
Дружно знанием украсим
Наш сегодняшний урок.
Знаем мы, что вещества
И живые существа,
Все они имеют тело.
Так скорее же за дело!
II. Проверка выполнения домашнего задания и под готовка к активной учебно-познавательной деятельнос ти учащихся
Теоретический тур
- Что называют телом? Приведите примеры тел.
- Что такое «вещество»? Приведите примеры.
Слышится сосулек звон,
Снег искрится за окном!
Лед - вода и пар - вода,
Состоят из вещества
Называется... (вода)!
- О каких трех агрегатных состояниях воды идет речь?
(Учитель обсуждает с классом таблицу «Три агре гатных состояния вещества», фотографию зимней реки - лед, открытая вода и пар над ней.)
- Назовите три агрегатных состояния вещества.
- Давайте с помощью ТСО повторим основные поло жения молекулярного строения вещества и назовем свой ства твердых тел, жидкостей и газов.
(Демонстрирует фрагмент видеофильма о внутрен нем строении вещества.)
Вода сохраняет объем. Убедимся в этом, попытавшись сжать бутылку, наполненную водой, - практически это невозможно сделать. (Объясняет этот факт на основе МКТ.)
Но вода не имеет формы. (Переливает воду из ста кана в колбу и обратно, вводит термин «текучесть» жидкости и поясняет его.)
Газ не имеет ни формы, ни объема, занимая весь пре доставленный ему объем. (Сжимает надутый шарик, развязывает нить и демонстрирует изменение объема.)
Твердое тело сохраняет свою форму и объем, за счет сильного взаимодействия между молекулами, расположен ными в узлах кристаллических решеток. (Демонстриру ет модель кристаллической решетки твердого тела и набор тел.)
Если глянуть в микроскоп,
Убедимся мы, что вот
Эти шарики вблизи
Есть молекулы... (воды)!
Если разделить их как-то
Мы получим с вами... (атом)!
Из чего состоят все вещества? Можно ли молекулу разделить на более мелкие частицы?
(Демонстрирует модели двух молекул воды, моле кул кислорода и водорода).
- Из чего состоит молекула воды? '
- Вода - это простое вещество или сложное?
- Приведите еще примеры сложных веществ.
Мама солит дома рыбу,
Вы попробуйте на вкус.
Что, соленая? Конфуз!
Мама оконфузилась?
Назовем сие явление
Мы, друзья... (диффузией)!
- Что называется диффузией?
- Что доказывает это явление?
- Почему реки, моря и океаны необходимо беречь от разливов нефти, мазута и т.д.?
- Почему в загрязненной реке гибнет рыба и все жи вое?
- Как взаимодействуют между собой атомы и молекулы?
- Почему слипаются между собой два кусочка пласти лина? Почему распрямляются сжатые пружины?
(Проводит демонстрации с пластилином, пружиной.)
- Приведите примеры чистых веществ, т.е. веществ без примесей.
- Является ли воздух чистым веществом?
- Давайте проверим, знаете ли вы химические эле менты и умеете ли вы... слагать стихи!
Назовите кислород... (О!)
Если это водород... (Аш!)
Как звучит железо? (Феррум.)
Удивительное дело!
Если это сера?.. (Эс!)
Молодцы, ребята! Уев!
- Как обозначить массу тела? Его объем? Плотность? (Записывает обозначения на доске.)
Практический тур
1. Определите массу тела:
- экспериментально с помощью весов (т = 52,5 г; ученик не только работает с весами на демонстраци онном столе, но и переводит значение массы из милли граммов в граммы)',
- по формуле (ученик на магнитной доске «пишет» расчетную формулу т = ρ·V);
2. Определите объем твердого тела неправильной формы.
- по формуле («запись» на магнитной доске V =m/ρ);
- с помощью мензурки (учитель сам проводит изме рения, объявляя результат и демонстрируя опыт, т. к. шестиклассникам сложно выполнить такую работу, но прокомментировать они ее уже могут, понимая, что объем тела равен разности объемов воды в мензурке до и после погружения в нее тела).
3. Составьте на магнитной доске формулу для опре деления плотности тела (ρ = т/V).
4. Выполните на доске и в тетрадях расчет экспери ментальной задачи (запись на доске).
Дано;
т = 52,5 г ρ = т/V ρ= 52.5 г = 2.1 г/см3
V = 25 см3. 25 см3
ρ - ? (По таблице ученики самостоятельно определя ют вещество)
Ответ. Плотность 2,1 г/см3, это сплав алюминия.
III. Закрепление, обобщение и систематизация зна ний учащихся
Задача. Масса алюминиевой ложки 27 г. Чему равен объем ложки?
Дано:
т = 27 г V =m/ρ V = ____27 г____ = 10 г/см3
р = 27 г/см3. 2.7 г/см3
V - ?
Задача. Какова масса машинного масла в баке вмес тимостью 0,01 м?
Дано:
V = 0,01 м3 т = ρ·V m = 0.01 м3 · 900 кг/м3 = 9 кг
р = 900 кг/м3.
т - ?
Задача* Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной или полый этот шар?
Дано:
т = 800 г ρ = т/V ρ = __800 г___ = 6.4 г/см3
V = 125 см3 125 см3
ρ - ?
Ответ. Плотность шара меньше плотности чугуна (см. таблицу плотностей), следовательно, этот шар полый.
IV. Самопроверка и оценка ЗУН учащихся
(Оценка качества и уровня ЗУН, обеспечение их коррекции; совершенствование умения рецензирования ответов товарищей: критика и самокритика как каче ство личности; опора на помощь учащихся класса пу тем рецензирования ответов одноклассников по схеме, предложенной учителем в начале у/рока: I) объем выс казывания; 2) грамотность речи или оформление задач; 3) логика высказывания, его последовательность.)
V. Информация о домашнем задании
Подготовиться к контрольной работе № 1 (повторить §20, 21.)
VI. Подведение итогов урока
(Учитель оценивает деятельность учащихся, вы ставляет оценки к дневники, комментирует свои дей ствия.)
Заключительное слово учителя:
Знаете вы очень много!
Впереди у вас дорога:
За год с вами подрастем,
Дружно в класс седьмой придем!
Там помогут знания Из... (естествознания)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Тела и вещества
Можно использовать для текущего контроля по теме "Тела и вещества"...
Тела и вещества.
Цель: Актуализировать знания учащихся о телах живой и неживой природы. Ввести понятия: тело, вещество. На примере некоторых веществ познакомить учащихся со свойствами веществ, состояниями веществ. Нау...
Урок природоведения 5 класс "Тела и вещества" учитель Воротнёва Н.А.
Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка. Урок природоведения 5 класс«Тела и вещества» Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цели: позн...