Тела и вещества
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

 

План урока комплексного применения знаний, умений и навыков в  6-йклассе(курса «Естествознание») и в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_estestvoznaniya_6_klass_.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тела и вещества

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

 6-й класс. Курс «Естествознание»

Цели урока:

Обучающая - обеспечить закрепление материала по теме урока, умение применять знания при решении каче ственных и расчетных задач с применением формул для расчета массы и объема тела, плотности общества и хи мических знаков; продолжить формирование умений ра ботать с учебником и таблицей, работать по времени, од новременно начиная и заканчивая работу.

Развивающая — совершенствовать навыки связной речи; развивать мышление, память; развивать познава тельный интерес к предмету через использование разно образных форм работы.

Воспитательная - воспитание гордости за свои ус пехи.

Ход урока

I. Организационный этап:

Учитель (после объявления целей и задач урока). Ре бята, скоро Новый год. Этому событию мы и посвятим наш урок - праздник знаний. Разделим его на два тура — теоретический и практический.

Проведем давайте праздник

Вместе мы под Новый год!

Дружно знанием украсим

Наш сегодняшний урок.

Знаем мы, что вещества

И живые существа,

Все они имеют тело.

Так скорее же за  дело!

II. Проверка выполнения домашнего задания и под готовка к активной учебно-познавательной деятельнос ти учащихся

Теоретический тур

  1. Что называют телом? Приведите примеры тел.
  2. Что такое «вещество»? Приведите примеры.

Слышится сосулек звон,

Снег искрится за окном!

Лед - вода и пар - вода,

Состоят из вещества

Называется... (вода)!

  1. О каких трех агрегатных состояниях воды идет речь?

(Учитель обсуждает с классом таблицу «Три агре гатных состояния вещества», фотографию зимней реки - лед, открытая вода и пар над ней.)

  1. Назовите три агрегатных состояния вещества.
  2. Давайте с помощью ТСО повторим основные поло жения молекулярного строения вещества и назовем свой ства твердых тел, жидкостей и газов.

(Демонстрирует фрагмент видеофильма о внутрен нем строении вещества.)

Вода сохраняет объем. Убедимся в этом, попытавшись сжать бутылку, наполненную водой, - практически это невозможно сделать. (Объясняет этот факт на основе МКТ.)

Но вода не имеет формы. (Переливает воду из ста кана в колбу и обратно, вводит термин «текучесть»  жидкости и поясняет его.)

Газ не имеет ни формы, ни объема, занимая весь пре доставленный ему объем. (Сжимает надутый шарик, развязывает нить и демонстрирует изменение объема.)

Твердое тело сохраняет свою форму и объем, за счет сильного взаимодействия между молекулами, расположен ными в узлах кристаллических решеток. (Демонстриру ет модель кристаллической решетки твердого тела и набор тел.)

Если глянуть в микроскоп,

Убедимся мы, что вот

Эти шарики вблизи

Есть молекулы... (воды)!

Если разделить их как-то

Мы получим с вами... (атом)!

Из чего состоят все вещества? Можно ли молекулу разделить на более мелкие частицы?

(Демонстрирует модели двух молекул воды, моле кул кислорода и водорода).

  1. Из чего состоит молекула воды? '
  2. Вода - это простое вещество или сложное?
  3. Приведите еще примеры сложных веществ.

Мама солит дома рыбу,

Вы попробуйте на вкус.

Что, соленая? Конфуз!

Мама оконфузилась?

Назовем сие явление

Мы, друзья... (диффузией)!

  1. Что называется диффузией?
  2. Что доказывает это явление?
  3. Почему реки, моря и океаны необходимо беречь от разливов нефти, мазута и т.д.?
  4. Почему в загрязненной реке гибнет рыба и все жи вое?
  5. Как взаимодействуют между собой атомы и молекулы?
  6. Почему слипаются между собой два кусочка пласти лина? Почему распрямляются сжатые пружины?

(Проводит демонстрации с пластилином, пружиной.)

  1. Приведите примеры чистых веществ, т.е. веществ без примесей.
  2. Является ли воздух чистым веществом?
  3. Давайте проверим, знаете ли вы химические эле менты и умеете ли вы... слагать стихи!

Назовите кислород... (О!)

 Если это водород... (Аш!)

Как звучит железо? (Феррум.)

Удивительное дело!

 Если это сера?.. (Эс!)

Молодцы, ребята! Уев!

  1. Как обозначить массу тела? Его объем? Плотность? (Записывает обозначения на доске.)

Практический тур

1. Определите массу тела:

  1. экспериментально с помощью весов = 52,5 г; ученик не только работает с весами на демонстраци онном столе, но и переводит значение массы из милли граммов в граммы)',
  2. по формуле (ученик на магнитной доске «пишет»  расчетную формулу т = ρ·V);

2. Определите объем твердого тела неправильной формы.

  1. по формуле («запись» на магнитной доске V =m/ρ);
  2. с помощью мензурки (учитель сам проводит изме рения, объявляя результат и демонстрируя опыт, т. к. шестиклассникам сложно выполнить такую работу, но прокомментировать они ее уже могут, понимая, что объем тела равен разности объемов воды в мензурке до и после погружения в нее тела).

3. Составьте на магнитной доске формулу для опре деления плотности тела (ρ = т/V).

4. Выполните на доске и в тетрадях расчет экспери ментальной задачи (запись на доске).

Дано;

т = 52,5 г        ρ = т/V         ρ= 52.5 г = 2.1 г/см3

V = 25 см3.                               25 см3

ρ - ?                                 (По таблице ученики самостоятельно определя ют вещество)

Ответ. Плотность 2,1 г/см3, это сплав алюминия.

III. Закрепление, обобщение и систематизация зна ний учащихся

Задача. Масса алюминиевой ложки 27 г. Чему равен объем ложки?

Дано:

т = 27 г                V =m/ρ        V = ____27 г____ = 10 г/см3

 р = 27 г/см3.                                        2.7 г/см3

V - ?

Задача. Какова масса машинного масла в баке вмес тимостью 0,01 м?

Дано:

V = 0,01 м3                 т = ρ·V        m = 0.01 м3 · 900 кг/м3 = 9 кг

р = 900 кг/м3.

т - ?

Задача*  Чугунный шар имеет массу 800 г при объеме 125 см3. Сплошной или полый этот шар?

Дано:

т = 800 г                ρ = т/V        ρ = __800 г___ = 6.4 г/см3

V = 125 см3                                        125 см3

ρ - ?

Ответ. Плотность шара меньше плотности чугуна (см. таблицу плотностей), следовательно, этот шар полый.

IV. Самопроверка и оценка ЗУН учащихся

(Оценка качества и уровня ЗУН, обеспечение их коррекции; совершенствование умения рецензирования ответов товарищей: критика и самокритика как каче ство личности; опора на помощь учащихся класса пу тем рецензирования ответов одноклассников по схеме, предложенной учителем в начале у/рока: I) объем выс казывания; 2) грамотность речи или оформление задач; 3) логика высказывания, его последовательность.)

V. Информация о домашнем задании

Подготовиться к контрольной работе № 1 (повторить §20, 21.)

VI. Подведение итогов урока

(Учитель оценивает деятельность учащихся, вы ставляет оценки к дневники, комментирует свои дей ствия.)

Заключительное слово учителя:

Знаете вы очень много!

Впереди у вас дорога:

За год с вами подрастем,

Дружно в класс седьмой придем!

Там помогут знания Из... (естествознания)!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Тела и вещества

Можно использовать для текущего контроля по теме "Тела и вещества"...

Тела и вещества.

Цель: Актуализировать знания учащихся о телах живой и неживой природы. Ввести понятия: тело, вещество. На примере некоторых веществ познакомить учащихся со свойствами веществ, состояниями веществ. Нау...

Урок природоведения 5 класс "Тела и вещества" учитель Воротнёва Н.А.

Филиал  МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка. Урок природоведения 5 класс«Тела и вещества»    Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цели: позн...