Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Инерция»
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Острякова Елена Геннадьевна

    Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

     Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке -  технология проблемного обучения с элементами исследовательской работы.

      На данном уроке важно ознакомить учащихся с особен­ностями процесса научного познания, этапа­ми и методами исследовательской деятель­ности, создать условия для формирования умений формулировать проблему, опреде­лять тему, цель исследования, выдвигать ги­потезу, осуществлять сбор, обработку и ин­терпретацию данных, делать выводы. Учитель на уроке выступает как организатор само­стоятельного учебного познания и как один из источников информации 

        На уроке контроль знаний осуществляется приёмом «Заработай балл», который является неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ  ставится балл и заносится  в контрольный лист. Этот балл можно использовать для повышения оценки в течение всего урока. Баллы, как поощрение можно ставить за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д.

Так же на уроке используются информационно-коммуникативные технологии  (авторская презентация учителя).   Творческое домашнее задание, которое предлагается учащимся, предусматривает для его подготовки проведение домашнего эксперимента или использование ресурсов Интернета.

Грамотно организованный урок -  это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется  успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Острякова Елена Геннадьевна, учитель физики

МОУ Репенская СОШ

Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»

Цели урока:

 1.Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и  первичному закреплению новых знаний о явлении инерция и причинах изменения скорости тел.

2. Создать условия для систематизации ранее полученных знаний учащихся по основным характеристикам механического движения.

3. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент) при изучении физического  явления – инерция.

4.Способствовать  умение рационально организовывать свой труд, вырабатывать правильную самооценку.

Тип урока:

по основной дидактической цели  урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Формы организации учебной деятельности: групповая, в парах, исследовательская работа.

Средства обучения: компьютер,   классная доска, авторская презентации учителя,   учебник “Физика 7 класс” А. В. Пёрышкин,  «Рабочая тетрадь по физике  7 класс» (учебное пособие к учебнику “Физика 7 класс” А. В. Пёрышкин ), оборудование для проведения экспериментов (металлический жёлоб – 2шт., цилиндр, шарик , машинка, песок, деревянный брусок),мяч, индивидуальные карты, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Создание  эмоционального  настроя.(2 мин)

    Учитель: - Добрый день! Я рада видеть вас на очередном заседании нашего научного центра – физической лаборатории, где мы совершаем много новых для себя открытий. Девизом нашей работы является

(слайд 2)              «Человек не может изменить законы,

но он может их познать и

учитывать в жизни и практике»

  И наше заседание  научной лаборатории не будет исключением. Мы будем с вами обсуждать, искать ответы на проблемные ситуации, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.

Перед вами план нашего заседания (слайд 2)

II. Активизация познавательной деятельности.

Учитель: Для начала успешной работы необходимо выяснить, какие знания имеют присутствующие здесь сотрудники. Мы проведем тестирование, итоги которого вы внесёте в бланк (приложение 1)  и по результатам которого,  каждый оценить уровень своей готовности к началу заседания. В течение нашей работы её можно будет либо улучшить, либо понизить. Это будет зависеть от вашей активности на нашем заседании.

 (Гиперссылка 1.Научная степень сотрудника на слайд 3)

  (Проводится тестирование, в котором учитель использует вопросы, встречающиеся в ГИА по физике)

Учитель: Выбирая правильный вариант ответа, вы должны  выписать только соответствующую ему букву.

Н/п

Содержание вопроса

Варианты ответов

1

Механическим движением  называется…

А.Движение всякого тела по земле среди окружающих

И. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел

С.Изменение положение автобуса на дороге

2

Траекторией движения тела называется…

Н. Линия, по которой движется тело

О. След, который оставляет движущееся тело

К. Кривая линия движения молекул

3

Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется…..

Е. Путь.

М. След

Т.Кривая

4

При равномерном движении тело за равные промежутки  времени

Ю.Проходит разные пути

В. Движется неравномерно

Р. Проходит равные пути

5

Формула для нахождения скорости при равномерном  движении

Г. v = t : s

Э. v = s · t

Ц. v = s : t

6

В системе СИ скорость  измеряется

С. км/ч

И. м/с

Б. км/с

7

При неравномерном движении тело за равные промежутки  времени

Я. Проходит разные пути

А. Движется равномерно

Д. Проходит равные пути

 

Ответ: И, Н, Е, Р, Ц, И, Я (проверка результатов производиться в форме взаимопроверки с сидящим по парте  и проверяющий определяет степень знания, согласно предложенным учителем критерием)

5 правильных ответов – 3 балла

6 правильных ответов – 4 балла

7 правильных ответов – 5  балла

 (результаты заносятся в персональные бланки)

Учитель: Уважаемые сотрудники нашего центра, поднимите руки, кто получил наивысший балл своих знаний, у кого этот балл соответствует шести правильным ответам, пяти правильным ответам и т.д. Я думаю, что каждый из вас улучшит свои результаты.

 III. Формулирование темы и цели урока. (Совместно с учителем ученики стараются сформулировать  цель урока)

Учитель Ребята! Знаете, я обратила внимание, что со мной происходят странные случаи. Вчера, например, я несла тарелку с супом и, когда ставила её на стол, суп почему-то выплеснулся на скатерть. А сегодня я вошла в школьный автобус и не успела сесть, но автобус  внезапно тронулся, я чуть не упала назад и наступила на ногу сидящему ученику. Получилась неприятная ситуация. Ребята, а с вами ничего подобного не происходило? Как вы думаете, имеет ли физика к этим случаям  какое-нибудь отношение.

    (Ученики приводят свои жизненные ситуации, которые похожи на приведённые примеры учителя)

  Учитель: Я предлагаю вам  сегодня на уроке разобраться в этом.  А названия этого физического явления вы уже сами записали. (слайд 2 ссылка на 2.Тема заседания центра. Ссылка на слайд 4) Убрав запятые между буквами правильных ответов тестирования, вы узнаете как называется это явление, это и будет  тему нашего заседания. (Ученики самостоятельно, используя ответы тестов, называют тему заседания.) Учитель: Молодцы. Откройте тетради и запишите тему «Инерция». Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить, чтобы правильно  объяснить происшедшие со мной и с вами ситуации. Учитель внимательно выслушивает предложения учащихся и совместно с ними формулирует основные вопросы:

1.Может ли тело само изменить свою скорость?   Как можно изменить  скорость?

2. Что такое инерция? В чём её польза и вред?

3.Какова практическая  значимость инерции для человека?

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, подумайте и скажите, могут ли тела двигаться сами по себе, может ли скорость меняться сама по себе, без посторонней помощи? Приведите примеры, доказывающие ваши предположения.

Ученики: Без посторонней помощи тело не может менять свою скорость. Например, игра в футбол. Мяч меняет  скорость  после удара футболиста  или удара об штангу ворот.

Учитель: А у меня как раз имеется мячик. Только в футбол мы не будем играть, а поиграем в игру «Ты – мне, я - тебе»

  Условие игры: 

   Ученик передаёт мячик как эстафетную палочку, при этом называют физическое тело, а тот, кому был передан мячик, пытается определить, что может являться  причиной изменения скорость данного тела. Например: ветка дерева – ветер, птица; шариковая ручка – рука человека, машина – другая встречная машина, большая яма и т.д. (3-4 примера).

Примечание: желательно, чтобы мячик передавался ученикам разного уровня обученности.

    Наиболее активных учеников на данном этапе можно поощрить дополнительными баллами.

V Организация осмысления

 Учитель: Теперь настала работа наших исследовательских групп. Используя карточку, с описанием плана  проведения эксперимента, (приложение  2) каждая группа должна получить обоснованное подтверждение или опровержение  наших догадок и гипотез. И вспомните наш девиз «Человек не может изменить законы, но он может их познать и учитывать в жизни и практике» На основе проведённых вами опытов мы  сделаем общий вывод и запишем в тетрадь.

  Учащиеся работают в заранее сформированных группах. Проводят необходимые, согласно карточке, эксперименты. Роль учителя состоит лишь только в подведение учеников к более грамотному выводу, на основе их наблюдений. Роль каждого ученика в работе исследовательской группы также оценивается, но только уже руководителем данной группы совместно с другими её членами.  

По окончанию работы в группах, учитель предлагает учащимся, работающим с карточкой №3 описать проделанный ими опыт, используя презентацию (слайд 5) и  выслушав предложенные  выводы  каждой группой, учитель обобщает и делает заключительный вывод.  

Вывод: скорость тела уменьшается или увеличивается только под действием других тел, тело начинает двигаться или останавливаться не само по себе, а под действием других тел. Причём скорость  меняется не только по величине, но и по направлению.  Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения.

Учитель  (или подготовленное сообщение учеником) (историческая справка) Подобное состояние тел ещё в IV веке  до н.э. рассматривал и изучал древнегреческий учёный Аристотель. Он говорил, что «причина движения кроется в действии, оказываемое на данное  тело каким-либо другим телом». Правда, это утверждение было не верным.  Аристотель считал, что естественным положением тела является покой, конечно, по отношению к Земле. Всякое перемещение по отношению к Земле должно иметь причину. Если же причины двигаться с места нет, то тело должно остановиться, перейти в своё естественное состояние покоя. Но при этом теория Аристотеля никак не объясняла, почему тело, движущееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, движущееся по гладкой поверхности.

  Открытием истины мы обязаны великому итальянскому учёному Г.Галилею (1564-1642)(слайд 6) Он в результате своих опытов по изучению движения тел, установил, что если на тело не действуют другие тела, то тело или находится в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли. Это значит, что скорость не меняется, остаётся постоянной. В этом заключается явление инерции.

Учитель: Запомните, ребята. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия не него других тел называется инерцией. 

  Ребята, немного отдохнём и проведём физкультминутку непростую, а закрепляющую новое понятие  - инерция. Предлагаю изобразить поведение  едущих стоя пассажиров троллейбуса

 Учитель: Представьте, что я – водитель. Я:

-Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? Почему?

Ученики: Назад. Из-за инерции. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела продолжает двигаться с прежней  скоростью, в результате и происходит отклонение назад.

Учитель:  Поворачиваю направо. Вы?

Ученики:  Налево. Из-за инерции.

Учитель:  Поворачиваю налево. Вы?

Ученики:  Направо. Из-за инерции.

Учитель: Резко торможу. Вы?

Ученики: (Вперёд). Повторим ещё раз.

VI. Организация первичного закрепления. (слайд 2)

Учитель: А сейчас вы продолжите работу исследовательских группах, но образуя затем работу круглого стола.

 Ваша задача: коллективно обсуждая создавшуюся ситуацию, прийти к правильному ответу. А затем мы обсудим их все нашим центром.

Проблема 1.(слайд 7) Что произойдёт с бруском? Почему? (приборы для эксперимента на столе).

Проблема 2.(слайд 8) Какая тележка движется? Почему?

Проблема 3.(слайд 9) Что произойдёт дальше..?

Проблема 4. (слайд 10) Что могло случиться до этого?

 (После обсуждения проблемы в группах (1-2 мин) идёт обсуждение классом и делаются окончательные выводы)

VII. Итоги  урока.(3-4 мин)

Учитель; Уважаемые участники, нашего заседания! Поведём итоги. Сейчас вы объективно выставите  каждому оценку за работу в группе, т.е. за вклад нахождения верного решения проблемы. Потом посчитайте среднее арифметическое ваших степеней знаний. Это и будет ваша степень знаний за урок. Руководители групп проследят за объективностью выставления. (1-2мин).

Учитель предлагает ребятам поднять руки, если они получили «5», «4», «3»(чаще всего, за такие уроки ученики имеют хороши  результаты).

 Учитель: Для успешной работы в домашних лабораториях вам необходимо:

- прочитать  в учебнике §17 «Инерция», ответить на вопросы;

- пронаблюдать за окружающими вас явлениями и подобрать по 3 примера, где инерция приносит пользу, где вред;

- инд.задания. Провести домашний эксперимент и предоставить его защиту.(Пример, эксперимента можно предложить взять из «Рабочей тетради по физике», учебное пособие к учебнику А. В. Пёрышкин)

V.Рефлексия.

Учитель: И в заключение, я хотела бы узнать, насколько полезным и плодотворным  была для вас работа в течение нашего заседания.(слайд 10) Выберете  один из сигналов светофора. Это будет сигнал для меня, для моих действий к следующему нашему заседанию. Спасибо вам за активную работу.

Литература:

  1. Перышкин  А.В. Физика.7 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Контрольно – измерительные материалы. Физика: 7 класс/ Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011.
  3.  Рабочая тетрадь по физике : Учебное пособиек учебнику: А.В. Пёрышкин «Физика. 7 класс»: 7-й кл. / Р.Д. Минькова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфизизд, 2010.
  4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл. / Авт.- сост. А.И. Сёмке… - М.:Изд=во НЦ ЭНАС, 2006.
  5. Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1980.
  6.  Проектирование учебного занятия: Учеб.пособие.- Белгород.

 Изд-во БелГУ- 2002.

  1.  Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова.- М.: Просвещение, 2010.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок физики 7 класс Разработала и провела у читель физики МОУ Репенская СОШ Острякова Е.Г Тема: ИНЕРЦИЯ

Слайд 2

Человек не может изменить законы, но он может их познать и учитывать в жизни и практике! 2.Тема заседания научного центр 5. Итоги работы центра 4.Заседание круглого стола 3. Работа исследовательских групп 1.Знания научного сотрудника

Слайд 3

Механическим движением называется: А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел; И . изменение положения тела в пространстве относительно других тел; С . изменение положения автобуса на дороге 2. Траекторией движения тела называется Н. линия, по которой движется тело О. след, который оставляет движущееся тело К. кривая линия движения молекулы. 5. Формула для нахождения скорости при равномерном движении: Г . v = t : s Э . v = s · t Ц . v = s : t 3. Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется Е. путь М. след Т. кривая 4. При равномерном движении тело за равные промежутки времени… Ю. проходит разные пути В. движется неравномерно Р. проходит равные пути 6. В системе СИ скорость измеряется в… С. км/ч И. м/с Б. км/с 7. При неравномерном движении тело за равные промежутки времени… Я. Проходит разные пути Л. движется равномерно Д. Проходит равные пути Ответы: И,Н,Е,Р,Ц,И,Я 5 правильных ответов – 3 балла 6 правильных ответов – 4 балла 7 правильных ответов – 5 балла

Слайд 4

Инерция Вопросы для обсуждения: 1.Может ли тело само изменить свою скорость ? Как можно изменить скорость? 2. Что такое инерция ? В чём её польза и вред ? 3.Какова практическая значимость инерции для жизни человека ?

Слайд 5

Как зависит изменение скорости тела от величины действия другого тела? Чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость движения и тем ближе движение к равномерному!!!

Слайд 6

6 Галилео Галилей (1564 – 1642) Как будет двигаться тело, если на него не будут действовать другие тела? Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией Экспериментально установлено: Если на тело не действуют другие тела, то оно находится или в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли.

Слайд 7

1 ) Что произойдет с бруском, если резко дернуть за нить? 1 Упадет назад. 2 Упадет вперед. 3 Останется неподвижным.

Слайд 8

2.) Какая тележек начинает движение? Почему ? 1 2

Слайд 9

Объясните, что произойдёт дальше Объясните, что могло случиться быть до этого

Слайд 10

Рефлексия: ? . ! Урок не понравился и я ничего не понял Урок понравился, но некоторые моменты урока не освоил Урок понравился и я усвоил материал урока

Слайд 11

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Острякова Елена Геннадьевна, учитель физики

МОУ Репенская СОШ

                                                                      Приложение 1.

Бланк контроля знаний участника заседания

 научной лаборатории

Ф.И.__________________   группа_____  класс________

Номер

этапа

Название этапа работы (форма работы)

оценка

Роспись

проверяющего

или руководителя группы

1

 Знания научного сотрудника (тестирование по ранее изученному материалу)

2

Работа исследовательских групп (проведение лабор. эксперимента)

3

Заседание круглого стола  (обсуждение проблемных вопросов из жизненных ситуаций)

4

 Дополнительное поощрение за работу  во время заседания    

                                Итоговая оценка

                                                                  Приложение 2

Карточки с заданиями для работы исследовательских  групп


Карточка 1



Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.



Ход эксперимента:



1.Положите на стол деревянный брусок. Как долго  брусок будет покоиться, т.е. находиться без движения?



2.Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.



3.Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил брусок. Что произойдёт с шариком? С бруском?



4. Сделайте вывод.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточка 2.



Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, цилиндр металлический.



Ход эксперимента:



1.Установите жёлоб наклонно и пустите по нему шарик. Проследите за движением. Сделайте вывод.



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.В нижней части жёлоба поместите цилиндр и снова пустите по нему металлический шарик. Проследите за поведением шарика и цилиндра. Сделайте вывод.



__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Карточка 3.



Оборудование: наклонная плоскость, машина, песок.



Ход эксперимента:



1.Пустите машину с наклонной плоскости. Что вы можете сказать о движении машины?



__________________________________________________________



2.Прежде чем пустить машину с наклонной плоскости, на её пути на небольшом расстоянии от наклонной плоскости насыпьте горку песка. Потом пустите машину и проследите за её движением. Что вы заметили?



_________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Выровняйте песок и вновь пустите машинку с наклонной плоскости. Каково теперь движение машинки. Сделайте вывод.



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов

Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »

Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока:  - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»

Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...