Календарно-тематическое планирование уроков
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

тарасова марина владимировна

Рабочая программа по физике для 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass.rar65.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО  

на заседании МК

протокол № 1

от 19.08. 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

протокол № 1

от  29.08.2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №3»

     ____________/Г.В. Мазина/

 приказ № 186 от 31.08.2011г.

Рабочая программа по физике

для  7-х   классов

на 2011-2012 учебный год

срок реализации – 1 год

общее количество часов – 70

количество часов в год – 70

количество часов в неделю -  2

Тарасова М.В.

Составлена  в  соответствии  

  1. с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования,
  2. с Примерной  программой основного общего образования : «Физика» (базовый уровень)
  3. авторской программы Е.М Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
  4. учебного  плана МБОУ «Гимназия№3» на 2011 – 2012 учебный год.

Учебник: Перышкин А.В. Физика.7 класс. Учебник  для ОУ.- М, «Дрофа». 2008

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ГМО ________Юсупов У.Р.

Протокол №______от______2011г.

2011 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  1. Общая характеристика учебного предмета.
  2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
  3. Место предмета в учебном плане.
  4. Результаты изучения учебного предмета.
  1. Основное содержание учебного предмета.
  2. Требования  к уровню подготовки обучающихся.
  3. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
  1. Формы и средства контроля.
  1. Тематическое планирование.
  2. Календарно-тематическое планирование.
  3. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  4. Список литературы (основной и дополнительной) с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физика»  для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных  стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),  на основе Примерной программы основного  общего образования: Физика» 7-9 классы и авторской программы Е.М. Гутника, А.В.Перышкина (Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009) и учебного  плана МБОУ «Гимназия №3»   на 2011 – 2012 учебный год.

Рабочая  программа по физике конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных  работ, выполняемых учащимися.

 Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  1. развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  2. понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  3. формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  2. приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  3. формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  4. овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  5. понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом  МБОУ «Гимназия №3» на  изучение физики в 7 классе выделяется 2 часа в неделю, 70 часов в год.  

Результаты изучения учебного предмета.

Результатами  обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Результатами  обучения физике в основной школе являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Результатами  обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Результатами  обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

  1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
  2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
  4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
  5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Основное содержание учебного предмета.  (70 часов)

Физика и физические методы изучения природы (3ч). Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч) Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел. (22 ч) Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Работа и мощность. Энергия. (17 ч) Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Итоговое повторение (1 ч)

Список лабораторных работ:

  1. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
  2. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».
  3. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на весах».
  4. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
  5. Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела».
  6. Лабораторная работа №6 «Измерение силы при помощи динамометра».
  7. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
  8. Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкость».
  9. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».
  10. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Список контрольных работ:

  1. Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества. Механическое движение».
  2. Контрольная работа №2 по теме «Масса и плотность тела»
  3. Контрольная работа №3  по теме «Сила».
  4. Контрольная работа №4 по теме  «Давление газов, жидкостей и твердых тел».
  5. Контрольная работа № 5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел».
  6. Контрольная работа №6 по теме «Механическая работа и мощность».
  7. Итоговая контрольная работа №7.

Требования  к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения курса физики 7 класса обучающийся должен:

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  3. смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

 Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и  трех   недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально собирает необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Перечень ошибок.

Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2.  Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
  1. Формы и средства контроля.

 Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы школьного курса. Ниже приведен список лабораторных и  контрольных работ  для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой  темы и всего курса в целом. Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут).

Общее количество контрольных работ-7, лабораторных работ -10.

График лабораторных работ по физике

Четверть

Название и номер лабораторной работы

Количество часов

Дата проведения

1

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

12.09-18.09

1

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

1

19.09-25.09

1

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на весах».

1

24.10-30.10

1

Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».

1

24.10-30.10

2

Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела».

1

31.10-13.11

2

Лабораторная работа №6 «Измерение силы при помощи динамометра».

1

12.12-18.12

3

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

27.02-4.03

3

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкость».

1

5.03-11.03

4

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

16.04-22.04

4

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

23.04-29.04

Итого

10

График контрольных  работ по физике

Четверть

Название и номер контрольной работы

Количество часов

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества. Механическое движение».

1

10.10-16.10

2

Контрольная работа №2 по теме « Масса и плотность тела».

1

21.11-27.11

2

Контрольная работа №3  по теме «Сила».

1

26.12-30.12

3

Контрольная работа №4 по теме  «Давление газов, жидкостей и твердых тел».

6.02-12.02

3

Контрольная работа № 5 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел».

1

19.03-23.03

4

Контрольная работа №6 по теме «Механическая работа и мощность».

1

7.05-13.05

4

Итоговая контрольная работа №7.

1

 21.05-25.05

Итого

7

Тематическое планирование базового  уровня стандарта

Разделы курса физики 7 класс

Количество часов

(базовый уровень стандарта)

Физика и физические методы изучения природы

3

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Взаимодействие тел

22

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

Работа и мощность. Энергия.

17

Резерв.

1

Всего за 7 класс

70

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

  1. Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. ил.
  2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебно- методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с. ил.
  3. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение», 2006.-240л.
  4. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2008 
  5. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
  6. Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работ.
  7. Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Демонстрационное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества. Модели молекул воды, кислорода, водорода. Механическая модель броуновского движения. Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел. Набор тележек. Набор цилиндров. Прибор для демонстрации видов деформации. Пружинный и нитяной маятники. Динамометр. Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей  и газов. Шар Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Барометр-анероид. Манометр.

Работа и мощность. Набор брусков. Динамометры. Рычаг. Набор блоков.

 Оборудование к лабораторным работам:

№1. Измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

№2. Линейка, дробь, горох, иголка.

№3. Весы, гири, три небольших тела разной массы.

№4. Мензурка, тела неправильной формы, нитки.

№5. Весы,  гири, мензурка, твердое тело, нитка.

№6.  Динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.

№7. Динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

№8. Весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок,

сухая тряпка.

№9. Рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

№10. Доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики, учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов. 

Список литературы

Основная литература.

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2009. 64 с.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 334 с.
  4. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
  5. Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.
  6. Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2009. 64 с.
  7. Требования к уровню подготовки выпускников.
  8. Программа основного  общего образования, составленная на основе обязательного минимума содержания физического образования. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009
  9. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования./Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М. «Просвещение». 2009
  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.
  11. Г.Г. Телюкова. Развернутое тематическое планирование 7-11 классы Волгоград. «Учитель». 2010

Дополнтительная литература

  1. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» / А.В. Чеботарёва. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 159 с.
  2. Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...