Программа элективного курса "Моё призвание медицина?"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Карягина Вера Владимировна

Разработка элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Моё призвание медицина?!»

Автор: Карягина В.В.

                        учитель биологии  

высшей категории

                       

                                               

Сергиевск

                                     Пояснительная записка

  Данная программа рассчитана на 17 часов. Программа может быть реализована в течение четверти, ориентирована на учеников 9 класса.

  По завершении основной школы выпускник уже должен осознанно выбрать дальнейший образовательный путь к будущей профессии, профессиональному самоопределению. Для основной школы характерен социальный тип профессионального самоопределения, в рамках которого обеспечивается пространство выбора возможного приложения сил, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого школьника. Выпускники должны освоить социальный смысл различных сфер профессиональной деятельности.

  Одним из направлений профессионального самоопределения может быть медицина. Профессия медсестры привлекает и настораживает ответственностью за жизнь человека. Случайный человек в медицине формально выполняет свои обязанности и может нанести немалый ущерб психическому и физическому состоянию больного. Этот курс позволит познакомиться с основами медицинских знаний, ознакомит с разными видами деятельности медицинской сестры. В настоящее время эта профессия востребована, всегда есть возможность найти работу, как в городской, так и сельской местности.

  Программа содержит материал, на основе которого формируется способность школьников провести профессиональные пробы. Большое значение имеет социальная практика, во время которой ребята больше узнают о специфике работы медсестры в разных отделениях, научатся применять знания на практике в процессе выполнения проектов. Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения в выборе профессии.

 Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать о том, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

  Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, неблагополучная экологическая среда, гиподинамия, вредные привычки – все эти факторы ухудшают состояние здоровья взрослых людей и подрастающего поколения. В  «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения» Министерства здравоохранения РФ указано на необходимость «формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни путём обеспечения их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний».

  Элективный курс «Моё призвание медицина?!» даёт учащимся сведения о причине заболеваний, о правильном уходе за больными, о способах укрепления здоровья, о профилактических мерах.

    Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Этот курс опирается на знания, полученные на уроках биологии, но не дублирует их, а расширяет. Он является необходимым для учащихся, так как заставит  школьников задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.

Цель курса:

Создание условий для профессиональной пробы учащихся в качестве медицинской сестры, расширение  и углубление  знаний, способствующих  сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

1.Знакомство с системой основ медицинских знаний.

2. Формирование знаний, умений и навыков общего ухода за больными и оказания первой доврачебной помощи.

3. Формирование установок медицинских знаний на здоровый образ жизни.

4. Организация ситуации выбора профиля обучения и профессиональной деятельности.

5. Выработка умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, работать самостоятельно и в группе, умения рефлексии и самооценки.

Планируемые результаты обучения:

1)профессиональная ориентация

2)выбор профиля в дальнейшем

3)воспитание сострадания, гуманизма, милосердия

Важнейшим итогом проведённых занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:

-Здоровый образ жизни и вредные привычки (выпуск санбюллетеня)

-Организация физкультминуток во время урока (составление памятки)

-Составление недельного меню для школьной столовой

-Проект-сочинение «Профессиональная карьера»

  Методы обучения:

 Лекции, беседы, экскурсии, практикумы, тренинги, социальная практика, проектно-исследовательская деятельность, тестирование.

                                         Содержание

1. Введение (2часа)

Из истории возникновения сестринского дела

Организация медицинской помощи в Сергиевской ЦРБ – экскурсия

2. Основы медицинской этики и деонтологии  (2часа)

Основные этические категории сестринского дела.

Лечебный режим и его основные принципы.

3. Пропаганда здорового образа жизни  в работе м/с  (4часа)

Влияние на организм подростка алкоголя, никотина, наркотиков.

Здоровый образ жизни и вредные привычки (упражнение «ассоциации», упражнение «анализ вредных привычек», мини-лекции )

Проектная деятельность «Выпуск санбюллетеня».

Гиподинамия, её отрицательное воздействие на здоровье.

Проект – подбор упражнений для физкультминуток во время урока.

4. Особенность работы диетической м/с  (3 часа)

Рацион и режим питания. Организация питания в больнице. Проблемы избыточного веса и ожирение.

Понятие о диетотерапии (столы №1, 5, 7, 9,15)

Проект: составление недельного меню для школьной столовой

5. Особенности работы м/с  в отделении  (5часов)

Личная гигиена больного ( смена постельного и нательного белья, уход за кожей и профилактика пролежней, уход за  глазами, ушами, волосами)

Социальная практика по уходу за больными в отделениях Сергиевской ЦРБ.

Анкетирование

9. Итоговое занятие : проект-сочинение «Профессиональная карьера» - 1час

Учебный план

№п/п

Тема

Всего

часов

Лекции

Практика,

экскурсии

Формы

контроля

1

Введение

2

1

1

Собеседование

2

Основы медицинской деонтологии

2

1

1

Тестирование

3

Пропаганда здорового образа жизни в работе м/с

4

1

3

Проект (выпуск санбюллетеня)

Проект(подбор упражнений для физминуток во время уроков)

4

Особенность работы диетической м/с

3

1

2

Проект (составление недельного меню для школьной столовой)

5

Особенность работы м/с  в отделении

5

1

4

Дневник наблюдения по социальной практике

Анкетирование

6

Итоговое занятие

1

1

Проект-сочинение

«Профессиональная карьера»

Всего

17

6

11

Литература:

1. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» - Москва, «Вентана-Граф» 2007г.

2. Бурая А.Н., Головко И.А. «Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребёнком»- Москва, «Медицина» 2005г.

3. Гусарова Г. М., Котельников Г.П. «Будьте здоровы!» - Самара, ГУСО «Перспектива» 2007г.

4. Журнал «Биология в школе» №4 2008г. «Я и здоровый образ жизни» - тренинг для старшеклассников стр. 48. – И.Е.Солодова,

 г. Псков.

5. Заликина Л.С. «Учебное пособие по общему уходу за больными» - Москва, «Медицина» 2001г.

6. «Краткая медицинская энциклопедия»-в 3-х томах,  гл. редактор – академик Б.В.Петровский – Москва, «Советская энциклопедия» 1990год.

7. Матвеев В.Ф. «Основы медицинской психологии, этики и деонтологии» - Москва, «Медицина» 2004г.

8. Бурая А.Н., Головко И.А. «Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребёнком» -  Москва, «Медицина» 2005г.

9.Интернет – ресурсы:

www.ohio-da.com

www.fisio.ru/complexercice 

www.dietpitanie.net

www.ucheba.ru/prof/

Анкета

по выявлению сформированности  интереса  к изучению материала по содержанию курса

1. Какие профессии, связанные со знанием биологии, на ваш взгляд, сегодня востребованы обществом?

2. Какая из тем элективного курса «Моё призвание медицина?!» вам наиболее понравилась и почему?

3. Считаете ли вы необходимыми в дальнейшей жизни полученные знания?

4. Какие навыки вы можете применить на практике?

5. Сумеете ли вы оказать первую помощь при различных травмах?

6. Сможете ли вы ухаживать за близкими  людьми во время болезни?

7. Изменились или нет ваши взгляды на ваше питание?

8. Что нового вы узнали о воздействие на организм алкоголя, никотина и наркотиков?

9. Помогло ли вам изучение данного курса в выборе профессии?

Проект-сочинение «Моё призвание - медицина», «Дело, которому я буду служить…»

 Для того чтобы убедиться в правильности Вашего выбора выполните проект – напишите сочинение и ответьте на следующие вопросы:

1.Как я представляю себе идеальную ситуацию своей предполагаемой учёбы или работы: где работаю или учусь? Что делаю? С кем и как я общаюсь? Какие мои качества оказались востребованными?

2.Имеется ли у меня резервный вариант места продолжения образования? Думал ли я об этом?

3.Каковы мои дальние и ближние профессиональные цели? Какой уровень образования меня интересует?

4.Согласен ли я с тем, что профессиональная деятельность накладывает отпечаток на характер, манеру поведения, привычки человека, на его взгляды на жизнь? С какими изменениями в себе, произошедшими за время этого курса я столкнулся?

5.Достаточно ли хорошо я ориентируюсь в вариантах выбора различных образовательных  учреждений после школы? На что я обращу внимание в первую очередь, делая такой выбор?

6.Что я научился делать, какими профессиональными навыками я обладаю?

7.С какими основными трудностями при реализации планов осуществления профессиональной карьеры я уже столкнулся? Что я предпринимаю для преодоления этих трудностей?

Здоровый образ жизни и вредные привычки (тренинг)

Цель: помочь подросткам понять, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека.

1.Упражнение «Ассоциации»

На одной половине доски написать фразу «Здоровый образ жизни – это…», а на другой – «Вредные привычки – это…..». Каждому раздать по 6 маленьких листочков, на первых трёх они должны написать по одной ассоциации на словосочетание «здоровый образ жизни», а на оставшихся трёх – по одной ассоциации на словосочетание «вредные привычки» (анонимно).

 После тог, как уч-ся сдали листочки, надо просмотреть, зачитать и обобщить. Сделать вывод о том, что ЗОЖ – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных  воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

 ЗОЖ включает в себя прежде всего отказ от  вредных привычек, рациональное питание, физическую и психическую культуру.

  Продолжительность упражнения 15 минут.

  Упражнение позволяет уч-ся осознать важность ЗОЖ.

2.Упражнение «Анализ вредных привычек»

  Ребят разделить на 2 группы. Каждая группа получает лист бумаги с вопросами. Один из уч-ся записывает общее мнение группы по вопросам, каждая группа  работает разноцветными ручками.

 Вопросы для групп:

Дайте определение понятию «вредные привычки» и опишите симптомы их проявления.

Курение - одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.

Алкоголизм – тоже вредная привычка. Почему человек начинает пить? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?

После того как уч-ся сдали листочки, надо их просмотреть, зачитать и обобщить.

Продолжительность упражнения – 10 мин.

Упражнение позволяет уч-ся осознать, что вредные привычки влияют на здоровье и жизнь человека.

Мини-лекция о вредных привычках – 10 мин.

Раздача памяток о вреде алкоголизма, наркомании, курения.

 Обобщение

        Предложить ребятам подумать , как они могут использовать знания о вредных привычках и их влиянии на организм. Рассказать  о профилактической работе м/с, о правилах выпуска санбюллютеня

Проект  - выпуск каждой группой санбюллетеня на тему «Здоровый образ жизни и вредные привычки» c использованием памяток, интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»

        Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...