урок физики в 7 классе по теме " Вес тела"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Удовик Елена Николаевна
Урок изучения нового материала, на котором формируются  умения пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, развивается интерес к творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon wes.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: 

образовательные: сформировать понятие веса тела, экспериментально установить вес игрушечного тела и сравнить его с вычисленным весом;
развивающие:
 продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
воспитательные: воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.

Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.

Оборудование, ТСО, литература: раздаточный материал, динамометр, грузы, резиновое игрушечное тело.

Ход урока.

I. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое сила? ( сила – физическая величина, количественно характеризующая действие одного тела на другое.)
  2. Назовите признаки действия силы? (изменение скорости или направления движения тела; изменение формы или размеров тела.)
  3. Как схематично изображают силу на рисунках и чертежах? (На рисунках и чертежах силу изображают в виде стрелки. Ее направление символизирует направление действия силы, а длина – числовое значение силы.)
  4. Как называют стрелку, которая изображает силу на чертеже? (вектором этой силы)
  5. С какими видами сил мы уже познакомились? (Силой упругости, силой тяжести)
  6. Что называют силой упругости? (Силой упругости называют силу, которая возникает в теле при изменении его формы или размеров. Это происходит, если тело сжимают, растягивают, изгибают или скручивают. Например, сила упругости, возникшая в пружине, действует на кирпич (см. рисунок). Сила упругости всегда направлена противоположно той силе, которая вызвала изменение формы или размеров тела.
  7. Определите значение силы упругости, если масштаб 1кл – 2Н.

Что называют силой тяжести? сила тяжести – сила, с которой тело притягивается к планете. Сила тяжести всегда направлена к центру планеты. На рисунке показано, что Земля притягивает мальчика и мяч с силами, направленными вниз, то есть к центру планеты.

Определите силу тяжести, если масштаб: 1кл – 3Н.

  1. Каким прибором измеряют силу? (Динамометром)

3. Сообщение нового материала.

Сила тяжести.

Проделаем опыт с гирями и динамометрами, изображенными на рисунке. Взгляните: при массе гири 200 г на нее действует сила тяжести 2 Н. При массе гири 500 г на нее действует сила тяжести 5 Н. Обратите внимание, что наблюдается закономерность:

Следовательно, отношение силы тяжести, действующей на тело, к массе этого тела – постоянная величина. Она называется коэффициентом силы тяжести:

Опытами выяснено, что коэффициент "g" не зависит ни от силы тяжести, ни от массы тела, а зависит от места наблюдения:

Коэффициенты силы тяжести, Н/кг

   Луна

1.7

   Марс

3.8

   Юпитер

24

   Земля

10

   а) полюс

9,83

   б) экватор

9,78

С точки зрения математики формулу для вычисления коэффициента "g" можно преобразовать так:

Fтяж

– сила тяжести, Н

g

– коэффициент силы тяжести, Н/кг

m

– масса тела, кг

Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе этого тела.

Любая сила измеряется в Ньютонах, а что же это за человек, в честь которого была названа единица измерения.

Выступление ученика:

Выдающиеся физики

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон.

Ньютон (Newton) Исаак (1643–1727)

Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.

В 1664–67, когда в Лондоне свирепствовала чума, Ньютон сделал три важнейших открытия: дифференциальное и интегральное исчисления, объяснение природы света, закон всемирного тяготения, описанные в фундаментальных трудах «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704).

В механике Ньютон продолжил труды Галилея и Кеплера. Он сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными.

В «Оптике» обосновал законы отражения и преломления света на основе корпускулярной теории, исследовал интерференцию и дифракцию. В опытах с призмой открыл дисперсию света и разложил белый цвет в спектр. Построил первый зеркальный телескоп.

Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. В 1703 Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества. Работы Ньютона на несколько столетий стали фундаментом для физики и техники. Некоторые открытия Ньютона оспаривались его современниками (в том числе Р. Гуком и Г. Лейбницем).

Исаак Ньютон был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».

Ньютоново яблоко

Жил давно один учёный в Англии, Ньютон,
Он в науку, как в невесту, по уши влюблён,
Много сделал он открытий, в физике узнал,
Три закона знаменитых в книгах описал!

С ветки яблоко упало, и по голове,
И Ньютона осенило, плод нашёл в траве,
Он достал свою тетрадку, записал закон,
Понял тайну всей Вселенной, гением был он!

И по этому закону движутся тела,
Чтоб Ньютон узнал об этом, яблоня цвела,
Много в Космосе секретов, мир другим не стал,
И летит к Земле комета, как он предсказал!

Если ты ленивый малый, не привык мечтать,
И тебе закон не снится, любишь сладко спать,
Даже пусть счастливый случай, груша упадёт,
Никаких тебе открытий, шишку лишь набьёт!

Вес тела.

В физике весом тела называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес. Как и любая другая сила, вес измеряется в ньютонах. Например, на рисунке внизу показано, что медведь действует на опору – прогнувшуюся доску. Согласно определению, эта сила называется весом медведя.

Довольно часто вес тел равен действующей на них силе тяжести.

Р-вес тела;     Р= Fтяж

Однако эта формула верна не всегда. Пример первый. Возьмите динамометр и гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, динамометр показывает, что вес гири равен 4 Н.

Итак, вес тела равен действующей на него силе тяжести, когда тело и его опора покоятся

Физкультминутка – под музыку делаем упражнения.

Графическое изображение веса тела

                 Fтяж

                                                                              Р

4. Закрепление изученного материала -экспериментальная работа.

Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес игрушечного тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся электронными весами, «игрушкой» и прибором для измерения силы – динамометром.

  1. Определяем массу тела: m=80г
  2. Определяем по формуле силу тяжести: Fтяж= m* g
  3. Проверяем экспериментально, с помощью динамометра, значение силы тяжести: Fтяж=0,8 Н
  4. Сравниваем значение силы тяжести экспериментальное и теоретическое.
  5. Р= Fтяж
  6. Изображаем графически силу тяжести и вес тела.

 

        Fтяж

                                                          Р

5. Самостоятельная работа учащихся- блочное тестирование.

1 блок заданий

А.

Сила тяжести измеряется динамометром.

Б.

Сила тяжести действует на любое тело.

В.

Сила тяжести всегда направлена к центру Земли.

Г.

Сила тяжести на Земле везде одинакова.

Д.

Сила тяжести по-другому называется весом тела.

 

 

1.

Верное утверждение.

2.

Неверное утверждение.

2 блок заданий

А.

Сила тяжести измеряется в килограммах.

Б.

Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается.

В.

Сила тяжести тела увеличится, если его сжать.

Г.

Сила тяжести не действует на воздушный шарик.

 

 

1.

Неверное утверждение.

2.

Верное утверждение.

3 блок заданий

А.

Вес измеряется в килограммах.

Б.

Вес тела по-другому называют массой.

В.

Вес часто равен силе тяжести.

Г.

Вес действует не на само тело, а на его опору или подвес.

 Д.

 Вес является одним из видов силы.

1.

Неверное утверждение.

2.

Верное утверждение.

Ответы:

А1 Б1 В1 Г2 Д2
А1 Б1 В1 Г1
А1 Б1 В2 Г2 Д2

6. Информация о домашнем задании:


Муниципальная общеобразовательная средняя школа №16.

Тема урока: Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Урок изучения нового материала.

Учитель физики: Удовик Е.Н.

2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....

Презентация к уроку в 7 классе по теме "Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов"

Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Масса тела".

Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"....

Технологическая карта урока в 3 классе по теме "Части тела"

На уроке для аудирования используется отрывок видеоверсии сказки "Красная Шапочка" на английском языке...

Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости

Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости...