урок физики в 7 классе по теме " Вес тела"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
wes.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
образовательные: сформировать понятие веса тела, экспериментально установить вес игрушечного тела и сравнить его с вычисленным весом;
развивающие: продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
воспитательные: воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.
Задачи урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.
Оборудование, ТСО, литература: раздаточный материал, динамометр, грузы, резиновое игрушечное тело.
Ход урока.
I. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое сила? ( сила – физическая величина, количественно характеризующая действие одного тела на другое.)
- Назовите признаки действия силы? (изменение скорости или направления движения тела; изменение формы или размеров тела.)
- Как схематично изображают силу на рисунках и чертежах? (На рисунках и чертежах силу изображают в виде стрелки. Ее направление символизирует направление действия силы, а длина – числовое значение силы.)
- Как называют стрелку, которая изображает силу на чертеже? (вектором этой силы)
- С какими видами сил мы уже познакомились? (Силой упругости, силой тяжести)
- Что называют силой упругости? (Силой упругости называют силу, которая возникает в теле при изменении его формы или размеров. Это происходит, если тело сжимают, растягивают, изгибают или скручивают. Например, сила упругости, возникшая в пружине, действует на кирпич (см. рисунок). Сила упругости всегда направлена противоположно той силе, которая вызвала изменение формы или размеров тела.
- Определите значение силы упругости, если масштаб 1кл – 2Н.
Что называют силой тяжести? сила тяжести – сила, с которой тело притягивается к планете. Сила тяжести всегда направлена к центру планеты. На рисунке показано, что Земля притягивает мальчика и мяч с силами, направленными вниз, то есть к центру планеты.
Определите силу тяжести, если масштаб: 1кл – 3Н.
- Каким прибором измеряют силу? (Динамометром)
3. Сообщение нового материала.
Сила тяжести.
Проделаем опыт с гирями и динамометрами, изображенными на рисунке. Взгляните: при массе гири 200 г на нее действует сила тяжести 2 Н. При массе гири 500 г на нее действует сила тяжести 5 Н. Обратите внимание, что наблюдается закономерность:
Следовательно, отношение силы тяжести, действующей на тело, к массе этого тела – постоянная величина. Она называется коэффициентом силы тяжести:
Опытами выяснено, что коэффициент "g" не зависит ни от силы тяжести, ни от массы тела, а зависит от места наблюдения:
Коэффициенты силы тяжести, Н/кг
|
|
С точки зрения математики формулу для вычисления коэффициента "g" можно преобразовать так:
Fтяж | – сила тяжести, Н | |
g | – коэффициент силы тяжести, Н/кг | |
m | – масса тела, кг |
Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе этого тела.
Любая сила измеряется в Ньютонах, а что же это за человек, в честь которого была названа единица измерения.
Выступление ученика:
Выдающиеся физики
Исаак Ньютон
Исаак Ньютон. |
Ньютон (Newton) Исаак (1643–1727)
Английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.
В 1664–67, когда в Лондоне свирепствовала чума, Ньютон сделал три важнейших открытия: дифференциальное и интегральное исчисления, объяснение природы света, закон всемирного тяготения, описанные в фундаментальных трудах «Математические начала натуральной философии» (1687) и «Оптика» (1704).
В механике Ньютон продолжил труды Галилея и Кеплера. Он сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными.
В «Оптике» обосновал законы отражения и преломления света на основе корпускулярной теории, исследовал интерференцию и дифракцию. В опытах с призмой открыл дисперсию света и разложил белый цвет в спектр. Построил первый зеркальный телескоп.
Был директором Монетного двора, наладил монетное дело в Англии. В 1703 Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества. Работы Ньютона на несколько столетий стали фундаментом для физики и техники. Некоторые открытия Ньютона оспаривались его современниками (в том числе Р. Гуком и Г. Лейбницем).
Исаак Ньютон был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого».
Ньютоново яблоко
Жил давно один учёный в Англии, Ньютон,
Он в науку, как в невесту, по уши влюблён,
Много сделал он открытий, в физике узнал,
Три закона знаменитых в книгах описал!
С ветки яблоко упало, и по голове,
И Ньютона осенило, плод нашёл в траве,
Он достал свою тетрадку, записал закон,
Понял тайну всей Вселенной, гением был он!
И по этому закону движутся тела,
Чтоб Ньютон узнал об этом, яблоня цвела,
Много в Космосе секретов, мир другим не стал,
И летит к Земле комета, как он предсказал!
Если ты ленивый малый, не привык мечтать,
И тебе закон не снится, любишь сладко спать,
Даже пусть счастливый случай, груша упадёт,
Никаких тебе открытий, шишку лишь набьёт!
Вес тела.
В физике весом тела называют силу, с которой тело давит на свою опору или растягивает подвес. Как и любая другая сила, вес измеряется в ньютонах. Например, на рисунке внизу показано, что медведь действует на опору – прогнувшуюся доску. Согласно определению, эта сила называется весом медведя.
Довольно часто вес тел равен действующей на них силе тяжести.
Р-вес тела; Р= Fтяж
Однако эта формула верна не всегда. Пример первый. Возьмите динамометр и гирьку массой 102 г. В состоянии покоя ее вес равен 1 Н. И действительно, если гирька будет неподвижно висеть на крючке динамометра, то он покажет именно 1 Н. Но если же динамометр качать вверх-вниз или влево-вправо, то он покажет, что вес гири стал другим. На рисунке, например, динамометр показывает, что вес гири равен 4 Н.
Итак, вес тела равен действующей на него силе тяжести, когда тело и его опора покоятся
Физкультминутка – под музыку делаем упражнения.
Графическое изображение веса тела
Fтяж
Р
4. Закрепление изученного материала -экспериментальная работа.
Давайте экспериментально проверим и определим силу тяжести и вес игрушечного тела, находящегося на вашем столе. Для этого воспользуемся электронными весами, «игрушкой» и прибором для измерения силы – динамометром.
- Определяем массу тела: m=80г
- Определяем по формуле силу тяжести: Fтяж= m* g
- Проверяем экспериментально, с помощью динамометра, значение силы тяжести: Fтяж=0,8 Н
- Сравниваем значение силы тяжести экспериментальное и теоретическое.
- Р= Fтяж
- Изображаем графически силу тяжести и вес тела.
Fтяж
Р
5. Самостоятельная работа учащихся- блочное тестирование.
1 блок заданий
А. | Сила тяжести измеряется динамометром. |
Б. | Сила тяжести действует на любое тело. |
В. | Сила тяжести всегда направлена к центру Земли. |
Г. | Сила тяжести на Земле везде одинакова. |
Д. | Сила тяжести по-другому называется весом тела. |
|
|
1. | Верное утверждение. |
2. | Неверное утверждение. |
2 блок заданий
А. | Сила тяжести измеряется в килограммах. |
Б. | Сила тяжести при движении тела вниз уменьшается. |
В. | Сила тяжести тела увеличится, если его сжать. |
Г. | Сила тяжести не действует на воздушный шарик. |
|
|
1. | Неверное утверждение. |
2. | Верное утверждение. |
3 блок заданий
А. | Вес измеряется в килограммах. |
Б. | Вес тела по-другому называют массой. |
В. | Вес часто равен силе тяжести. |
Г. | Вес действует не на само тело, а на его опору или подвес. |
Д. | Вес является одним из видов силы. |
1. | Неверное утверждение. |
2. | Верное утверждение. |
Ответы:
А1 Б1 В1 Г2 Д2
А1 Б1 В1 Г1
А1 Б1 В2 Г2 Д2
6. Информация о домашнем задании:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №16.
Тема урока: Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Урок изучения нового материала.
Учитель физики: Удовик Е.Н.
2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"
Конспект урока физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...
План-конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе по теме "Движение тела. Масса""
План-конспект урока...
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"
План-конспект открытого урока в 3 классе по теме "Части тела"....
Презентация к уроку в 7 классе по теме "Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов"
Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"...
Конспект урока в 7 классе по теме "Масса тела".
Открытый урок по теме "Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов"....
Технологическая карта урока в 3 классе по теме "Части тела"
На уроке для аудирования используется отрывок видеоверсии сказки "Красная Шапочка" на английском языке...
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости
Технологическая карта урока в 9 классе по теме Движение тела по наклонной плоскости...