урок физики в 8 классе "Электроэнергия и ее использование"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Урок физики в 8 классе по теме «Электроэнергия и е использование» является практико-ориентированным.
Цель урока – привлечь внимание школьников к проблеме сбережения электроэнергии и сохранения энергоресурсов. На практикуме школьникам была предложена работа с бытовыми электроприборами и техническими паспортами.
Используя технические характеристики приборов, учащиеся рассчитывали работу, мощность и энергию электрического тока, составляли таблицу затрат на оплату электроэнергии. При покупке бытовой техники необходимо знать ее характеристики, чтобы выбрать приборы, потребляющие как можно меньше электроэнергии, но при этом достаточно мощные.
На уроке были сделаны следующие выводы:
необходимо экономить электроэнергию, так как это ведёт к сбережению энергоресурсов, а значит и природы
В работе с учащимися использовались компетентностно-ориентированные задания, групповые и индивидуальные формы работы, презентация PowerPoint, технология проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroenergiya_i_ee_ispolzovanie.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
629860, ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой, ул. Геологов, д. 43,
телефон (34934) 9-25-67, 9-14-70
Электроэнергия и е использование
Урок физики в 8 классе
Шмидт Наталья Александровна, учитель физики
Адрес автора: 629860, ЯНАО, Пуровский район,
п. Уренгой, микрорайон 4, д. 24, кв. 14
телефон (34934) 9-32-49
Уренгой, 2009 год
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Урок физики в 8 классе
Урок закрепления знаний по разделу «Работа и мощность электрического тока, закон сохранения энергии»
Цель – научить экономно использовать электроэнергию.
Форма – практикум
Обучающая - научить вычислять электроэнергию, потребляемую электроприборами, закрепить знания по данной теме.
Развивающая - развить практические умения решать компетентностно-ориентированные задачи, связанные с расчетом электроэнергии и использованием электробытовых приборов.
Воспитывающая - воспитание у учащихся ответственности за экономию электроэнергии, экологическое и гражданское воспитание.
Технологии – информационно-коммуникационная, проблемного обучения, компетентностно-ориентированная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, проецирующий экран, технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (электрочайник, электроплитка, электронагреватель, утюг, светильники), реостат, электрические лампочки и другие.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы урока и его цели.
На доске имеется БАГАЖ знаний учащихся (записаны формулы и понятия, которые они уже знают)
На доске записаны формулы:
1. А = gU;;
2. А = I2Rt;
3. А = (U2/R)t;
4. А = IUt
5.P = A/t;
6. P=I2R;
7. P=U2/R;
8. P= IU;
9. I = U/R;
10. I = g/t;
11. Q = cm(t2 – t1);
12. Q = g m.
Основные понятия: Работа, мощность, энергия, виды энергии.
- Актуализация знаний.
Вопросы для самоконтроля (спроецированы на экран).
- Обозначение и единицы измерения работы электрического тока.
- Обозначение и единицы измерения мощности.
- Что означает работа электрического тока?
- В чем заключается физический смысл мощности?
- Какую физическую величину обозначает каждая буква?
- Получите следствия, вытекающие из закона Ома.
- Какие из этих формул относятся к формулам работы?
- Какие к формулам мощности?
- Какая формула определяет закон Ома?
- Какая формула относится к количеству теплоты, выделяющемуся при сгорании топлива?
- Какая формула определяет энергию, необходимую для нагревания вещества?
Фронтальная беседа
- Начнем с одного из важных законов природы. Это закон сохранения энергии. Сформулируйте этот закон. (Энергия не исчезает и не появляется, а только переходит из одного вида энергии в другой).
- Какие виды энергии вы знаете? Механическая (кинетическая и потенциальная), внутренняя, электромагнитная (электрическая и магнитная), ядерная, световая и энергия, выделяющаяся в результате химических реакций.
3. Изучение нового материала
Электроэнергия – это энергия, которую вырабатывает электрический ток.
- Итак, в какие другие виды может преобразоваться электрическая энергия?
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ | |||
механическая | Тепловая | Световая | Электромагнитная |
стиральная машина, пылесос, | чайник, утюг, электрическая плита | торшеры, светильника, лампочки, лампы дневного света | магнитофон, плееры, телевизор, компьютер. |
- Какие виды соединения потребителей вы знаете? Параллельное и последовательное.
- Какое соединение имеют потребители наших квартир?
Например, возьмем один источник питания (розетку) и подключим к нему следующие электроприборы (чайник, стиральную машину, электроплиту, утюг.) Параллельное соединение.
- Начертим схему данного соединения.
A
+
V
R1
R2
R3
R4
- Какая величина остается постоянной для этих приборов? Напряжение.
- От чего будет зависеть сила тока, протекающая по проводникам (потребителям) Будет зависеть от сопротивления потребителя.
- Вспомним закон Джоуля - Ленца и его математическую запись. Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения по нему.
Математическая запись закона:
- Практическая работа.
На столах у учащихся стоят различные электроприборы и лежат технические паспорта приборов (каждый должен поработать с техническим паспортом и прибором).
Вам розданы технические паспорта различных аудио – видео - бытовых приборов. И сами приборы.
Цель - изучить паспорт электрического прибора, научиться пользоваться техническим паспортом электроприбора; вычислять затраченную им электроэнергию; определять мощность бытовых электроприборов; определять работу, совершаемую током этих бытовых электроприборов.
Приборы и материалы: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (электрочайник, электроплитка, электронагреватель, утюг, светильники), реостат, электрические лампочки, и другие.
Задание
- Выпишите паспортные данные предложенных вам электрических приборов, обратите внимание на их мощность.
- Определите работу, совершенную током в этих приборах за 10 мин., 20 мин., 1 ч, за любой промежуток времени.
- Полученные данные занесите в таблицу.
Мощность, работа и энергия тока
Название электроприбора | Мощность прибора | Время действия | Работа, совершенная током | Затраченная электроэнергия | Тариф | Стоимость |
электрочайник | 2000Вт | 2 ч | 4кВтч = 14400000 Дж | 14400000 Дж | 1,04 руб | 4,16 руб |
Электроплита | ||||||
Утюг | ||||||
Фен | ||||||
Телевизор | ||||||
Лампочка | ||||||
Лампочка |
Рассмотрим процесс получения электроэнергии. На электростанции генератор вырабатывает электрическую энергию. Генератор состоит из таких основных частей, как ротор (подвижная часть) и статор (неподвижная часть).
- Какое устройство необходимо доля того, чтобы ротор стал вращаться? Паровая турбина, которая преобразует энергию пара в механическую энергию.
- Что необходимо, чтобы создать пар? Нагреть воду и превратить ее в пар. Для этого необходима энергия.
- Где можно взять энергию? Используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива, например, каменного угля
- Как вы думаете, вся ли энергия, выделяющаяся при сгорании каменного угля, пойдет на получение электрической энергии? Нет, будет происходить потеря энергии на нагревание атмосферы, деталей и т.д., а также преобразовываться в механическую энергию турбины, ротора и т.д.
Решим задачу. Вычислим, сколько необходимо сжечь каменного угля (бурого угля, березовых или сосновых дров) для получения такого количества электроэнергии. Q= gm, m=Q/g., если только 50 % пойдет на получение электроэнергии.
Задача решается у доски. И делается вывод о необходимо сбережения полезных ископаемых. Обсуждение результатов работы.
5. Домашнее задание.
Рассмотрим, изучим таблицу для расчета затрат на использованную электроэнергию.
(Таблицу проецируем на экран)
Счет за использованную электроэнергию
Улица (мкр ) ____________________________Дом _________ Квартира ________________
ФИО, плательщика ___________________________________________________________________
Дата записи | Показания счетчика | Расход электроэнергии, кВт | Тариф, руб. | Сумма, руб. |
Текущий месяц ______________ | ||||
Прошлый месяц _______________ |
Заполните эту таблицу. (Принести через месяц).
Задание: Посчитайте расход электроэнергии вашей семьей за сутки и за месяц, посчитайте стоимость этой электроэнергии и сколько при этом используется бурого угля, если на получение электроэнергии идет только 50% получаемой при сгорании угля энергии.
6. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с электроэнергией, с преобразованием электроэнергии в другие виды. А также узнали, что для получения электроэнергии необходимо затратить энергию другого вида – энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. А топливом являются полезные ископаемые, запасы которых с течением времени уменьшаются. Следовательно, мы с вами должны экономить электроэнергию.
Список использованной литературы
Учебник: Перышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )
В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...
урок физики в 11 классе с использованием ЭОР "Ядерные реакции"
урок физики с использованием ЭОР...
уроки физики в 7 классе с использованием ЭОР
Проекты учебных занятий по физике в 7 классе с использованием ЭОР по теме "Закон Архимеда",урок № 48/17, Лабораторная работа «Проверка условия равновесия рыч...
Урок физики в 8 классе, с использованием лаборатории L- микро на тему «Температура и способы ее измерения».
Цель урока:• усвоить понятие температуры, поняв связь температуры со скоростью беспорядочного движения молекул тела,• ознакомить учащихся с температурой поверхности Земли через анализ снимков в ИК-диа...
Урок физики в 7 классе с использованием ЭОР "Простые механизмы. Рычаг"
Урок физики в 7 классе с использованием ЭОР "Простые механизмы. Рычаг"...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ
Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...