Открытый урок в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

 

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_8_klasse.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шемалаковская ООШ»

Яльчикского района ЧР

Обобщение и систематизация знаний

по теме «Тепловые явления»

План-конспект

открытого урока в 8 классе

 

                                                             Составила учитель физики

 МОУ «Шемалаковская ООШ»

                                                              Яльчикского района ЧР

                                                              Яковлева С. В.

2009-2010 учебный год

Тема урока:              Обобщение и систематизация знаний

по теме «Тепловые явления»

Цели урока:  формировать умение обобщить и систематизировать   изученный материал  по    

                        теме «Тепловые явления»; создавать позитивные условия для проявления  

                        познавательного интереса у учащихся.

 

  1. Обучающая:  приобретать навыки работы с большим объемом информации, умение    

                                    выделить проблему и наметить пути ее решения;

                                    учить думать, делать выводы.

  1. Развивающая: 

                                    стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и  

                                    предмету в    целом;

                                    развивать эффективное внимание и аналитическое мышление, смекалку      

                                    и  творческие способности учащихся;

                                    развивать познавательную активность и самостоятельность мышления.  

                                

  1. Воспитывающая:

                                    воспитывать   чувство ответственности и культуру умственного труда,    

                                    положительного отношения к знаниям;

                                    развивать навыки работы в группе.

                       

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Вид урока:  комбинированный.

Методы обучения:    использование мультимедийной презентации «Тепловые явления»,  фронтальный опрос,  демонстрации занимательных опытов,  тестирование в виде кроссворда.

Материально-техническое

оснащение:                    раздаточный материал, интерактивная презентация, оборудование  

                                          для демонстрации опытов ( сосновое и березовое полена, свеча,  

                                          шары, психрометр).

Подготовка к уроку и оформление кабинета:

 физические приборы для демонстрации опытов, подготовить листочки с кроссвордом  для проверки знаний учащихся  и с домашним заданием (Приложения 1 и 2).

 На экране высвечиваются  эпиграф урока и высказывания:

« Все выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо»,

« Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»,

« Он стал поэтом. Для занятий физикой у него было слишком мало воображения».

Примечания к уроку. 

Необходимость проведения урока обобщения и систематизации знаний обусловлена большим количеством новой терминологии, новизной материала для учащихся. Ученикам необходимо свободно владеть пройденным материалом, лнго ориентироваться в его структуре, чтобы приступить к изучению дальнейших тем.

 Основную часть урока занимает использование мультимедийной презентации «Тепловые явления» с элементами беседы и фронтального опроса. Работа с  раздаточным материалом, занимательные опыты позволяют сделать урок более наглядным, рациональным, динамичным. Данный урок позволяет повысить интерес к работе на уроке, а постоянная смена деятельности способствует активизации внимания и логического мышления.

П л а н   у р о к а

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

 Оргмомент

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы, целей и задач урока.

3

2

 Просмотр презентации

Элементы беседы.

Фронтальный опрос.

15

3

Задача- исследование

Частично- поисковый.

Решение качественной задачи.

8

4

Физкультпауза

Здоровьесберегающие технологии.

4

5

Занимательные опыты

Демонстрация опытов

8

6

Самостоятельная работа в виде разгадывания  кроссворда

Рефлексия

5

7

Итоги урока

Выставление оценок

Анализ урока

2

Ход  урока

                   Может собственных Платонов

                    И быстрых  разумом Невтонов

                    Российская земля рождать.

М. Ломоносов

I.  Организационный момент ( 3 минуты).

  1.  Проверка посещаемости.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Проверка внешнего вида.

Объявление целей и задач урока.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Друзья, сегодняшний урок мы проведем в форме обобщения по теме «Тепловые явления».

Про теплоту начнём рассказ,

Всё вспомним обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведём мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Задачу мы любую одолеем

И другу подсобить всегда сумеем!

Историю науки изучаем

И Ломоносова великим почитаем!

И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает непроста

С той дамой, что зовётся: «Теплота»!

II.  Просмотр презентации «Тепловые явления» с элементами беседы и фронтальным  опросом ( 15 минут).

 Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, в ходе которой вспомним основные понятия, формулы по данной теме. А также выясним,  как вы  умеете выделять правильную мысль и обобщать полученные знания.

 

III. Задача- исследование( 8 минут).

Беседа учителя с учениками.

Учитель: Ребята, назовите:  какие виды топлива вы знаете?

- ( Дрова, уголь…)

-Перед вами два полена – березовое и сосновое. Как вы думаете, какие дрова лучше?

-( Большинство скажут, что березовые).

-Ответ на этот вопрос нашла группа ребят во главе с Сергеевой Татьяной.

Ребята показывают свою презентацию.

IV. Физкультпауза( 4 минуты).

Учитель:

  1. Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы молекулы твердого тела.
  2. Какого расстояние между вами?
  3.  Постройте кристаллическую решетку (занимают определенные положения).
  4. Покажите, как вы себя ведете (качаются - колеблются около положений равновесия).
  5. Перестройтесь в молекулы жидкости (расстояние чуть больше, чем в твердых телах).
  6. Покажите, как вы себя ведете (качаются- колеблются около положений равновесия, иногда совершают «прыжки»).
  7. Совершают «прыжки» влево, вправо, вперед, назад..
  8. А теперь вы – молекулы газа. Разбегайтесь по своим местам.

  1. Демонстрация занимательных опытов ( 8 минут).

  1. Воздушные шары,  привязанные к шторам колеблются. Почему? (Конвекция).
  2.  Что происходит при зажигание спички? ( Внутренняя энергия увеличивается за счет трения. Головка из серы воспламеняет.)
  3. Горение свечи: « Чтобы согреть других, свеча должна сгореть» ( Майкл Фарадей).

Зажечь свечу и наблюдать за процессом плавления воска.

  1. Взять пустой стакан и накрыть горящую свечку. Через некоторое время свеча погаснет. Какое условие горения нарушается? ( Нет притока кислорода).

При поведении опытов со свечей надо соблюдать технику безопасности.

  1. Рефлексия ( 5 минут). Для проверки знаний учащихся предлагается заполнить кроссворд.

Учитель: Ребята, перед вами лежат листочки с кроссвордами. В выделенных клетках по вертикали получится слово, характеризующее ученика, быстро заполнившего кроссворд.

.

Самостоятельная работа по разгадыванию кроссворда. (Приложение 1.)

Приложение 1.

По горизонтали:

  1. Способ передачи тепла в вакууме.
  2. Величина, показывающая изменения внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 0 С.
  3. Процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении его температуры.
  4. Интенсивный процесс испарения.
  5. Процесс теплопередачи, осуществляемый потоками газа или жидкости.
  6. Первоначальная единица измерения количества теплоты.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание ( 2 минуты).

Ученики получают на дом по одной пословице или поговорке ( Приложение 2).

Каждый ученик должен дать письменное разъяснение пословицы с физической точки зрения. Номер задания соответствует его номеру в списке класса.

Приложение 2.

Пословицы и поговорки

  1. Золото в огне не плавится. (Осетинская.)
  2. Ветер снег съедает. (Русская.)
  3. Весной дождь парит, осенью молчит. (Русская.)
  4. Суши зерно, пока солнце высоко.  (Индонезийская.)
  5. Когда вода кипит, пар идёт горячий. (Монгольская)
  6. Всякое случается: иногда и камень потом обливается.  (Бенгальская)
  7. На льду здание не выстоит.  (Турецкая)
  8. Быстро нагревается – быстро остывает. (Японская)
  9. Ранняя роса летом, а осенью иней – к вёдру. (Русская)
  10. Что в юности узнал – на камне выбито, что в старости узнал – на льду написано.    

                         ( узбекская).

Анализ урока, объявление оценок.

Учитель: Оценивая вашу работу на уроке, я увидела, что практически каждый из вас внес вклад в наш урок. Мне очень понравилось с вам работать. Спасибо за урок и за внимание!

Приложение 1.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Способ передачи тепла в вакууме.
  2. Величина, показывающая изменения внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 0 С.
  3. Процесс увеличения внутренней энергии тела при повышении его температуры.
  4. Интенсивный процесс испарения.
  5. Процесс теплопередачи, осуществляемый потоками газа или жидкости.
  6. Первоначальная единица измерения количества теплоты.

Приложение 2.

Пословицы и поговорки

Дать письменное разъяснение пословице или поговорке с физической точки зрения.

Номер задания соответствует  номеру ученика в списке класса.

  1. Золото в огне не плавится. (Осетинская.)
  2. Ветер снег съедает. (Русская.)
  3. Весной дождь парит, осенью молчит. (Русская.)
  4. Суши зерно, пока солнце высоко.  (Индонезийская.)
  5. Когда вода кипит, пар идёт горячий. (Монгольская)
  6. Всякое случается: иногда и камень потом обливается.  (Бенгальская)
  7. На льду здание не выстоит.  (Турецкая)
  8. Быстро нагревается – быстро остывает. (Японская)
  9. Ранняя роса летом, а осенью иней – к вёдру. (Русская)
  10. Что в юности узнал – на камне выбито, что в старости узнал – на льду написано.    

             ( узбекская).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....