Конференция школьников как средство формирования ключевых компетенций
материал по физике по теме
из опыта работы по проведению проектно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferencii_shkolnikov_kak_sredstvo_formirovaniya_klyuchevyh_kompetenciy.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конференции школьников как средство формирования ключевых компетенций».
Школа должна готовить своих учеников к жизни, развивать у них мобильность, конструктивность. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при выполнении особого вида учебных заданий – проектных работ.
В последние годы все чаще в системе образования наблюдается обращение к проектной деятельности. В нашей школе дни науки проходят в феврале, на которых ребята демонстрируют и защищают свои проекты, в апреле они выступают с ними на районном уровне в опорной школе. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
- развивают системное мышление.
В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.
Практика последних трех лет показывает, что исследовательские работы наиболее интересны, если они интегрируют несколько предметов, например,
физика-история - «Роль физиков в ВОВ»;
физика – биология - «Анемометр и флюгер на дачном участке», «Эфирное масло герани», «Магнитное поле и его влияние на проращивание семян»
физика и литература «Физические явления в литературных произведениях»;
физика, биология и химия- «Физика и курение»;
физика, литература, архитектура - «Физика в архитектуре».
Перечисленные работы получили одобрения на различных конкурсах.
В ноябре в нашей школе проходила конференция «Вклад Ломоносова в науки», где дети под руководством своих педагогов-наставников представили исследовательские работы. По итогам конференции учителя школы выпустили сборник с исследовательскими работами учащихся «Вклад Ломоносова в науки»
Немаловажным фактором является богатейшая работа школы в рамках социального проектирования, которое в школе ведется полным ходом уже 8 лет. Социальное проектирование предполагает работу команды, которая взаимодействует с социумом и вовлекает младших школьников в свою деятельность. Получив небольшой опыт в рамках социальных проектов, дети легче ориентируются и они быстрее вовлекаются в учебно-исследовательские проекты.
Целью учебно-исследовательских проектов является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.
На первом этапе я предлагаю список тем исследовательских работ учащимся
На втором этапе уточняем тему и цель исследовательской или проектной работы. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы.
Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования.
В течение двух-трех месяцем дети выполняют проекты дома и предоставляют промежуточные результаты педагогу-наставнику.
Далее готовится презентация для защиты проекта.
В этом году школьники реализовали следующие проекты:
- Физические явления в тонких пленках
- Лодка с реактивным двигателем
- Рисунки математического маятника
- Определение жесткости воды
- Исчезновение жидкости
- Вторичная бумага
- История очков.
Как проводятся конференции в нашей школе?
Ко 2 февраля учителя подают заместителю директора заявку на участие в конференции. По заявкам формируются группы выступающих. И в течение недели на перерывах (длительностью 40 мин) в кабинете с интерактивной доской выступают группы учащихся со своими работами. На выступление могут прийти все желающие. Дети, которые выступают с проектами второй, третий, четвертый раз и имеют опыт, более уверенны, легко и уверенно держатся. Новички более зажаты. Атмосфера доброжелательна, присутствующие могут задать интересующий их вопрос, провести эксперимент или поучаствовать в нем.
Реализация проекта позволяет решить поставленные цели обучения:
1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельностью, формируя личную заинтересованность учащихся в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Ученическая исследовательская конференция как средство формирования ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию
Работа посвящена актуальному вопросу организации ученической исследовательской конференции. В настоящее время достаточно большое количество государственных и частных структур выступает в к...
Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии
Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...
Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников
Выступление на тему:"Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников"....
Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника
Целью моей внеурочной деятельности по химии является: cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности...
Статья учителя математики Смирновой Марины Алексеевны ГБОУ СОШ № 138 " Проектная деятельность школьника как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Как научить ребенка проектной деятельности?...
Комментарии
Елена Анатольевна, благодарю
Елена Анатольевна, благодарю вас за материал