Конференция школьников как средство формирования ключевых компетенций
материал по физике по теме

из опыта работы  по проведению проектно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конференции школьников как средство формирования ключевых компетенций».

Школа должна готовить своих учеников к жизни, развивать у них  мобильность, конструктивность. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при выполнении особого вида учебных заданий – проектных работ.

В последние годы все чаще в системе образования наблюдается обращение к проектной деятельности.  В нашей школе дни науки проходят в феврале, на которых ребята демонстрируют и защищают свои проекты, в апреле они выступают с ними на районном уровне в опорной школе. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  5. развивают системное мышление.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

Практика последних трех лет показывает, что исследовательские работы наиболее интересны, если они интегрируют несколько предметов, например,

физика-история - «Роль физиков в ВОВ»;

физика – биология - «Анемометр и флюгер на дачном участке», «Эфирное масло герани», «Магнитное поле и его влияние на проращивание семян»

 физика и литература «Физические явления в литературных произведениях»;

 физика, биология  и химия- «Физика и курение»;

физика, литература, архитектура - «Физика в архитектуре».

Перечисленные работы получили одобрения на различных конкурсах.

В ноябре в нашей школе проходила  конференция «Вклад Ломоносова в науки», где дети под руководством своих педагогов-наставников представили исследовательские работы. По итогам конференции учителя школы выпустили сборник   с исследовательскими работами учащихся «Вклад Ломоносова в науки»

Немаловажным фактором является богатейшая работа школы в рамках социального проектирования, которое в школе ведется полным ходом уже 8 лет. Социальное проектирование предполагает работу команды, которая взаимодействует с социумом и вовлекает младших школьников в свою деятельность. Получив небольшой опыт в рамках социальных проектов, дети легче ориентируются и они быстрее вовлекаются в учебно-исследовательские проекты.

Целью учебно-исследовательских проектов  является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

На первом этапе я предлагаю список тем исследовательских работ учащимся

На втором этапе уточняем тему и цель исследовательской или проектной работы. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы.

Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования.

В течение двух-трех месяцем дети выполняют проекты дома  и предоставляют промежуточные результаты педагогу-наставнику.

Далее готовится презентация для защиты проекта.

В этом году школьники реализовали следующие проекты:

  1. Физические явления в тонких пленках
  2. Лодка с реактивным двигателем
  3. Рисунки математического маятника
  4. Определение жесткости воды
  5. Исчезновение жидкости
  6. Вторичная бумага
  7. История очков.

Как проводятся конференции в нашей школе?

Ко 2 февраля  учителя подают заместителю  директора заявку на участие в конференции. По заявкам формируются группы выступающих. И в течение недели на перерывах (длительностью 40 мин)  в кабинете с интерактивной доской   выступают группы учащихся со своими работами. На выступление могут прийти все желающие. Дети, которые выступают с проектами второй, третий, четвертый раз  и имеют опыт,  более уверенны, легко и уверенно держатся. Новички более зажаты. Атмосфера доброжелательна, присутствующие могут задать интересующий их вопрос, провести эксперимент или поучаствовать в нем.

Реализация проекта позволяет  решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразив содержание внеучебной познавательной деятельностью, формируя личную заинтересованность учащихся в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Ученическая исследовательская конференция как средство формирования ключевых компетенций во внеклассной работе по обществознанию

Работа   посвящена актуальному вопросу организации ученической исследовательской конференции. В настоящее время достаточно большое количество государственных и частных структур выступает в к...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...

Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников

Выступление на тему:"Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников"....

Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника

Целью моей внеурочной деятельности по химии является:  cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности...


 

Комментарии

Лущик Марина Александровна

Елена Анатольевна, благодарю вас за материал