Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника
статья по химии
Целью моей внеурочной деятельности по химии является: cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа по химии как средство формирования ключевых компетенций школьника
«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Д.И. Менделеев
Сегодня нас, учителей, волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Что нужно современному человеку, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях?
Перед школой встаёт задача подготовки выпускников, обладающих определенными компетентностями в различных сферах.
Основой достижения нового качества образования, основой реализации воспитательного потенциала, на мой взгляд, является организация внеурочной работы по предмету. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Логика классно-урочной системы таит в себе опасность замкнутости и обособленности. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом формирования гражданственности и патриотизма, она не должна исчерпываться уроками». Правильно организованная внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она позволяет не только расширить и углубить знания, полученные на уроке, но и способствует развитию ключевых компетентностей, самостоятельности, самореализации, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Кроме того, внеклассная работа способствует индивидуализации образовательного процесса, развивает самостоятельность, создает благоприятные условия для качественного изменения отношений в системе «Учитель – ученик». Внеклассная работа в тесной взаимосвязи с учебной, служит тем действенным средством, которое мобилизует познавательную и общественно-значимую активность ученика, способствует удовлетворению интересов школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.
В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, учитывающей задачи и возможности школы, склонности учащихся, системы внеурочной деятельности по предмету.
Целью моей внеурочной деятельности по химии является: cоздание эффективной модели внеурочной деятельности учащихся для формирования ключевых компетентностей и социально значимых качеств личности школьника (как средство достижения современного качества образования).
Своими основными педагогическими задачами я считаю следующие:
- cпособствовать формированию качеств личности, востребованных
современным обществом (самостоятельность, организованность, самоанализ, потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании);
- не столько научить предмету, сколько помочь ученику реализовать
себя в мире.
Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
В лицее уже много лет работает научное общество учащихся «Эконик». В рамках НОУ ребята занимаются проектной деятельностью, по результатам которых выступают на различных научно-практических конференциях.
В 2013 году мы обобщили опыт проектной деятельности учащихся лицея в сборнике «Ресурсосберегающие технологии при сборе лекарственных растений Татарстана», в 2015 году – в сборнике «Растения в медицине», а в 2018 году – в сборнике «Биоиндикаторы атмосферного воздуха, почв, воды». Данные, полученные в результате исследований, могут быть использованы на уроках химии, биологии, географии и экологии. Работа учащихся вписывается в новую парадигму образовательного процесса – междисциплинарный подход. Сборники предназначены для учителей химии и биологии, а также для учащихся средних учебных заведений, студентов и всех, кто интересуется лекарственными растениями. Все три сборника напечатаны по решению и рекомендации Педагогического совета лицея №121 и Ученого совета Института фундаментальной медицины и биологии КФУ.
С каждым годом растет количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность. Учащиеся становятся победителями и призерами районных, городских, республиканских и российских конкурсов, конференций.
Во внеурочное время веду кружок «Химия для любознательных». Авторская программа кружка размещена в интернет-сообществах, а также опубликована на образовательных интернет-ресурсах «Учительский сайт», «Социальная сеть работников образования» и используются другими учителями. Основной целью кружка является введение учащихся в экспериментальную общую химию. Программа курса рассчитана на 3 учебных года и нацелена на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования. Занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к выполнению химических опытов, способствуют развитию творческих умений. Немалое место в программе отведено занимательным опытам.
Члены кружка являются активными участниками различных мероприятий и конкурсов, нацеленных на повышение познавательной активности учащихся, таких как «Будем знакомы, химия!», «Химический марафон «Лучшие знатоки страны Химляндии», «Оч.умелые ручки химиков», «Химия – наука чудес» и др. Мною были проведены викторины «Знатоки естественных наук» также и для учащихся 8 классов школ Советского района (2014 г.) и города (ГДДТ им. А.Алиша, 2015 г.)
Каждый год в лицее проводится неделя химии. Члены кружка и НОУ «Эконик» помогают мне в организации и проведении различных конкурсов, познавательных игр, турниров. Для учащихся начальных классов проводим экскурсии в кабинет химии с презентацией «Что изучает химия» и показом эффектных опытов. Учащиеся 8-11 классов участвуют во внеклассных мероприятиях, в конкурсах плакатов, мультимедийных презентаций на тему «Химия в нашей жизни», конкурсах КВН-команд и т.д.
В лицее ведется очень тесная работа с ВУЗами города. Это лектории, встречи с преподавателями КНИТУ и КФУ в рамках круглых столов, выполнение исследовательских проектов на базе КНИТУ. Наши ученики также ежегодно принимают активное участие в праздниках КНИТУ «День химии», «Путь к успеху», «Виват, химия!», а также посещают занятия «Студент одного дня», дни открытых дверей. На этих мероприятиях ребята знакомятся с ВУЗом и со студенческой жизнью университета – ведущего ВУЗа химико-технологической направленности.
Мои ученики стали призерами Первого (3 место) и Третьего (3 место) Республиканских конкурсов инновационных проектов школьников «Инновационный полигон «Татарстан – территория будущего», организованных КНИТУ и технополисом «Химград». Данная программа имеет профориентационный характер, направлена на раннее выявление школьников, имеющих склонности к проектной инновационной деятельности. Участвуя в первом конкурсе, ребята работали над проектом «Нанофильтры». Они создали усовершенствованные фильтры для очистки воды путем нанесения наночастиц серебра в плазме. Защищая проект перед экспертами и предпринимателями, учащиеся доказали, что их продукт отличается от линейки аналогов улучшенными эксплуатационными качествами благодаря высоким бактерицидным свойствам наночастиц серебра. Участники третьего конкурса занимались разработкой экологичного каталитически активного Fe-пилларного материала. Наша команда успешно выступила перед учеными-экспертами и доказала, что проект «Экологичные нанокатализаторы» - принципиально новый подход к проблеме решения сразу нескольких актуальных проблем жизнедеятельности человека.
Программа конкурсов позволила участникам приобрести ранний опыт проектной работы в команде, заняться реальной исследовательской работой параллельно с учебой на базе ВУЗа.
Отрадно отметить, что учащиеся при выборе темы работы отдают предпочтение актуальным, социально-значимым проектам. Для них очень важно быть полезными для общества, для окружающих. Несмотря на свой столь юный возраст, учащиеся смотрят далеко вперед. Они переживают за экологию своей малой родины и страны в целом.
В рамках НОУ «Эконик» и кружка «Химия для любознательных» мои ученики работают также над проектами по изучению родного края. Например, проекты «Химические особенности поверхностных вод некоторых водоемов города Казани» (Автономов Антон) и «Анализ поверхностных вод некоторых озер города Казани» (Онуфриенко Виталий) получили высокую оценку экспертов IV и V Всероссийских открытых конкурсов достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России» в городе Москве. Мазуренко Анастасия, которая работала над проектом «Применение полисахарида природного происхождения хитозана для очистки сточных вод», стала призером XV открытой научно-практической конференция школьников «Мир науки» на секции «Экология». Юсупова Айсылу, Мухаммадиева Ралия и Гришина Анастасия изучали алкалоидные лекарственные растения Татарстана с рекомендацией их для сбора, Селезнева Наталья и Гильмутдинова Саида занималась проектом «Дубильные вещества в некоторых лекарственных растениях Татарстана», Граник Арина и Павлова Регина изучали полисахариды в растениях. Эти проекты заняли призовые места на конференциях регионального и всероссийского уровней. Учащиеся также выступали со своими проектами перед одноклассниками и учащимися других классов, а также на школьной научно-практической конференции предметов естественнонаучного цикла. Они сделали акцент на необходимости бережного отношения к окружающей среде, к родному краю, рассказали как правильно собирать лекарственные растения, в каком генеративном состоянии дает больший лечебный эффект то или иное растение. Работы этих и других учащихся опубликованы в сборниках по материалам соответствующих конференций.
Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии, на мой взгляд, повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Подобная модель организации познавательной деятельности называется "обучением через открытие". Работа над проектами даёт учащимся возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только в учебной, и, тем самым, способствует формированию у них ключевых компетентностей. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.
Работу учащихся над учебными проектами я организую по следующему алгоритму:
- Проблема проекта (почему?). Актуальность проблемы.
- Цель проекта (Зачем?). Целеполагание.
- Задачи проекта (Что?).Разбивка материала на подтемы, выделение задач.
- Методы и способы (Как?). Планирование.
- Результат (Что получится?).
- Презентация.
Чем был важен любой учебный проект для самих учащихся, который выполняли мои ученики? Какой продукт они получили, выполнив этот проект? Продуктов было несколько:
- умение отобрать нужный теоретический материал по теме исследования (информационная компетентность)
- умение отсортировать вопросы в тестах ЕГЭ по теме проекта (структурирование информации)
- умение найти решение проблемы опытным или теоретическим путем (познавательная компетентность)
- навык консультирования по теме проекта (коммуникативная компетентность, способ самореализации)
- умение сделать презентацию по теме проекта (ИКТ-компетентность)
- умение предъявлять свои результаты, доказывать свою точку зрения
- расширение собственно предметных знаний по теме проекта
Конечно, мои ученики не совершают открытий в прямом понимании значения этого слова. Результат их труда является открытием для них.
Проектная деятельность - это замечательная возможность для формирования у учеников общеучебных умений и навыков (рефлексивных, поисковых, менеджерских, коммуникативных, презентационных, умений работать в команде, в сотрудничестве).
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Ученик, который сумел справиться с работой над учебным проектом, в настоящей взрослой жизни окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, а также наиболее подготовлен к жизни в современном обществе.
Я считаю: если учитель успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция гражданина и патриота.
«Воспитание человека – гражданина, человека – патриота, должно быть главной целью всего педагогического процесса» (М.В. Ломоносов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
Конференция школьников как средство формирования ключевых компетенций
из опыта работы по проведению проектно-исследовательской деятельности...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности
Опубликовано в материалах Международной научно-практической конференции "Формирование предметных и метапредметных компетенций в процессе обучения в школе", Краснодар 2010...
Использование ИКТ на уроках биологии и во внеурочное время как средство формирования ключевых компетенций
Педагогический проект посвящен применению графологических структур на уроках биологии с использованием ИКТ, как средства формирования ключевых компетенций....
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»
Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...
Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников
Выступление на тему:"Внеклассная работа по химии как средства формирования ключевых компетенций школьников"....