Уроки творческого развития. Система развивающего обучения.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Каптелова Наталья Владимировна
Способность к творчеству - неотъемлемое свойство ребёнка. Создать условия для развития творческого начала каждого ученика - задача учителя развивающего обучения. Такие условия создаются на уроках творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tvorcheskogo_razvitiya.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Каптелова Н.В., учитель физики МОУ «Гимназия № 79» г. Барнаула, Алтайский край.

Уроки  творческого развития

(система развивающего обучения)

Данный тип урока является многофункциональным. Он же является и уроком по отработке средств общения, и уроком по само- и взаимооценке, и уроком решения частных задач. Для организации деятельности учащихся на уроке используется знакомый предметный материал, но продвижения в самом предмете не происходит.

Дидактическая цель такого урока – обнаружить связь теоретических знаний с практикой окружающей жизни, увидеть в явлениях природы, предметах быта и техники, технологических и производственных процессах использование и проявление законов физики.

Психологическая цель – создать условия для развития творческого мышления и творческих способностей,  коррекции самооценки учащихся.

Воспитательная цель – создать условия для развития культуры общения, культуры дискуссии, привития вкуса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.

Учебная деятельность осуществляется через групповую форму. Класс делится на группы 4-5 человек (по желанию). В группе определяется групорг, который фиксирует в процессе решение задачи все идеи, высказанные участниками группы. Эти идеи анализируются, теоретически обосновываются, критикуются. Те идеи, которые выдержали критику, дорабатываются до решения задачи. Далее каждая группа предлагает свое решение задачи, которое учащиеся других групп, задавая вопросы, могут уточнять, критиковать и через обсуждение решения каждой группы выходят на контрольное решение. Если не выходят, учитель может наводящими вопросами подвести к правильному решению или оставить его открытым (предложить в качестве домашнего задания).

Работа учащихся оценивается самооценкой. Индивидуальная самооценка обсуждается группой. Группа в целом тоже делает самооценку, которая выражается в виде отметки, исходя из следующих критериев:

«5» - получено контрольное решение

«4» - были верные идеи

«3» - нет верных идей.

Для наглядности можно групповую самооценку фиксировать в таблице на доске:

№ задачи

№ группы

1

2

3

4

5

6

7

Итог

1

2

3

4

Самооценка играет воспитывающую роль, способствует формированию объективного отношения к самому себе. Внутригрупповой контроль за самооценкой каждого, коллективный контроль за групповой самооценкой в таблице обеспечивает их объективность. Реальность таких оценок довольно высока. В конце урока группа получает итоговую отметку и делает самооценку. (Может случиться так, что индивидуальная самооценка выше групповой в случае высказывания участником группы идеи, которую группа отвергла как несостоятельную, абсурдную. Это способствует коррекции личностной самооценки).

Роль учителя – координатор. Учитель, тихо беседуя с группами, знакомится с их решением, узнавая общую картину. Обсуждение задачи предлагает начинать группе с самым слабым решением, тем самым, давая возможность всем группам заявить свое решение. (Если умение вести дискуссию в классе не отработано, то полезно выбирать «хранителя времени и порядка» из учащихся, который следит за регламентом (если он устанавливается) и за соблюдением правил дискуссии;  возможна система штрафных очков группам-нарушителям).

Данный тип урока имеет очень важное значение для формирования и развития устойчивого познавательного интереса учащихся и познавательной мотивации их учебной деятельности.

На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъеме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика. Часто можно слышать их пожелания: «Вот бы каждый день такие уроки!».

****************************************************************************

7 класс

Тема «Первоначальные сведения о строении  вещества»

Урок «Решение задач»

I.  Ориентировочно-мотивационный этап

Проговорите ответы в паре на вопросы:

  1. Каково строение вещества?
  2. Что такое молекула?
  3. Какие основные свойства молекул вам известны?
  4. Что такое диффузия?
  5. Как связаны температура тела и скорость движения молекул?
  6. В каком состоянии вещества диффузия происходит быстрее? медленнее всего?
  7. При каком условии заметно притяжение молекул?
  8. От чего зависит состояние вещества?

(Самооценка)

II.  Операционально-исполнительный этап

Организуйте группы.

Основываясь на знаниях о строении вещества и свойствах молекул, решите задачи.

  1. Активистов  движения «Green peace» встревожило резкое уменьшение поголовья нерп из-за жестокого уничтожения детёнышей нерп – бельков. Охотники убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкурок взрослых особей своей белизной. Попытки зелёных бороться с охотниками силой не привели к успеху – силы не равны, да и закон не на их стороне… А впереди новый охотничий сезон: через месяц возобновится жуткая  бойня только-только подросшего молодняка. Как быть? (Ответ: Активисты   движения «Green peace» красят несмываемой краской бельков, их шкурки  испорчены краской и уже не представляют интерес у браконьеров. Явление – диффузия)
  2. В течение нескольких месяцев в почтовое отделение поступали посылки. При наличии пломб была нехватка веса. Ведомству пришлось выплачивать значительную сумму. В чём дело? (Ответ: В посылки сами отправители вкладывали сухой лёд, который через некоторое время испарялся. Явление -  сублимация)
  3. Американские астронавты не смогли с первой попытки выйти в открытый космос, якобы потому что «русские лазеры заварили двери кораблей». Астронавты не смогли открыть входной люк. В чём дело? (Ответ: При прохождении сквозь атмосферу из-за трения о воздух происходил  сильный разогрев космического  корабля, плавление металла и диффузия  материала стенок и дверей.)
  4. Медицинские нитки должны быть достаточно толстыми, поэтому ушко иголки тоже должно быть широким. Такая иголка при наложении швов оставляет большой след, рвёт ткани, образуя дополнительные ранки. Как быть? Предложите усовершенствование иглы. (Ответ: Отказаться вообще от иглы. Металлизировать конец нити, чтобы придать её прочность. Явление – диффузия)
  5. На глубине сотен метров работает бур, если его резцы источаются, то он быстро истирается. Постоянно поднимать бур и рассматривать резцы нерационально. Как контролировать состояние резцов? (Ответ: Вмонтировать в бур  капсулу с сильно пахучим веществом. Как только бур истирается до критической отметки, из капсулы выделяется  вещество, а из скважины  появляется запах. Явление – диффузия)
  6. В Германии не рубят с газонов ёлки. Почему? ( Ответ: Накануне праздников ёлки, растущие на газонах,  обрабатывают веществом, которое начинает неприятно пахнуть при комнатноё температуре. Такая ёлка никому не нужна в доме.)
  7. Для изготовления шоколадных конфет с начинкой из сиропа, повидла нужно сделать бутылочку из шоколада и заполнить её сиропом или повидлом. Если они холодные, то процесс заполнения идёт медленно, если горячие – быстро, но шоколад плавится и много конфет уходит в брак. Как следует поступить? (Ответ: Заморозить начинку, после её окунуть в жидкий шоколад)
  8. Некий город стоит на реке, которая течёт только ночью. Как это объяснить?  (Ответ: Река начинается высоко в горах. Днём Солнце растапливает лёд и снег, и порция воды стекает к подножию горы только к вечеру и заканчивается к утру.  Ночью лёд перестаёт таять, очередная порция воды образуется опять лишь  днём и  притекает к подножию опят лишь к вечеру.)

III.  Рефлексивно-оценочный этап

  1. Итоговая самооценка групп.
  2. Домашнее задание: 1) повторение по необходимости §§ 7 – 11.

                                        2) Кроссворд, ребус.

                                        3) Творческая работа по теме «Строение вещества»

***************************************************************************

8 класс

Тема «Тепловые явления»

 Урок «Решение задач»

  1. Ориентировочно-мотивационный этап (выравнивание стартовых позиций, актуализация знаний):
  1. Что такое внутренняя энергия тела?
  2. Каковы способы изменения внутренней энергии тела?
  3. Назовите виды теплопередачи?
  4. Как осуществляется передача энергии при теплопроводности? конвекции? излучении?
  5. Какие агрегатные состояния вещества существуют?
  6. Чем обусловлено агрегатное состояние вещества?
  7. В каком агрегатном состоянии вещество обладает наибольшей? наименьшей внутренней энергией?
  8. Почему температура в процессе плавления и в процессе кипения неизменна?
  9. При каком условии вещество плавится? отвердевает? кипит? конденсирует?

На основе имеющихся знаний объясните следующие ситуации, факты, явления:

  1. Операционально-исполнительный этап:

 (Работа в группах)

Задача 1. При приближении руки к бумажной вертушке бумага начинает вращаться. Это загадочное вращение одно время – в 70-х годах XIX века – давало многим повод думать, что тело обладает каким-то сверхъестественными силами. А как объясните вы?

(Учитель демонстрирует это явление) (Ответ: От тёплой руки поднимаются вверх конвекционные потоки воздуха и вращают вертушку) .

Задача 2. Можно ли сварить уху в бумажном пакете? ( После обсуждения учитель показывает демонстрацию «кипения воды в бумажном пакете»).

Задача 3. Один поэт писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка допущена поэтом? (Задача записана на доске).

Задача 4. Случалось ли вам задумываться над тем, как образуются ледяные сосульки – в оттепель или мороз? Если в оттепель, то как могла замерзнуть вода при температуре выше нуля? Если в мороз, то откуда могла взяться вода? (Задача Я. Перельмана)

Задача 5. Лед в водосточной трубе намерзает. Днем подтаивает и падает с грохотом, разбивая трубу. Осколки выскакивают на тротуар, пугая и задевая прохожих. Что вы можете предложить, чтобы убрать эти неприятные явления? (Один из способов: укрепить внутри трубы верёвку. Ледышка будет намерзать на верёвке  и висеть на ней  пока не растает полностью)

Задача 6 . Часто можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит вода? Правилен ли этот прием? (Нет. При кипении температура остаётся 100оС)

Задача 7. В статье, опубликованной в докладах Французской академии наук, ученые утверждают, что нашли связь между размерами бороды и густотой шевелюры: чем больше и гуще борода, тем чаще образуется лысина. Как это объясняет физика?  (Ответ: Волосяной покров обладает плохой теплопроводностью. Если у человека густая борода и при этом густая шевелюра, то возможен перегрев головы. Что для организма важнее – мозг или челюсти? Конечно, мозг. Поэтому организм избавляется от волосяного покрова на голове в области мозга, обеспечивая тем самым возможность  его лучшего охлаждения)

Задача 8. Сточная промышленная труба обрастает слоем жира, грязи. Необходимо периодически его счищать, например, битым кирпичом. Но если кусочки маленькие – они легкие, не снимают слоя, если большие – загромождают трубу, образуя затор, хотя и счищают слой. Как быть? (Ответ: Совместить свойства большого куска и маленьких кусочков – заморозить много мелких в один большой. Большой кусок из смёрзшихся между собой маленьких хорошо сдирает жир со стенок, при этом тает и распадается на мелкие, не образуя заторы)

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Итоговая самооценка

2. Домашнее задание: 1) повторить тему по необходимости

                                       2) кроссворд по теме (не менее 20 слов) или найти интересные                                    задачи

                                       3) творческая работа по теме

**************************************************************************

8 класс

Тема «Электростатика»

Урок  «Решение  задач»

Цели:

  1. конкретизация знаний по теме «Электростатика»;
  2. обучение установлению связи изученного материала с практикой человека и окружающей жизнью;
  3. формирование  и развитие творческих способностей, творческого мышления;
  4. развитие любознательности, привитие вкуса к выдвижению творческих идей и выполнению творческой деятельности;
  5. формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: раздаточный материал (тексты задач), электрометр с шаром, штатив, пластмассовая воронка, песок;

План урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

(Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций)

  1. Каково происхождение слова «электричество»?
  2. Сколько родов заряда существует?
  3. Как взаимодействуют заряды?
  4. Что такое электрическое поле?
  5. Как обнаружить электрическое поле?
  6. Как наэлектризовать тело?
  7. Как объяснить электризацию тела?
  8. Что значит «тело заряжено отрицательно»? «положительно»?
  9. Что такое проводники? диэлектрики?
  10. На чём основано заземление?
  11. Что такое ионы? положительные ионы? отрицательные ионы? ионизация?
  12. Для чего мы изучаем тему «Электростатика»?

(Самооценка)

На основе имеющихся знаний о статическом электричестве объясните следующие ситуации, явления, решите практические задачи.

II. Операционально-исполнительный этап

1. Заметка из газеты:

«Было уже за полночь, когда рабочий Камбарской перевалочной нефтебазы И.Третьяков, заправив восемь цистерн авиационным бензином, перевёл наливной шланг в очередную порожнюю ёмкость. Едва шланг коснулся горловины цистерны, как высоко вверх взметнулся 15-метровый оранжево-яркий столб огня. Мощной взрывной волной Третьякова отбросило далеко от цистерны…»

Заметка из журнала «За рулём»:

Читатель пишет «….Когда я переливал из ведра через пластмассовую воронку бензин в топливный бак мотоцикла, неожиданно между краем воронки и ведром проскочила искра, а затем из горловины бака возник факел горящего бензина…»

Что явилось причиной взрыва  или возгорания бензина в данных случаях? Каким образом бензиновые, керосиновые, нефтяные баки оберегают от возможного пожара?

(Ответ: Разряд статического электричества, который образуется при движении бензина по шлангу, воронке. Во избежание разрядов статического электричества при хранении, транспортировке горючего и заправке рекомендуется применять только металлические вёдра, канистры, воронки и не использовать пластмассовые ёмкости; повышают электропроводность бензина, добавляя в него соединение хрома; заземляют стационарные ёмкости; заземляют цепями).

После обсуждения решений задачи учитель показывает опыт по электризации песка при пересыпании его в шар через пластмассовую воронку (Опыт 181 «Занимательные опыты по физике» Л.А.Горев)

 

2. В XX веке вредное проявление электризации наблюдалось чаще, т.к. увеличилось число легко электризующихся веществ: пластмассы, синтетические волокна, нефтепродукты. Вот несколько примеров из технологических и производственных процессов:

  1. На клеепромазочной машине, которая смазывает резиновым клеем материалы,  о валки происходит электризация. Если не снять эти заряды,  то даже небольшая искра может вызвать пожар, т.к. окружающий воздух насыщен парами бензина. Причиной взрыва может стать человек, т.к. при контакте с заряженной тканью электризуется и тело оператора.
  2. В текстильной промышленности нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и часто рвутся.
  3. На швейных фабриках на конвейере заряженную ткань трудно раскраивать. Такая ткань, кроме этого, сильно загрязняется вследствие притяжения к ней частиц пыли.
  4. При обработке тканей на отделочных и сушильных машинах заряды создают электрическое поле напряжением в несколько тысяч вольт. Проскакивающие искры могут стать причиной пожара.
  5. В типографиях при работе ротационных машин бумага электризуется, что приводит к её свёртыванию и браку при печати.
  6. Для повторного использования отходов пластмассы их вначале дробят на мелкие  частицы, а затем сортируют по крупности на вибросите, где частицы электризуются от трения друг о друга и слипаются в большой комок. Оператор пытается разбить его палкой и…получает высоковольтный разряд статического электричества.

Это примеры вредного проявления электризации. Предложите способы борьбы с этим явлением. Критерии самооценки: 1-2 способа  - «3»

                                                                   3 способа     -  «4»

                                                                    более 3         -  «5»

(Ответ: Возможные способы:

Заземление оборудования;  обработка поверхности материалов для улучшения электропроводности (покрытие графитом или бронзовым порошком транспортёрных лент, приводных ремней); увеличение влажности воздуха (вода – проводник); ионизация воздуха; антистатики в быту)

*Учитель показывает опыт: защита от электростатических полей (Опыт 213 «Занимательные опыты по физике» Л.А.Горев)

3.  Окраска автомобилей на автозаводе. Как прочно, без потёков покрасить корпус автомобиля?

(Ответ: движущиеся на конвейере окрашиваемые детали  заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд. Они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный, плотный. Одноимённые частицы краски отталкиваются друг от друга, следовательно – равномерность окрашиваемого слоя. Частицы, разогнанные полем, с силой ударяются об изделие – отсюда плотность окраски. Расход краски снижается, т.к. она осаждается только на детали.)

4. Копчение - это пропитывание продукта древесным дымом. Процесс длительный. Как ускорить этот процесс до нескольких минут?

(Ответ: Тушку рыбы заряжают отрицательно, частицы дыма положительно)

5. Проблема очистки воздуха от пыли. Пыль вызывает изнашивание машин, оборудования, загрязнение воздуха, улетучивание ценного сырья в виде пыли. Предложите способ очистки воздуха от пыли.

(Ответ: Электрофильтр).

6. Хлебозавод. Приготовление теста. Нужно совершить большую механическую работу, чтобы перемешать составные части теста. Предложите способ, облегчающий эту операцию.

(Ответ: Положительно заряженные крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными  капельками воды, содержащими дрожжи, получается однородное тесто. Процесс легко управляется изменением электрического поля, легко автоматизируется.)

Задание 7.

 7. Объясните опыт: перекатывание шарика по «рельсам» между кондукторами электрофорной машины («электростатический маятник»)(Опыт 198 «Занимательные опыты по физике» Л.А.Горев)

(Ответ: Коснувшись кондуктора, шарик заряжается одноимённым с ним зарядом и отталкивается; касается другого полюса, отдаёт заряд, перезаряжается и т.д.)

8. Объясните явление. (Учитель показывает опыт 197 («Занимательные опыты по физике» Л.А.Горев), только бумага нарезается в виде человечков, их ножки утяжеляются пластилином для сохранения вертикального положения. При приведении электрофорной машины в действие человечки пляшут. Ученикам очень нравится этот весёлый опыт, они  называют его  «Электростатическая дискотека»)

III. Рефлексивно-оценочный  этап

  1. Обобщающий вывод по теме урока.
  2. Подведение итогов на основе таблицы оценок.
  3. Итоговая самооценка (доволен, не очень, не доволен, почему?)
  4. Домашнее задание:

1) §§ 25-31 (по необходимости);

2) кроссворд по теме или поиск примеров учёта или использования электризации в природе и технике;

3) творческая работа по теме.

Литература:  Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике»

***************************************************************************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)

Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания

P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...