Конспект комплексного урока физики-технологии по теме «Сборка электрической цепи»
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Комплексный урок физики-технологии - пример одной из возможных форм проведения учебных занятий, на которых естественным путем осуществляется создание такой учебной среды, в которой возникает потребность самостоятельного познания окружающего мира. На уроке возрастает познавательная активность и инициативность учащихся начальной и основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Конспект
комплексного урока физики-технологии
по теме «Сборка электрической цепи»
в 3 и 9-б классах
Разработчики урока и учителя на уроке:
- Дубас Светлана Павловна учитель физики;
- Несмеянова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов;
- Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Апрель 2011 года
Цель проведения комплексного урока:
- Показать тесную связь между предметами физики и технологии на любых ступенях обучения (в нашем случае на первой и второй ступени обучении);
- разнообразить формы проведения уроков физики для развития и поддержания интереса к изучению предметов естественного цикла.
Цель урока:
- закрепить знания учащихся 9-го класса по сборке электрических цепей при подготовке к ГИА;
- научить учащихся начальной школы собирать простейшие электрические цепи.
Задачи урока:
- Развивать любознательность, интерес к познанию, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе и чувство ответственности;
- Воспитывать четкость и организованность в работе, желание учиться активно, без принуждения.
Девиз:
«Умеешь сам – научи других»
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран;
- музыкальное сопровождение урока;
- лабораторное оборудование из раздела «Электричество» (батарейки, лампочки, соединительные провода, выключатели);
- демонстрационное оборудование для сборки электрической цепи;
- макет квартиры (схема расположения комнат);
- макеты различных участков электрической цепи (лампочки, соединительные провода-веревки или ленточки, выключатели, батарейки;
- макеты электронов, проводников, источников тока;
- магнитная доска, магниты;
- кристаллические решетки;
- карточки с вопросами;
- на столах карточки с обозначением всех элементов электрической цепи
План урока.
- Организационный момент;
- Подготовка к восприятию нового материала:
- Беседа по вопросу об использовании электрической энергии;
- Объяснение нового материала:
- Путешествие по сказке вместе с электронами
- Основные элементы электрической цепи (на магнитной доске);
- Проводим электрическую цепь в квартире (практическая работа по сборке электрической цепи);
- Игра «Собираем электрическую цепь с карточками».
- Закрепление знаний, умений, навыков:
- Ответы на вопросы на соответствие.
Ход урока.
- Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала:
Звучит музыка. Учащиеся занимают свои места. В классной комнате темно.
1 ведущий:
Каждый день мы приходим домой и для своего удобства включаем компьютер, телевизор, микроволновую печь. Пользуемся мобильными телефонами, пароварками, обогревательными элементами. Если бы всего этого не было? Благодаря чему работают все электроприборы? Откуда берется электрическая энергия?
Учащиеся рассказывают, как в современных условиях необходима электрическая энергия.
На экране демонстрируются вопросы.
- Где применяется электрическая энергия?
- Какие технические специальности или профессии связаны с ее использованием;
- Какие устройства и машины работают на электрическом токе?
- На каких электростанциях вырабатывается электрическая энергия?
- Какие предосторожности необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами? Почему?
- Загрязняют ли электрические приборы и машины воздух так, как дымящиеся трубы фабрик и заводов?
1 ведущий
Что же нужно сделать для того, чтобы засветилась лампочка, заработал пылесос, телевизор, холодильник, компьютер?
На экране демонстрируются слайды.
3. Объяснение нового материала:
2 ведущий
Послушайте сказку (девушки 8-го класса имитируют ситуацию)
Маленькие электроны жили в прекрасном дворце, который назывался кристаллической решеткой. Стен этой решетки не было видно, зато в вершинах ее сидели, слегка покачиваясь, папы электронов, которые назывались ядрами. Электронам было скучно. Поэтому они все время бегали вокруг своих отцов – удаляясь от них, приближаясь к ним. Самые резвые, которые убежали далеко от своего дома, заблудились и не вернулись домой – стали свободными. Как им стало весело! Они толкались друг о дружку, двигались, куда кому вздумается. Никто не хотел возвращаться домой.
И вдруг команда: «Стройся в ряд!». Что тут началось! Самые примерные выстроились на дорожке, которая называлась проводником, а другие продолжали толкаться и расстраивали ряды.
Кто такой строгий командир, который приказал строиться?
Это электрическое поле. Оно живет в доме, который называется источником тока. Вышло погулять, а здесь такой беспорядок! Чем грознее электрическое поле, тем больше электронов выстраивается в одном направлении. Теперь они живут дружно, бегут по проводнику в одном направлении. Такой красивый поток электронов – электрический ток.
Бегут они по дорожке (проводнику), наталкиваются на пап электронов. Те в свою очередь сердятся, раскачиваются сильнее, показывают свое негодование. У них поднимается температура, проводник нагревается (иногда так сильно, что начинает светиться, как спираль лампочки). Так же светится при сильном нагревании уголек в костре.
1 ведущий:
А кто такие электроны?
Учащиеся 9 класса: это те самые частички, которые помогают пластмассовой расческе наэлектризоваться при трении о волосы. Это от них и идет название электричество.
Учитель:
Так вот в чем дело! Что же требуется для того, чтобы электрический ток бежал по цепи? (к учащимся 9-го класса)
Учащиеся:
Для возникновения электрического постоянного тока необходимы: источник тока, электрическое поле, свободные заряженные частицы, замкнутая электрическая цепь (слайды).
Учащиеся 9 класса демонстрирует батарейку, ключ, провода, лампочки. Показывают, как они подключаются (клеммы)
1 ведущий:
А теперь давайте попробуем убедиться в том, как удобнее соединять лампочки в доме, чтобы они не мешали друг другу работать.
Сейчас разберемся. Вот только научимся собирать электрическую цепь так, чтобы в ней загорелась хотя бы одна лампочка.
Юноши 9-го класса – консультанты в практической работе
Учитель:
Ребята, откройте, пожалуйста, учебник «Технология» на странице 96. Посмотрите, как можно зашифровать с помощью специальных обозначений все элементы электрической цепи: источник тока, соединительные провода, лампочку, электрический ключ.
2 ведущий:
У вас на столах вы найдете карточки с обозначением всех этих предметов. Я показываю предмет, а вы – карточку с соответствующим обозначением.
На магнитную доску ведущий закрепляет поочередно все элементы электрической цепи, а учащиеся поднимают карточки с обозначением.
1 ведущий:
С помощью ребят из девятого класса соберите электрическую цепь по схеме:
Проверяем, загорится ли лампочка, если не замыкать электрический ключ? Электрическая цепь не терпит разрыва. Теперь замкните ключ. Лампочка горит. У кого не получилось? Консультанты помогают.
2 ведущий:
А теперь конструируем соединение лампочек в комнатах в квартире. На столе схема квартиры. В ней пока всего лишь две лампочки. Нам нужно подключить их на кухне и в комнате. Давайте сделаем так, чтобы выключатели были и в комнате и на кухне, Проверьте, как загорелись лампочки, как работают выключатели. Сначала соберите схему последовательного соединения.
В чем неудобство?
Учитель:
Теперь проверим, как можно удобнее соединить лампочки, чтобы можно было лампочки включать отдельно в каждой комнате?
Проверяем. Получилось! Начертите схему соединения.
1 ведущий:
Сколько всяких неожиданностей. Но теперь мы знаем, когда в электрической цепи возникает электрический ток. Разобрались с тем, как удобнее соединять лампочки в квартире.
2 ведущий:
1 ведущий:
Так же зажигаются огоньки в каждом доме, в каждом городе, по всему Земному шару.
Вопросы об использовании электрической энергии:
- Где применяется электрическая энергия?
- Какие технические специальности или профессии связаны с ее использованием;
- Какие устройства и машины работают на электрическом токе?
- На каких электростанциях вырабатывается электрическая энергия?
- Какие предосторожности необходимо соблюдать при работе с электрическими приборами? Почему?
- Загрязняют ли электрические приборы и машины воздух так, как дымящиеся трубы фабрик и заводов?
Схема квартиры
1 комната
2 комната
окно
окно
лампочка
лампочка
выключатель
выключатель
дверь
дверь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Macromedia Flash. Слои. Сборка электрической цепи»
При помощи редактора Macromedia Flash мы постараемся создать проект на тему «Сборка электрической цепи». Создавая проект, вы не только покажете умение работать в этом редакторе, но и...
Урок обобщения материала по теме "Характеристики электрической цепи."
Без естественных наук нет спасения современному человеку;Без этой здоровой пищи, без этого строго воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни....
Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"
Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....
Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение силы тока"
Презентация содержит опрос, ТБ, порядок выполнения работы и творческое задание....
Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"
Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает раздел магнитные явления в 8-м классе.Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный м...
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ. сборка электрических цепей. технология 8 класс
конспект урока технологии, 8 класс, по разделу Электротехника...
Неделя науки. Открый урок. : Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока». февраль 2021
Основной вид деятельности учащихся на уроке – лабораторная работа в мини-группах по выполнению практического задания с помощью оборудования . Учащимся предлагается по ходу ур...