Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает раздел магнитные явления в 8-м классе.
Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 60.5 КБ |
rabochiy_list_k_uroku.docx | 524.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
обеспечить усвоение учащимися понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя, где он применяется.
Задачи урока
Личностные:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-находить вариант решения учебной задачи;
-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;
коммуникативные:
-выражать свои мысли, обосновывая суждения;
-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к физике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
-работать самостоятельно;
-развивать навыки взаимоконтроля;
познавательные:
-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
-осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
-осуществлять анализ объекта, делать выводы;
Предметные:
научиться решать задачи по теме.
Методы формирования информационно-коммуникативных компетенций:
-задания на поиск информации в справочной литературе и сети Интернет;
-подготовка сообщения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Средства обучения: электроизмерительные приборы, компьютер, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Девиз урока: Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Давайте начнем урок с улыбки, и будем поглощать знания с хорошим настроением, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. | Включаются в работу.
|
2. | Актуализация и повторение знаний | Сегодня у нас урок открытия новых знаний, т.е.новая тема. Но чтобы усвоить новое, надо повторить старое. Давайте поговорим о теме прошлых уроков, т.е о МАГНИТНОМ ПОЛЕ. (слайд 2) Что мы знаем о нем, где оно существует, как его можно обнаружить? А что такое постоянный магнит? Кто изучал постоянные магниты? А что вы мне можете рассказать о магнитном поле Земли? Какое практическое значение оно имеет для вас с нами? А когда и кем было впервые обнаружено действие тока на магнитную стрелку? А кто изучал взаимодействие проводников с током? Где нашло практическое применение магнитное поле проводника с током? А почему? ( можно легко менять действие магнитного поля) Мы видим магнитное поле? Как же его обнаружить? А как еще? ( по действию на магнитную стрелку) Еще? | Отвечают: - особый вид материи - существует вокруг постоянных магнитов, вокруг Земли, вокруг проводников с током Защита от космического излучения Эрстед 1820, Ампер. Электромагнит, катушка с железным сердечником внутри НЕТ С помощью железных опилок, которые распложаться вдоль магнитных линий и покажут нам картину м.п. |
3. | Изучение нового материала | Наводящий вопрос: Что произойдет с проводником, в котором течет ток, если его поместить в магнитное поле? Опыт №1 Проводник в магнитном поле. Вывод: на проводник действует сила. Значит, обнаружить можно по действию с некоторой силой. Что мы знаем об этой силе? ( на слайде - ?) Вот сегодня этим и займемся – цель нашего урока – изучить силу действия магнитного поля на проводник с током и есть ли этой силе практическое применение. Тема урока: «Действие магнитного поля на проводник с током». Сегодня мы ничего в тетради писать не будем, а почему, вы поймете в конце урока, но постарайтесь все хорошенько запомнить. Итак, вернемся к моему опыту. Проводник притянулся, а что надо сделать, чтобы он оттолкнулся? Хорошо проверим ваши предположения. (провожу опыт) Все верно! Так вот эту силу впервые изучал Ампер, поэтому сила действия со стороны М.П. и называется силой Ампера. Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера.(слайд 4) Обозначают: Fа, измеряют-1Н(ньютон) Знаем, что сила величина векторная, т.е. имеющая направление и мы видим, что направление ее меняется, от чего оно зависит? Есть правило, позволяющее легко определить направление силы Ампера и называется оно Правило левой руки. ( слайд 5) Вот мы видим с вами это отклонение провода в маг. поле, а какое практическое значение это имеет? Поэтому лучше брать рамку с током и помещать ее в магнитное поле (слайд 6) Она будет поворачиваться и даже вращаться. Почему? (слайд 8) Это вращение рамки невольно наталкивает на мысль о… И эта мысль пришла в голову русскому ученому Борису Якоби. О котором нам расскажет Соня. (слайд 8) Что же такое электродвигатель? – устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую. Основными элементами является ротор и статор . Ротор – подвижная часть , представляет с собой несколько рамок с током. Статор – создает магн. поле. Все это помещается в корпус. Рассмотрите электродвигатель у вас на столах. И сейчас мы с вами проделаем небольшую практическую работу. Изучите устройство электродвигателя (на столе у каждого ученика разборная модель электродвигателя) Что мы можем изучить у нашего двигателя? Прочитать технику безопасности! Где же применяются электродвигатели? Вот на слайде представлены различные устройства. Скажите, в каком из них может быть электродвигатель. Видите какое широкое применение. А почему? Много преимуществ: - более компактны, не надо топлива, экологически чистые, большой КПД (98%) А есть ли недостаток? Дорогие в обслуживании | Ничего. Поменять полюс магнита или направление тока. От направления поля и тока.
Затрудняются ответить На вертикальные стороны рамки будет действовать Сила Ампера в разные стороны, а инерция поможет ей вращаться. ДВИГАТЕЛЕ Соня рассказывает Рассматривают рисунок. Раздают рабочие листы с практ. работой. Скорость и направление вращения. Работают с моделями(5 минут) Во всех. |
4. | Закрепление изученного материала | Вернемся к нашей схеме. Что же мы можем записать вместо знака вопроса? Что это за сила такая? Где нашла свое практическое применение? | Сила Ампера. |
5. | Информация о домашнем задании | А теперь я вам объясню Д/з вы получите вот такой лист, который заполните дома по памяти и сдадите мне. Плюс прочитать п. 62 и кто желает на след уроке нам расскажет о первых электромобилях | Записывают домашнее задание |
6. | Подведение итогов урока, рефлексия | Ответьте на предложенные вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что)... 2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя... 3. Сегодня на уроке я научился (лась)... 4. Сегодня на уроке меня удивило... 5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни. Спасибо за урок! | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют уровень достижений своих результатов |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по физике ученика 8 а __________________________
Тема: ___________________________________ .
- Заполнить схему:
2. Действие магнитного поля на проводник с током.
- Направление
- В основе работы электродвигателя лежит…
Электродвигатель – это
- Первый электродвигатель (кто и когда)Укажите, в каких устройствах применяются электродвигатели.
Лист эксперимента ученика 8 а класса __________________________________
«Изучение электродвигателя постоянного тока».
Цель работы: экспериментально определить зависимость ______________ и ___________ вращения якоря электродвигателя от_______________________________________________
Оборудование: источник электропитания, электродвигатель, амперметр, реостат, ключ, соединительные провода.
ТБ.
|
Порядок выполнения работы:
- Рассмотрите электродвигатель, закрепленный на панели. Проверните вручную его якорь, определите насколько свободно он вращается. Найдите на панели гнезда для подключения двигателя к электрической цепи.
- Соберите установку, как показано на рисунке.
- Ползунок реостата переведите в среднее положение,
- Подключите источник питания к сети и замкните ключ.
- Перемещая ползунок переменного сопротивления, плавно увеличивайте (уменьшайте) силу тока в двигателе.
- Определите направление вращения якоря.
- Продолжая увеличивать (уменьшать) силу тока, установите, зависит ли от этого скорость вращения якоря.
- На схеме установки укажите направление тока в двигателе.
- Измените направление тока в двигателе, поменяв местами соединительные провода на его панели.
- Установите, изменилось ли при этом направление вращения якоря.
- Сделайте вывод о том, от чего зависит скорость и направление вращения якоря электродвигателя постоянного тока.
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе "Магнитное поле катушки с током. Электромагниты"
Урок объяснения нового материала знакомит учащихся с особенностями магнитного поля катушки с током, устройством и принципом действия электромагнитов, применением электромагнитов в различных областях....
Технологическая карта к уроку физики 8класс Действия Электрического тока
Данная технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Урок прведен,есть много положительных моментов,потому что при составлении карты прдумываются цели на каждом этапе урока,сост...
Бинарный урок физики по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».
Бинарный урок физики с информатикой по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».Для учащихся класса....
Урок физики 8 класс. Электрический ток. Источники тока.
Объяснение новой темы. Конспект урока....
Урок физики 11 класс Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока
Презентация и конспект...
Презентация к уроку физики в 8 классе "Магнитное поле катушки с током"
Презентация предлагается для обсуждения широкого применения электромагнитов в технике...
Техкарта урока физики в 8 кл по теме Действия эл. тока
Цель урока Содержательная: знакомство с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии Деятельностная: формирование у учащихся умения разъяснять, по ка...