Урок физики по теме "Действие электрического тока на проводник с током"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Целищева Марина Васильевна

Тема «Действие магнитного поля на проводник с током» заканчивает  раздел магнитные явления в 8-м классе.

Технологию данного урока можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc60.5 КБ
Файл rabochiy_list_k_uroku.docx524.08 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Цель урока: 

обеспечить усвоение учащимися  понятия силы Ампера. Научить определять направление силы Ампера с помощью правила левой руки. Рассмотреть устройство и принцип работы электродвигателя, где он применяется.

Задачи урока 

Личностные:

содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;

развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.

Метапредметные:

регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-находить вариант решения учебной задачи;

-оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

коммуникативные:

-выражать свои мысли, обосновывая суждения;

-расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса  к  физике, активности,  мобильности,  умению общаться, общей культуры;

-работать самостоятельно;

-развивать навыки взаимоконтроля;

познавательные:

-выполнять учебные действия в письменной и устной форме;

-осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;

-осуществлять анализ объекта, делать выводы;

Предметные:

научиться решать задачи по теме.

Методы формирования информационно-коммуникативных компетенций:

-задания на поиск информации в справочной литературе и сети Интернет;

-подготовка сообщения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Средства обучения:  электроизмерительные приборы, компьютер, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Девиз урока: Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  

Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

 Давайте начнем урок с улыбки, и   будем  поглощать  знания  с  хорошим настроением, ведь  они  пригодятся  вам  в  вашей  дальнейшей  жизни.

Включаются в  работу.

 

2.

Актуализация и повторение знаний

Сегодня у нас урок открытия новых знаний, т.е.новая тема. Но чтобы усвоить новое, надо повторить старое. Давайте поговорим о теме прошлых уроков, т.е о МАГНИТНОМ ПОЛЕ. (слайд 2)

Что мы знаем о нем, где оно существует, как его можно обнаружить?

А что такое постоянный магнит? Кто изучал постоянные магниты?

А что вы мне можете рассказать о магнитном поле Земли? Какое практическое значение оно имеет для вас с нами?

А когда и кем было впервые обнаружено действие тока на магнитную стрелку? А кто изучал взаимодействие проводников с током?

Где нашло практическое применение магнитное поле проводника с током?

А почему? ( можно легко менять действие магнитного поля)

Мы видим магнитное поле?

Как же его обнаружить?

А как еще? ( по действию на магнитную стрелку)

Еще?

Отвечают:

- особый вид материи

- существует вокруг постоянных магнитов, вокруг Земли, вокруг проводников с током

Защита от космического излучения

Эрстед 1820, Ампер.

Электромагнит, катушка с железным сердечником внутри

НЕТ

С помощью железных опилок, которые распложаться вдоль магнитных линий и покажут нам картину м.п.

3.

Изучение нового материала

Наводящий вопрос: Что произойдет с проводником, в котором течет ток, если его поместить в магнитное поле?

Опыт №1

Проводник в магнитном поле.

Вывод: на проводник действует сила.

Значит, обнаружить можно по действию с некоторой силой.

Что мы знаем об этой силе? ( на слайде  - ?)

Вот сегодня этим и займемся – цель нашего урока – изучить силу действия магнитного поля на проводник с током и есть ли этой силе практическое применение.

Тема урока: «Действие магнитного поля на проводник с током».

Сегодня мы ничего в тетради писать не будем, а почему, вы поймете в конце урока, но постарайтесь все хорошенько запомнить.

Итак, вернемся к моему опыту.

Проводник притянулся, а что надо сделать, чтобы он оттолкнулся?

Хорошо проверим ваши предположения. (провожу опыт)

Все верно!

Так вот эту силу впервые изучал Ампер, поэтому сила действия со стороны М.П. и называется силой Ампера.

Сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера.(слайд 4)

Обозначают: Fа, измеряют-1Н(ньютон)

 Знаем, что сила величина векторная, т.е. имеющая направление и мы видим, что направление ее меняется, от чего оно зависит?

Есть правило, позволяющее легко определить направление силы Ампера и называется оно Правило левой руки.

( слайд 5)

Вот мы видим с вами это отклонение провода в маг. поле, а какое практическое значение это имеет?

Поэтому лучше брать рамку с током и помещать ее в магнитное поле (слайд 6)

Она будет поворачиваться и даже вращаться. Почему?

(слайд 8)

Это вращение рамки невольно наталкивает на мысль о…        

И эта мысль пришла в голову русскому ученому Борису Якоби. О котором нам расскажет Соня. (слайд 8)

Что же такое электродвигатель? – устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую.

Основными элементами является ротор и статор .

Ротор – подвижная часть , представляет с собой несколько рамок с током.

Статор – создает магн. поле.

Все это помещается в корпус.

Рассмотрите электродвигатель у вас на столах. И сейчас мы с вами проделаем небольшую практическую работу.

Изучите устройство электродвигателя  (на столе у каждого ученика разборная модель электродвигателя)

Что мы можем изучить у нашего двигателя?

Прочитать технику безопасности!

Где же применяются электродвигатели? Вот на слайде представлены различные устройства. Скажите, в каком из них может быть электродвигатель.

Видите какое широкое применение. А почему? Много преимуществ:

- более компактны, не надо топлива, экологически чистые,

большой КПД (98%)

А есть ли недостаток? Дорогие в обслуживании

Ничего.

Поменять полюс магнита или направление тока.

От направления поля и тока.

 

Затрудняются ответить

На вертикальные стороны рамки будет действовать Сила Ампера в разные стороны, а инерция поможет ей вращаться.

ДВИГАТЕЛЕ

Соня рассказывает

Рассматривают рисунок.

Раздают рабочие листы с практ. работой.

Скорость и направление вращения.

Работают с моделями(5 минут)

Во всех.

4.

Закрепление изученного материала

Вернемся к нашей схеме. Что же мы можем записать вместо знака вопроса? Что это  за сила такая?

Где нашла свое практическое применение?

Сила Ампера.

5.

Информация о домашнем задании

А теперь я вам объясню Д/з вы получите вот такой лист, который заполните дома по памяти и сдадите мне.

Плюс прочитать п. 62 и кто желает на след уроке нам расскажет о первых электромобилях

Записывают домашнее задание

6.

Подведение итогов урока, рефлексия

Ответьте на предложенные вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) (как, что)...

2. Сегодня на уроке я открыл (а) для себя...

3. Сегодня на уроке я научился (лась)...

4. Сегодня на уроке меня удивило...

5. Сегодня на уроке я понял (а), что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.

Спасибо за урок!

Отвечают на поставленные вопросы. Определяют уровень достижений своих результатов



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к уроку по физике ученика 8 а __________________________

Тема: ___________________________________ .

  1. Заполнить схему:


2. Действие магнитного поля на проводник с током.

099.jpg

  1. Направление

  1. В основе работы электродвигателя лежит…

Электродвигатель – это

  1. Первый электродвигатель (кто и когда)Укажите, в каких устройствах применяются электродвигатели.

Лист эксперимента ученика 8 а класса __________________________________

«Изучение электродвигателя постоянного тока».

Цель работы: экспериментально определить зависимость ______________  и ___________ вращения якоря электродвигателя от_______________________________________________

Оборудование: источник электропитания, электродвигатель, амперметр, реостат, ключ,  соединительные провода.

ТБ.

  1. На рабочем месте провода располагайте аккуратно, наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  2. Проверяйте полярность приборов при подключении.
  3. После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.
  4. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
  5. При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.  
  6. По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Порядок выполнения работы:

  1. Рассмотрите электродвигатель, закрепленный на панели. Проверните вручную его якорь, определите насколько свободно он вращается. Найдите на панели гнезда для подключения двигателя к электрической цепи.
  2. Соберите установку, как показано на рисунке.
  3. Ползунок  реостата переведите в среднее положение,
  4. Подключите источник питания к сети и замкните ключ.
  5. Перемещая ползунок переменного сопротивления, плавно увеличивайте (уменьшайте) силу тока в двигателе.
  6. Определите направление вращения якоря.
  7. Продолжая увеличивать (уменьшать) силу тока, установите, зависит ли от этого скорость вращения якоря.
  8. На схеме установки укажите направление тока в двигателе.
  9. Измените направление тока в двигателе, поменяв местами соединительные провода на его панели.
  10.  Установите, изменилось ли  при этом направление вращения якоря.
  11. Сделайте вывод о том, от чего зависит скорость и направление вращения якоря электродвигателя постоянного тока.

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе "Магнитное поле катушки с током. Электромагниты"

Урок объяснения нового материала знакомит учащихся с особенностями магнитного поля катушки с током, устройством и принципом действия электромагнитов, применением электромагнитов в различных областях....

Технологическая карта к уроку физики 8класс Действия Электрического тока

Данная технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Урок прведен,есть много положительных моментов,потому что при составлении карты прдумываются цели на каждом этапе урока,сост...

Бинарный урок физики по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».

Бинарный урок физики с информатикой по теме: Лабораторная работа «Исследование зависимости силы тока от сопротивления».Для учащихся  класса....

Урок физики 8 класс. Электрический ток. Источники тока.

Объяснение новой темы. Конспект урока....

Презентация к уроку физики в 8 классе "Магнитное поле катушки с током"

Презентация предлагается для обсуждения широкого применения электромагнитов в технике...

Техкарта урока физики в 8 кл по теме Действия эл. тока

Цель урока Содержательная: знакомство с действиями тока и превращением энергии электрического тока в другие виды энергии Деятельностная: формирование у учащихся умения разъяснять, по ка...