ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ. сборка электрических цепей. технология 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

конспект урока технологии, 8 класс, по разделу Электротехника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанская Алена Владимировна

учитель технологии

МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева»

Раздел: Электротехника. 8 класс

Тема: Электрические цепи.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с элементами электрических цепей.

Задачи:

Образовательная: сформировать понятия об электрических цепях на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов. 

Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), развитию качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты).

Воспитательная: воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм, умение работы в группе.

Основные методы: Метод моделирования, кейс-пакет, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельная работа, практическая работа, моделирование, наблюдение, стимулирование.

Оборудование:

  1. ПК и мультимедийный проектор; иллюстрации условных обозначений элементов электрической цепи; для практической работы: источник тока, выключатель, электролампочка, провода.
  2. Лабораторно-практическая работа "Монтаж электрических цепей".

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1. А

Организационный момент

1 минута

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- мотивировать обучающихся на работу;

- напомнить о важности выполнения работы аккуратно.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративные.

Учитель:

Добрый день, ребята. Присаживайтесь.

Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться.

Улыбнитесь!

У вас всё сегодня на уроке получится!

Я в вас верю!!!

1.

Б

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний.

2-3 минуты

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Знать: основные источники электрического тока;

Уметь: работать с дополнительными материалами; логически мыслить, отвечать устно.

Цель, которую хочет достичь учитель:

создать условия для актуализации жизненных наблюдений обучающихся и знаний по теме; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.

Методы: демонстрационный, репродуктивный, беседа,

Критерии оценивания: полнота ответов на вопросы, умение сформулировать свою мысль, делать выводы.

Учитель: 

Прежде чем начать изучать новое, давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем.

  1. Как называются устройства, которые преобразуют какую-либо энергию в электрическую. (Ответ: источник)
  2. Как называют устройства, которые преобразуют электрическую энергию в другие виды энергии – тепло, свет, механическую энергии. (Ответ: потребители)
  3. С помощью чего электрический ток поступает от источника к потребителю. (ответ: с помощью проводов, выключателе и тд.)
  4. Если взять источник тока, потребитель, выключатель и соединить всё проводами, что из этого получится? (Ответ: электрическая цепь). Другими словами, электрическая цепь – это путь электрического тока от источника к потребителю.

Тема урока: Электрические цепи.

  1. А можно ли изобразить, как правильно соединить между собой части электрической цепи? (ответ: можно, при помощи электрической схемы и условных обозначений)

Тема урока: Электрические цепи (слайд  2 )

Цель: научиться изображать электрические цепи

Задачи:
узнать виды электрических схем

изучить условные обозначения некоторых элементов электрических цепей

научиться собирать электрические цепи

2.

Изучение нового материала, первичное закрепление знаний

Цель: познакомиться с условными изображениями элементов электрической цепи.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: дать определения принципиальной и монтажной электрических схем

Цель, которую учитель хочет достичь:

Проверить знание основных понятий об электротехнике 

Методы и приёмы: учебный диалог, моделирование схем, рассказ, беседа, демонстрация.

 

Критерии оценивания: уметь работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять и делать выводы.

Учитель:

Посмотрите на изображение и скажите, что вы здесь видите?

Их скольких элементов состоит данная электрическая цепь?

(слайд   3   )

Простейшая электрическая цепь может содержать всего 3 элемента: источник, потребитель и провода. Но реальные электрические цепи намного сложнее.

Для сборки электрических цепей руководствуются принципиальными электрическими схемами. (слайд    4 )

Принципиальная электрическая схема представляет собой условное графическое изображение электрической цепи, с помощью условных знаков.

Принципиальная схема показывает соединение только основных элементов цепи, без электророзеток, ламповых патронов и других элементов), поэтому для точного расположения элементов относительно друг друга используют монтажную электрическую схему. (слайд   5  )

Задание 1. Заполнение таблицы «Условные обозначения элементов электрической цепи» (слайд   6  ) Приложение 2

Ребят, скажи пожалуйста мы с вами используем для каждого потребителя электроэнергии отдельный источник. (слайд   7  )

 Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока 2 способами. (слайд   8  )

  • последовательное соединение;
  • параллельное соединение.

Задание 2. Заполнение таблицы «Последовательное и параллельное соединение потребителей электроэнергии» (слайд 9 ) Приложение 2

3.

Практическая работа.

20 минут

Цель: проверить теоретические знания обучающихся на практике, учиться собирать последовательную и параллельную электрическую цепи.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: познакомиться и научиться собирать последовательную и параллельную электрическую цепи по схеме.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для последовательной и параллельной сборки электрической цепи и соблюдения правил безопасной работы.

Задачи:

- развивать умения и навыки последовательной и параллельной сборки электрической цепи;

- работать над формированием давать адекватную самооценку своим действиям;

- учить работать в группах.

Методы: репродуктивные, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа и работа в группах. 

Физкультминутка. Перемещение учеников от одного рабочего места к другому

Учитель: 

Скажите какую задачу, мы с вами еще не выполнили? (ответ: научиться собирать электрическую цепь)

Для этого предлагаю вам выполнить Лабораторно-практическую работу «Сборка электрической цепи»

Перед началом работы нам необходимо рассмотреть основные правила техники безопасности при электромонтажных работах  (слайд    10   ). Приложение 1

Б) Учитель: Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке электрической цепи. Приложение 3

Координирует  и направляет учеников по ходу выполнения работы.

6.

Итог урока

Цель учителя: проверить степень усвоения знаний у учащихся; правильность сборки разветвленной электрической цепи.

Методы: демонстрация, беседа, стимулирования.

Учитель: Проверка выполнения практической работы.

Демонстрация работы собранной цепи, самооценка и оценка работ учащихся.

Разбор допущенных ошибок.

7.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и деятельности класса.

Метод: самооценка.

Приём “Лестницы успеха”: ученик помещает своего человечка (т.е. себя) на соответствующей ступеньке (нуждаюсь в помощи; нужно ещё повторить; в основном уверен; уверен в своих знаниях).

8.

Домашние задание

Цель: сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель: совершенствовать свои знания в электротехнических работах.

Приведите примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электроэнергии в быту, и попробуйте изобразить их электрические схемы.  (слайд   11  )



Предварительный просмотр:

Правила безопасности при электротехнических работах

1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются.

2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки.

3.  Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения.

4.  Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скручивались петлями.

5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.

6.  Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, использовать для этого указатель напряжения.

7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

Правила безопасности при электротехнических работах

1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются.

2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки.

3.  Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения.

4.  Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скручивались петлями.

5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.

6.  Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, использовать для этого указатель напряжения.

7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Задание 1. Заполнить таблицу «Условные обозначения элементов электрической цепи»

(2 минуты)

№ п/п

Название элемента

Условное изображение

Гальванический элемент

Провод

Выключатель

Электрическая лампа накаливания

Соединение проводов

Задание 2. Заполните таблицу «Последовательное и параллельное соединение потребителей электроэнергии» (1 минута)

Вид соединения

Электрическая схема соединения

Приложение 3

Команда № 1 _____________________

Работа № I

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов. (Простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему простой электрической цепи.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

7. Сделайте вывод.

 Работа №2

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (Соединение потребителей электроэнергии последовательное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, электрической лампы, проводов и батареи в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

10. Сделайте вывод.

Вид работы

Схема электрической цепи

Выводы (опишите результат своего эксперимента)

Сборка простой электрической цепи

Сборка электрической цепи с последовательным соединением 2 потребителей

Команда № 2 _____________________

Работа № I

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов. (Простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему простой электрической цепи.

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Разберите цепь.

7. Сделайте вывод.

 Работа №2

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (Соединение потребителей электроэнергии параллельное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите схему параллельного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек

2. Соберите электрическую цепь с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Поверните рычажок выключателя, разомкните цепь.

10. Сделайте вывод.

Вид работы

Схема электрической цепи

Выводы (опишите результат своего эксперимента)

Сборка простой электрической цепи

Сборка электрической цепи с параллельным соединением 2 потребителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические цепи. Сборка электрической цепи Учитель технологии МОУ «Буранная СОШ имени В.М. Волынцева Рязанская Алена Владимировна 2021г.

Слайд 2

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ Цель: научиться изображать электрические цепи Задачи: узнать виды электрических схем изучить условные обозначения некоторых элементов электрических цепей научиться собирать электрические цепи

Слайд 6

№ п/п Название элемента Условное изображение Гальванический элемент Провод Выключатель Электрическая лампа накаливания Соединение проводов

Слайд 9

Вид соединения Электрическая схема соединения последовательное соединение параллельное соединение

Слайд 10

Правила безопасности при электротехнических работах 1. Во время работы на монтажной панели должны находиться только те материалы или детали, которые монтируются. 2. Электромонтажные инструменты должны иметь изолированные ручки. 3. Собирать электрические схемы, производить в них переключения необходимо только при отсутствии напряжения. 4. Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещи­вались, не были натянуты и не скручивались петлями. 5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем. 6. Не проверять наличие напряжения прикосновением пальцев, ис­пользовать для этого указатель напряжения. 7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

Слайд 11

Домашнее задание Приведите примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электроэнергии в быту, и попробуйте изобразить их электрические схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного урока физики-технологии по теме «Сборка электрической цепи»

Комплексный урок физики-технологии - пример одной из возможных форм проведения учебных занятий, на которых естественным путем осуществляется создание такой учебной среды, в которой возникает потребнос...

« Macromedia Flash. Слои. Сборка электрической цепи»

При помощи  редактора Macromedia Flash мы постараемся создать  проект на тему «Сборка электрической цепи». Создавая проект,  вы не только покажете умение работать в этом редакторе, но и...

Лабораторная работа "Сборка электрической цепи и измерение силы тока"

Презентация содержит опрос, ТБ, порядок выполнения работы и творческое задание....

Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Разработка урока по физике для 8 класса, с использованием системно-деятельностного подхода обучения.  Конспект урока соответствует ФГОС....

Разработка урока технологии в 8 классе по теме "Электрические провода. Монтаж электрической цепи".

Методическая разработка урока "Электрические провода. Монтаж электрической цепи" может быть использована учителя технологии при проведении уроков в 8 классах, а также во внеурочной и кружков...

Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)

Тема   Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учр...

Неделя науки. Открый урок. : Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока». февраль 2021

   Основной вид деятельности учащихся на уроке – лабораторная работа в мини-группах по выполнению практического задания с помощью оборудования . Учащимся предлагается по ходу ур...