Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Для реализации рабочей  программы используется учебник  Е.М. Гутник,

 А.В.    Перышкин   «Физика. 7 класс», «Дрофа», 2008

Программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc642 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Вязовская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

на заседании методического совета    

Протокол  №___  от  

 «__ » ___________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора  

школы по УВР ______________Пащенко Г .В.

 «___» __________  2011г

«Утверждаю»

Директор   МОУ

  «Вязовская СОШ»

_____________Таранова В.А.

Приказ №_____от

 «___» __________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кальной Елены Викторовны

по учебному курсу «Физика»

7класс

Базовый уровень  

2011-2012 учебный  год    

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе :

  1. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике;
  2.  примерной программы основного общего образования  по физике;
  3. авторской программы  Гутник Е.М., Перышкина А.В. «Физика .7 класс»            
  4. инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году»

 

Для реализации рабочей  программы используется учебник  Е.М. Гутник,

 А.В.    Перышкин   «Физика. 7 класс», «Дрофа», 2008

Программа составлена на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает проведение  10 лабораторных работ и 6 контрольных работ.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные,
  2. групповые,
  3. индивидуально-групповые,
  4. фронтальные.

Формы контроля:

  1. самостоятельная работа,
  2. контрольная работа.

    Изучение  физики   в 7 классе направлено на достижение следующих целей: 

  1. освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  1. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;  применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  1. воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  1. применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Изменения, внесенные в рабочую  программу

   из резервного времени на изучение раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» добавлен 1 час в связи с объемным материалом.

Соответствие программ

№ п/п

Критерии

Значение критерия

по программе Е. М. Гутник, А.В. Перышкина

Значение критерия

по рабочей программе

1

Количество разделов

5

5

2

Объём часов на прохождение всех тем

70

70

3

Объём часов на прохождение каждого раздела:

1.Введение

2.Первоначальные сведения о строении вещества

3.Взаимодействие тел

4.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

5. Работа и мощность. Энергия

6.Резервное время(повторение)

4

5

21

23

13

4

4

6

21

23

13

3

4

Количество контрольных работ

6

6

5

Количество  лабораторных работ

10

10


Тематическое планирование

 

Тип урока        1  – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности,

                           2 – урок закрепления знаний и способов деятельности,

                           3 – урок комплексного применения знаний и способов деятельности,

                           4 – урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности,

                           5 – урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности,      

Урок

                       Тема

                       Цель урока

          Оборудование

Тип урока

Домашнее задание

Планов

дата проведен

Фактич дата проведен

Тема 1.  Введение (4 ч)

1/1

Что изучает физика. Наблюдение и опыты.

Дать учащимся представление о физической науке, физических явлениях, методе науки – наблюдениях и опытах, о связи физики с техникой. Научить понимать термины: вещество, тело, определять цену деления прибора. Дать представление о погрешности.

Камертон, магнит, гвоздик, линза, Разряд, выпрямитель на 12 В, спираль-резистор.

1

§1-3, Л. №5, 12

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность измерений.

Мензурка.

1

§4,5, Л. №5, 12

3/3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Мензурка, сосуд с водой.

2

Повт. §1-5, Л. №31-33.

4/4

Физика и техника.

Таблицы, портреты ученых.

3

§6, задание 1,             Л. №37- по желанию.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы.

Создание представлений  о строении вещества и опытными доказательствами.

Научить объяснять механические свойства твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжения молекул

Шар Гравезанда, марганец, сосуды, сосуд с водой

1

§7-8, Л. №53-54,  

Лаб. раб №2

6/2

Лабораторная работа №2   «Измерение размеров малых тел».

Линейка, зерна проса, горох, фотография молекул.

2

Л. №23, 34,          

 № 42*--по желанию

7/3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

§9, задание 2 (1),

Л. №66.

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Свинцовые цилиндры, штатив, грузы по 100 г, пружина, 2 стекла, сосуд с водой, стекло с парафином.

1

§10, упр.2(1),

Л. №74,80,83*.

9/5

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Сообщающиеся сосуды, резиновый шарик, брусок.

1

§11-12, задание 3, Л. №84.

10/6

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения  о строении вещества».

4

Л. №65, 67, 77-79,  81-82.

Тема З. Взаимодействие тел (21ч).

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Формирование основных понятий механики.

Тележка, брусок

1

§13-14, задание 4,

 Л. №99    №101*,

103*.по желанию

12/2

Скорость. Единицы скорости.

Научить вычислять скорость тел и делать перевод ее значения из одних единиц измерения в другие.

Штатив, желоб, шарик, секундомер.

1

§15, упр.4 (1,4),

 Л. №130*.

13/3

Расчёт пути и времени движения. Решение задач.

Закрепить навыки оформления задач, научить решать задачи по использованию формулы скорости.

1

§ 16, упр.5 (2, 4),

Л. № 128*.

14/4

Явление инерции. Решение задач.

Дать понятие инерции, научить объяснять ее проявление в быту и технике.

Тележка, брусок.

1

§17.

15/5

Взаимодействие тел.

Выработать представление о причинах изменения скорости тела.

2 тележки с пружиной, нитка, спички.

1

§18, Л. №167, 169

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Формирование понятия массы тела.

Тела, рычажные весы, разновесы.

1

§19-20, упр.6 (1,3),     Л. №173*- по желанию

17/7

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Изучить правила взвешивания и научить пользоваться рычажными весами для определения массы тела.

Весы рычажные, разновесы, взвешиваемые тела

2

Л. №182,                       Л. № 176* -по желанию

18/8

Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела».

Научить определять объем тела с помощью мензурки.

Мензурка, сосуд с водой, 3 тела неправильной формы.

2

Л.№120, 178*

19/9

Плотность вещества.

Формирование понятия плотность тела. Научить вычислять плотность и делать перевод ее значения из одних единиц измерения в другие.

Тела одинакового объема, но разной массы, рычажные весы.

1

§21, упр.13 (1-2),

Л. №225

20/10

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

Научить вычислять плотность тел на практике.

Весы рычажные, разновесы, алюминиевый цилиндр, мензурка, сосуд с водой, нитка.

2

Повт. §16,21,

Л. 117,218

21/11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Научить решать задачи, используя формулу плотности.

Брусок из алюминия (с помощью линейки вычислить объем и, зная плотность найти массу).

1

§22, Л. №243*.

22/12

Решение задач.

Закрепление знаний по изученной теме.

3

Упр.8 (3,4), Л. №234*

23/13

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

5

Повт. §16,21,22

24/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Знакомство с понятием силы, как причины изменения скорости тела, явлением тяготения, научить изображать силу вообще и силу тяжести в частности.

Шарик, тележка, прибор для демонстрации деформаций.

1

§23-24, Л. №251-253.

25/15

Сила упругости. Закон Гука.

Формирование представлений о силе упругости и причинах ее возникновения, знакомство с законом Гука.

Штатив, пружина, грузы по 100 г, прибор для демонстрации деформаций

1

§25, Л. №267, 268.     Л. № 242* по желанию.

26/16

Вес тела.

Формирование представлений о весе тела и его отличия от силы тяжести.

Штатив, пружина, груз массой 1 кг и 100 г, прибор для демонстр деформаций. резиновый шнур.

1

§26. Л. №273, 274.

27/17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Ввести единицы измерения силы. Научить вычислять силу тяжести и веса тела.

Динамометр, грузы по 100 г.

1

§27, упр.9 (1,3).

 Лаб. раб. №6

28/18

Динамометр.

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Научить конструировать динамометр и пользоваться им.

Динамометр, грузы по 100 г, линейка, лист бумаги, штатив с лапкой и кольцом.

2

§28, упр.10 (1,3),

Л. №287*

29/19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Научить находить равнодействующую двух сил, направленных вдоль одной прямой.

Динамометр демонстрационный и лабораторный, штатив, грузы по 100 г, нитка.

1

§29.упр. 11(2-3),

Л. №301*

30/20

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Формирование представлений о силе трения и причинах ее возникновения, познакомить с видами сил трения, показать учет и использование в повседневной жизни и технике.

Трибометр, брусок, динамометр, грузы по 100 г.

1

§30-31, по тетради к конт. раб.

31/21

Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме

5

§32.

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов  (23 ч)

32/1

Давление. Единицы давления.

Научить понимать от чего еще зависит результат действия силы, вычислять давление.

Кусок пластилина, тонкая проволока, груз массой 1 кг на капроновой нити, палочка(для переноса груза)

1

§33, упр.12 (2-3)

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

Научить решать качественные  и расчетные задачи по данной теме.

Груз массой 1 кг на днище наклеена бумага в квадратных сантиметрах.

2

§34, упр.13,задание 6

34/3

Давление газа.

Научить понимать механизм возникновения давления газа.

Шар Паскаля, дно которого закрыто резиновой пленкой.

1

§35, Л. №372, 378, 376

35/4

Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.  

Познакомить с законом Паскаля как свойством жидкости или газа.

Шар Паскаля.

1

§36, упр.14 (2,4), задание 7.

36/5

Контрольная работа №3   по теме «Давление. Закон Паскаля».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

5

§37, самостоятельно

37/6

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Научить вычислять давление столба жидкости.

Переливание воды из узкого сосуда в широкий (изменились вес и давление), груз на нити опустить в сосуд с водой не касаясь дня.

1

§38, упр.15 (1 для воды и керосина, 3*), задание 8 (2, 1 *).

38/7

Решение задач.

Закрепление навыков решения задач.

2

§37-38 - повторить,

 Л. №504-507 [412-415], §4* на с. 177.

39/8

Сообщающиеся  сосуды.

Познакомить учащихся с законом сообщающихся сосудов и его использованием.

Сообщающиеся  сосуды разной формы и сечения, две трубки, соединенные резиновым шлангом, подкрашенная вода в сосуде.

1

§39, задание 9.

40/9

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Доказать существование атмосферного давления. Научить понимать причины наличия или отсутствия атмосферы у планет.

Подкрашенная вода в сосуде. насос от шара Паскаля, стеклянный шар, стеклянная трубка.

1

§40-41, упр.17-18, задание 10

41/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Познакомить учащихся с методом измерения атмосферного давления.

Подкрашенная вода в сосуде. насос от шара Паскаля, таблица.

1

§42, упр.19 (4), задание 11.

42/11

Барометр-анероид.    Атмосферное давление на различных высотах.

Познакомить с устройством и работой барометра, научить им пользоваться.

Барометр-анероид, таблица.

1

§43,44, упр.20,

 упр.21 (1-2).

43/12

Манометры.

Поршневой жидкостный насос.

Познакомить с устройством и работой манометра, научить им пользоваться.

Познакомить с устройством и принципами действия поршневого насоса и его использованием.

Металлический манометр, таблица, жидкостный манометр.

1

§45, Л. № 513.

Упр.19 (3, 5),

§46, упр.22 (2)

44/13

Гидравлический пресс.

Познакомить с устройством и принципами действия гидравлического пресса и его использованием.

Гидравлический пресс.

1

§47, Л. №406

45/14

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

§ 36 -47

46/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Познакомить с особенностями давления жидкости или газа и причиной возникновения выталкивающей силы.

Сосуд с водой, динамометр, тело на нити.

1

47/16

Архимедова сила.

Научить вычислять выталкивающую силу двумя способами.

Ведерко Архимеда, штатив, сосуд с водой.

1

§49, упр.24 (3). Подготовиться к л/р. №7.

48/17

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Закрепление практических умений вычисления выталкивающей силы.

Сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором соли, динамометр, тела на нити.

2

§49 – повторить, упр.24 (2, 4), §8* на

 стр. 183.

49/18

Плавание тел

Познакомить с условиями плавания тел через плотность и силы.

Сосуд с водой, тела из дерева и стали одинакового объема, сосуд с водой, сосуд с насыщенным раствором соли, картофелина.

1

§50, упр.25(3-5)

50/19

Решение задач (на определение архимедовой силы и  условия плавания тел).

Научить решать задачи на определение архимедовой силы и использование условия плавания тел.

2

Лаб. раб..№8. Устно: Л. №515. 520-521, 524.

51/20

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Опытная проверка условия плавания тел.

Весы, разновесы, сосуд с песком, пробирка на нити, закрытая пробкой, цилиндрический сосуд.

2

§50 – повторить

 Л. №539.

52/21

Плавание судов.

Воздухоплавание.

Показать применение архимедовой силы, познакомить с понятиями грузоподъемность, водоизмещение, ватерлиния и др.

Показать применение архимедовой силы, познакомить с понятием подъемная сила.

Коробка из фольги плавает, а скомканная тонет.

1

§51, упр.26 (1-2)

§52, упр.27 (2), Л.№566

53/22

Повторение темы.

Закрепление навыков решения задач, подготовка к контрольной работе.

3

Л. № 563-564, 568

54/23

Контрольная работа №4 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме..

5

Задание 16.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

55/1

Механическая работа.

Познакомить с понятием работа, научить ее вычислять.

Трибометр, динамометр, линейка.

1

§53, упр.28 (3-4)

56/2

Мощность.

Познакомить с понятием мощность, научить ее вычислять.

1

§54, упр.29 (3, 6)

57/3

Простые механизмы. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге.

Дать представление о простых механизмах. Показать, от чего еще зависит действие силы. Научить пользоваться правилом рычага.

Рычаг – линейка на штативе, грузы по 100 г, линейка. Палка, груз, массой 1 кг (удержать на вытянутой рук

1

§55-56, Л. №636 [627], 737* [628*],

задание 18 (2).

58/4

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Дать условие равновесия рычага, используя момент силы, показать применение рычагов в природе и технике.

Рычаг – линейка на штативе, грузы по 100 г, линейка.

1

§57, упр.30 (2). Под готовиться к л/р. №9.

59/5

Лабораторная работа  №9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Практическая проверка условия равновесия рычага.

Рычаг – линейка на штативе, грузы по 100 г, линейка.

2

§58, упр.30 (1.3-4)

60/6

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Научить понимать причины различия между использованием подвижного и неподвижного блока. Познакомить с «золотым правилом» механики.

Неподвижный и подвижный блоки, динамометр, капроновая нить, груз массой 100 г.

1

§59-60, упр.31 (5), задание 19*.

61/7

Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач (на «золотое правило» механики).

Показать, что полезная работа всегда меньше полной, познакомить с характеристикой полезности механизма.

Штатив, дощечка, линейка, динамометр, брусок.

1

§58-60 повт-ть, Л. №657.  

62/8

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Показать, что полезная работа всегда меньше полной, научить вычислять КПД наклонной плоскости.

Штатив, дощечка, линейка, динамометр, брусок.

2

§61, Л. №673.

63/9

Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность».

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

5

§13 -22 повт-ть,

64/10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия Решение задач (на определение КПД простых механизмов).

Дать понятие энергии. механической энергии и ее видов. Закрепление навыков решения задач.

Шарик, брусок, пружина, резиновый шнур.

1

§62-63, упр.32 (1,4).

Л. № 674, 677.

65/11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

Знакомство с превращением механической энергии и законом сохранения.

Штатив, пружина, грузы по 100 г.

1

Л. №680

66/12

Решение задач.

Закрепления навыков решения задач

2

Формулы

67/13

 Итоговая  контрольная работа №6

Контроль и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме.

5

§13 -22 повт-ть,

68/1

Повторение  темы «Механическое движение», «Плотность»

Повторение темы «Механическое движение», «Плотность».

4

Работа над ошибками к/р. №6. §33 -38 повт

69/2

Повторение темы «Давление».

Повторение темы «Давление».

4

§48 52 повт-ть,

70/3

Повторение темы «Сила Архимеда. Условия плавания тел.».

Повторение темы «Сила Архимеда. Условия плавания тел.».

4


Содержание изучаемого курса

1. Физика и физические методы изучения природы (4 ч)

      Что изучает физика. Физические явления. Методы научного познания. Наблюдения, опыты, измерения, гипотеза, эксперимент, закон. Международная система единиц. Погрешности измерений.

2. Первоначальное строение вещества  (6 ч)

      Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.

3.Взаимодействие тел  (21 ч)

      Механическое движение. Тело отсчета. Относительность движения. Материальная точка (частица). Траектория и путь. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость.
      Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Изменение массы тела с помощью весов. Плотность. Явление тяготения. Сила. Сила тяжести. Сила возникающая при деформации. Связь между силой тяжести и массой. Свободное падение. Равнодействующая сила. Деформации тел. Сила упругости. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Графическое изображение силы. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов  (23 ч)

      Давление и сила давления. Давление твердых тел. Давление газа. Применение сжатого воздуха. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов. Атмосфера Земли. Атмосферное давление и его измерение. Барометры и манометры. Водопровод. Насос. Гидравлический пресс. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание. Экологические проблемы водного и воздушного транспорта.

5.Работа и мощность  (13 ч)

      Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия тел. Виды равновесия. Правило моментов. «Золотое правило» механики. Превращение одного вида механической энергии в другой. Коэффициент полезного действия. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Формы и средства контроля

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные уроки и тесты

1

Физика и физические методы изучения природы

4

-

Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки»

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

 1ч

  -

Л/работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

3

Взаимодействие тел

21

Л/работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа № 4 «Измерение объема твердого тела »

Л/работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела »

Л/работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Контрольная работа№1 по теме

«Механическое движение.

Масса тела.

Плотность вещества»

Контрольная работа№2 «Сила. Равнодействующая сила. »

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

Л/работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Л/работа №8 «Выяснение условий плавания тел»

Контрольная работа№3 по теме «Давление твердых тел.Закон Паскаля»

Контрольная работа№4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

5

Работа и мощность. Энергия

13

Л/работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Л/работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа №5 «Работа и мощность».

Итоговая  контрольная работа №6

Резерв

3

Итого

70

10

6

Перечень учебно-методических средств

1. Основная литература

ПРОГРАММА

Автор

Название

Издательство

Год

Е. М. Гутник,

А.В. Перышкин

Физика.

 7-9 классы

  «Дрофа»

   2009

УЧЕБНИК

Автор

Название

Издательство

Год

А. В. Перышкин

Физика 7 класс

« Дрофа»

        2008

2. Дополнительная литература

   Лукашик В.И

«Сборник задач по физике»                                      

«Просвещение»

1997

     Кирик Л.А                                                                                                      

Физика 7 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы

Илекса,

2004

 Орлов В.А.

Тематические тесты по физике 7-8 класс            

«Вербум - М»,

2000

 Орлова  Л.А                                                                                              

Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы»

ВАКО

2006

Покровский  А.А.

Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе

«Просвещение»

1980

 Усова  А.В.

Методика преподавания физики в 7-8 классах»    

«Просвещение»

1990

Хижнякова Л.С.  и др.                      

Планирование учебного процесса по физике в средней школе

«Просвещение»

1982

 Хорошавин  С.А.

Физический эксперимент в средней школе

«Просвещение»

1988

Шилов  В.Ф.

Техника безопасности в кабинете физики    

«Просвещение»

1980

3. Оборудование и приборы

Класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

7 класс

Определение цены деления измерительного прибора.

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1

· Стакан с водой – 1

· Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

Определение размеров малых тел.

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

· Иголка – 1

Измерение массы тела на рычажных весах.

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

Измерение объема тела.

· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

Определение плотности вещества твердого тела.

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

· Динамометр – 1

· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

· Тела разного объема – 2

· Стакан – 2

Выяснение условий плавания тела в жидкости.

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Сухой песок – 1

Выяснение условия равновесия рычага.

· Рычаг на штативе – 1

· Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Линамометр – 1

Определение КПД при подъеме тела  по наклонной плоскости.

· Доска – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Брусок – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1

Мультимедийные  пособия

Название

Издательство

Год

Ученический эксперимент по физике «Молекулярная физика и термодинамика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Электродинамика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Механика»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Ученический эксперимент по физике «Квантовые явления»

ФГУП «Центр МНТП»

2003

Физика 7 -11

Дрофа, Формоза

2003

Физика 7 -11

ГУРЦ ЭМТО

2004

Живая физика

Формоза

2003

Открытая физика

ООО «Физикон»

2001

Физика 7 -11

ООО «Физикон»

2003

Уроки физики 7-11 классы

Глобус

2010

Приложение

Контрольная работа № 1.

Средняя скорость. Масса. Плотность. Явление инерции.

1 вариант

1. Вычислите, какое расстояние проедет поезд за 1 ч, если его скорость равна 30 м/с.

2. Автобус проезжает 10 км, по городу, и затрачивает на это 40 мин, включая остановки. Определите среднюю скорость движения автобуса.

3. Определите массу стального кубика со стороной 5 см, если плотность стали 7800 кг/м3.

4. Деревянная отливка имеет массу 4 кг. Какова масса стальной отливки, если у дерева  = 500 кг/м3.

5. Мяч, лежавший на столе вагона, покатился вперед по направлению движения вагона. Как изменилось движение поезда? Объяснить.

2 вариант

1. Средняя скорость движения автомобиля 20 м/с. Определите расстояние, которое пройдет автомобиль за время равное 1 мин.

2. За какое время плот на реке пройдет расстояние 150 м/с, если скорость течения 0,5 м/с.

3. Какую массу имеет кубик из дерева с ребром 10 см, если плотность дерева 400 кг/м3?

4. Масса канистры, заполненной бензином, равна 24 кг, масса этой канистры заполненной водой равна 29 кг. Какова масса пустой канистры?

5. Почему капли дождя слетают с одежды при ее встряхивании?

Приложение

Контрольная работа № 2.

«Сила. Равнодействующая сила. »

1 вариант

  1. Найдите жесткость пружины, если она удлинилась на 3см, когда на неё подвесили груз массой 150 кг.

  1. Человек массой 69 кг держит на плечах ящик массой 21 кг. С какой силой человек давит на землю.

  1.  Тюк сена спрессованный пресс подборщиком имеет массу 40 кг, длиной 90 см, шириной 40 см, высотой 55 см. Найдите плотность сена.

  1.  Какой объем воды находится в сосуде, если на него действует сила тяжести 500 Н.

  1.  Конькобежец первый круг в 500м пробежал за 45 с,  а второй за 48 см. Найдите среднюю скорость конькобежца за все время.

2 вариант

  1. Найдите жесткость пружины, если она удлинилась на 2см, когда на неё подвесили груз массой 80кг.

  1. Человек массой 72 кг держит на плечах ящик массой 19 кг. С какой силой человек давит на землю.

  1. Лист кровельной стали длиной 1420мм, шириной 710мм,высотой 0.51мм,  массой 3.98кг.  Определите, плотность стали.

  1. Какой объем бензина находится в сосуде, если на него действует сила тяжести 400 Н.

  1. Первую половину пути машина прошла за 5ч, а вторую за 8ч. Найдите среднюю скорость машины за время движения, если путь 340 км.

Приложение

Контрольная работа№3 

по теме «Давление твердых тел.Закон Паскаля»

1 вариант

  1. Колонна массой 5 т производит на опору давление 50 кПа. Определите площадь
    колонны.
  2. Трактор оказывает на почву давление 40кПа. Определите его массу если известно, что
    опорная площадь его одной гусеницы составляет 640 см
    2 .
  3. Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву,
    если ширина ее лезвия 20 см, а толщина режущего края 0,5 мм?
  4. Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 47 кг, а площадь подошв
    его обуви 320 см
    2?
  5. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?

2 вариант

  1. Трактор оказывает на почву давление 55000Па . Опорная площадь обеих его гусениц равна 1,6 м2. Определите массу трактора.
  2. Гранитная плита массой 480 кг лежит на земле опираясь на грань а=1,3м и в= 0,7м. Определите давление плиты на землю.
  3. Мальчик массой 45кг стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,5м, а ширина 10см. Какое давление оказывает мальчик на снег?
  4. Какое давление на>пол производит мальчик, масса которого 45 кг, а площадь подошв его обуви 310 см2?
  5. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?

Приложение

Контрольная работа№4

 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1 вар

1.Брусок длина которого 30см, ширина 30см, высота 6 см имеет массу 5.6 кг. Определите вес этого бруска в воде.

2.Определите выталкивающую силу действующую на стальной брусок массой 320 г погруженного в воду.

3.Какую силу надо приложить, чтобы удержать под водой гранитную плиту массой 740 кг.

4.Тело массой 300г имеет объем 200 см. Утонет ли это тело в нефти? Какова архимедова сила действующая на него?

5.У подножья горы барометр показывает 760мм.рт.ст., а на её вершине 68 мм.рт.ст. Определите высоту горы.

2 вар

1. Брусок длина которого 40см, ширина 40см, высота 6 см имеет массу 9.8кг. Определите вес этого бруска в воде.

2.Определите выталкивающую силу действующую на стальной брусок массой 520 г погруженного в воду.

3.Какую        силу надо приложить, чтобы удержать под водой кирпич массой 540 кг.

4.Тело        массой 400г имеет объем 350 см. Утонет ли это тело в керосине? Какова архимедова сила действующая на него?

5.У        подножья горы барометр показывает 760мм.рт.ст., а на её вершине 105 мм.рт.ст. Определите высоту горы.

Приложение

Контрольная работа №5

 «Работа и мощность».

I

  1. Плечи рычага, находящегося в равновесии, равны 10 см и 60 см. Большая сила, действующая на рычаг, равна 12 Н. Определите меньшую силу.
  2. Человек поднимает за 15 с из колодца глубиной 10 м ведро воды массой 12 кг. Какую мощность он при этом раз вивает?
  3. Тело массой 8 кг равномерно поднимают на высоту 120 см. Определите работу, совершенную при подъеме.

II

  1. Определите работу, совершаемую шагающим экскавато ром, если за один прием он поднимает грунт объемом 14 м3 на высоту 20 м. Плотность грунта равна 1500 кг/м3.
  2. Насос поднимает воду объемом 9 м3 на высоту 2,5 м за 5 с. Определите его мощность.
  3. Длина рычага равна 10м. На концы рычага действуют силы 1 Н и 9 Н. На каком расстоянии от места приложения меньшей силы располагается точка опоры, если рычаг нахо дится в равновесии?

Вариант 1                                                                                                                    Вариант 2

I

1.При помощи кусачек перекусывают гвоздь. Рука сжи мает кусачки с силой 200 Н. Расстояние от оси враще ния кусачек до гвоздя равно 2 см, а до точки приложения силы руки — 16 см. Определите силу, действующую на гвоздь.

2.При кратковременных усилиях человек массой 75 кг может без труда за 6 с взбежать по лестнице на высоту 12 м. Определите мощность, развиваемую человеком.

3.Мяч массой 20 г брошен вертикально вверх. Определи те работу силы тяжести при подъеме мяча на высоту 4 м.

   II

  1. Атомный ледокол, развивая мощность 32,4 МВт, про шел во льдах путь 20 км за 5 ч. Определите среднюю силу сопротивления движению ледокола.
  2. Какую работу совершит насос за время, равное 1 ч, если за 1 с он поднимает на высоту 4 м воду объемом 5 л?
  3. На концы рычага действуют силы 4 Н и 20 Н. Длина рычага равна 60 см. На каком расстоянии от места прило жения большей силы располагается точка опоры, если ры чаг находится в равновесии?


Приложение

Контрольная работа №6

Задание в тестовой форме за год 7 класс.

Вариант 1.


При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


       1.Установите соответствие:

I.

Стальной шарик -

1.

физическое тело

II.

Диффузия -

2.

физическая величина

III.

Молекула -

3.

физическое явление

IV.

Расстояние -

V.

Объем -

                                                                                                                               

                         

                                       Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___   V.___

  1. 2.Укажите название приборов, предназначенных для измерения следующих физических   величин.

I.

Масса

1.

Мензурка.

II.

Сила

2.

Секундомер

III.

Скорость

3.

Термометр.

IV.

Температура

4.

Динамометр.

V.

Объем тел неправильной формы

5.

Рычажные весы.

VI.

Давление

6.

Спидометр

7.

Барометр

                                 Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___   V.___VI.____

 3.Установить соответствие.

Величина

Формула

1.

F

А)

abc

2.

ρ

Б)

s/t

3.

υ

В)

mg

4.

v

Г)

m/v

5.

р

Д)

mv

Е)

F/S

                             Ответ: 1. ____   2. ____   3. ____   4. ____5._____

  1. Плотность цинка равна 7100 кг/м3. Чему равна плотность цинка в г/см3?

               А). 7,1 г/см3        Б). 7100000 г/см3      В). 0,0071 г/см3       Г). 0  

  1. Укажите единицы измерения следующих физических величин:

I.

Масса

1.

м3

II.

Сила

2.

Н

III.

Плотность

3.

кг

IV.

Объем

4.

кг/м3

V.

Скорость

5.

м/с

VI.

Площадь

6.

м

VII

Давление

7.

м2        

 

8.

Па

                            Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___  V.___   VI.___ VII._____

         6. На рисунке дан график пути равномерного движения. Определите по графику скорость движения.  

        А) 10 м/с

        Б) 20 м/с

        В) 30 м/с

        Г) 40 м/с

       7. Чему равна цена деления измерительного цилиндра, изображенного на рисунке?

8. Чему равна равнодействующая трех сил, приложенных к телу в точке А? Куда она направлена?

        

           А) 2Н, вправо       Б) 1Н, влево       В) 5Н, вправо       Г) 3Н, влево

9. Кусок металла массой 461,5г имеет объем 65 см3. Чему равна плотность вещества?

                  А) 461,5 г/см3       Б) 65 г/см3       В) 7,1 г/см3        Г) ≈0.1 г/см3

10. Автомобиль движется равномерно. Используя рисунок, определите силу  тяги, действующую на автомобиль.

                                                                                          

                  А) 100Н       Б) 600Н      В) 500Н       Г) 0


11. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет свой объем и  форму?

А) в жидком;      Б) в твердом;      В) в газообразном;    

Г) или в жидком или в газообразном.

12. Как называется явление, при котором соприкасающиеся вещества сами собой   смешиваются друг с другом?

        А) кипение;       Б) диффузия;        В) таяние;        Г) плавление.

13. На рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна сосудов равны. Сравните давления p1 , p2 и p3 жидкости на дно сосуда

А) p1= p2= p3

Б) p1< p2<p3

В) p1= p2< p3

Г) p1= p2> p3

14. Рычаг находится в равновесии, если отношение плеч сил F1 и F2 равно:

                             А) 0      Б) 1       В) 2:5        Г) 5:2

15. Потенциальная энергия какого из поднятых над землей камней больше— в случае а? в случае б?

1)  1

2)  2

3) одинакова

4) недостаточно данных для ответа

Ответ: а ____________;

            б _______________

16. В  каком положении брусок производит наибольшее давление?              

А) в первом               Б) во втором          

В) в третьем          Г) во всех одинаково

17. Чему примерно равна Архимедова сила, действующая на тело объемом 2 м3, полностью погруженное в жидкость плотностью 1000 кг/м3?

А)2000Н        Б) 5000 Н    В) 10000 Н     Г) 20000 Н

18. Шприцом набирают воду из стакана. Почему вода поднимается вслед за поршнем?

А) Молекулы воды притягиваются молекулами поршня

Б) Поршень своим движением увлекает воду

В) При подъеме между поршнем и водой образуется безвоздушное пространство, куда под давлением наружного воздуха устремляется вода

Г) Среди приведенных объяснений нет правильного


Фамилия, имя _______________________________________________

Задание в тестовой форме за год 7 класс.

Вариант 2.


При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


  1. Укажите единицы измерения следующих физических величин:

I.

Масса

1.

м3

II.

Сила

2.

Па

III.

Плотность

3.

кг

IV.

Объем

4.

кг/м3

V.

Скорость

5.

м/с

VI.

Площадь

6.

м

VII.

Давление

7.

м2        

8.

Н

                    Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___   V.___   VI.___VII._______

  1. Тело движется равномерно и прямолинейно со скоростью 54 км/ч. Чему равна скорость тела, выраженная в м/с?

              А) 15 м/с       Б) 54 м/с       В) 54000 м/с       Г) 0,015 м/с.

3. Составьте простые предложения.

I.

Скорость

1.

физическое тело

II.

Движение

2.

физическая величина

III.

Тележка

3.

физическое явление

IV.

Масса

V.

Путь

                                 Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___   V.___

 

  1. На рисунке дан график пути равномерного движения. Определите по графику  
  2. скорость движения

                                                                      А) 350 км/ч         Б) 6 км/ч        В) 50 км/ч        Г) 50 м/с

5. Укажите название приборов, предназначенных для измерения следующих физических величин.

I.

Мензурка.

1.

Масса

II.

Спидометр.

2.

Сила

III.

Термометр.

3.

Скорость

IV.

Динамометр.

4.

Температура

V.

Рычажные весы.

5.

Объем тел неправильной формы

VI.

Барометр

6.

Давление

7.

Время

 

                           

                     

                   Ответ: I.___   II.___   III.___   IV.___   V.___ VI.________  

6.Установить соответствие.

Величина

Формула

1.

F

А)

abc

2.

ρ

Б)

s/t

3.

υ

В)

mg

4.

v

Г)

m/v

5.

р

Д)

mv

Е)

F/S

   

                                  Ответ: 1.___   2.___   3.___   4.____5._____

7. Чему равна цена деления измерительного цилиндра, изображенного на  рисунке?

8. Чему равна равнодействующая трех сил, приложенных к телу в точке А? Куда она направлена?

                                                                                 

                    А) 2Н, влево       Б) 1Н, влево      В) 5Н, вправо      Г) 3Н, вправо   

9. В аквариум вместимостью 15 м3 налита вода. Какова масса воды в аквариуме? Плотность воды примите равной 1000 кг/м3.

А) 15000 кг       Б) 0,015 кг       В) 15 кг        Г) 1000 кг

10. Используя рисунок, определите силу тяги, действующую на лодку.

      Масштаб: 1 деление =1,5 Н

                                                                                     

                        А) 4 Н       Б) 6 Н       В) 1,5 Н      Г) 40 Н

11. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет объем, но легко меняет форму?

       А) в твердом;     Б) В жидком;   В) в газообразном;  

       Г) или в жидком или в газообразном.

12. В каких телах диффузия при одинаковых температурах происходит быстрее?

       А) в газах;                      Б) в жидкостях;      

       В) в твердых телах;       Г) во всех одинаково.

13. На  рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна сосудов равны. Сравните давления p1 , p2 и p3 жидкости на дно сосуда

     

А) p1< p2<p3

Б) p1= p2< p3               В) p1= p2= p3                  Г) p1= p2> p3

14. Рычаг находится в равновесии, если отношение сил F1 и F2 равно:

           А) 0   Б) 1   В)  2:5   Г)   5:2

15.  Какой из грузовиков обладает большей кинетической энергией в случае а? в случае б?

1)  1

2)  2

3) одинакова

4) недостаточно данных для ответа

Ответ: а _____________;

            б ________________

16. Чему примерно равна Архимедова сила, действующая на тело объемом 2 м3, наполовину погруженное в жидкость плотностью 1000 кг/м3?

А)2000Н        Б) 5000 Н    В) 10000 Н      Г) 20000 Н

17. Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, больше архимедовой силы, то тело…

А). Всплывает            В). Находится в равновесии в любом месте жидкости          

Б). Тонет                     Г). Плавает на поверхности жидкости

18.  В  каком положении брусок производит наименьшее давление?

А) в первом               Б) во втором

В) в третьем       Г) во всех одинаково

Вариант1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ правильного ответа

I –1

II –3

III –1

IV –2

V -2

I –5

II –4

III –6

IV –3

V –1

VI -7

1 –В

2 –Г

3 –Б

4 –А

5 -Е

А

I –3

II –2

III –4

IV –1

V –5

VI –7

VII -8

А

В

В

В

Б

Б

Б

А

В

а -1

б - 1

А

Г

В

Вариант 2

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ правильного ответа

I –3

II –8

III –4

IV –1

V –5

VI –7

VII -2

А

I –2

II –3

III –1

IV –2

V - 2

В

I –5

II –3

III –4

IV –2

V –1

VI -6

1 –В

2 –Г

3 –Б

4 –А

5 -Е

Б

В

А

Б

Б

А

Г

а - 1

б - 2

В

Б

В

Вариант 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Баллы

5

6

5

1

7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Вариант 2

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Баллы

7

1

5

1

6

5

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

Критерии оценивания:

Меньше 18 баллов – 2

          19-27 баллов – 3

       28 – 35 баллов – 4           36-38 баллов - 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...