конспект урока по физике по теме "Изобретение радио"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Конспект урока позволяет провести урок по теме "Изобретение радио" . Урок расчитан на 80 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД   УРОКА:

I. Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя :

Человек живет в океане электромагнитных волн. Его ежедневно, ежечасно окружают различные излучения. Одним из самых известных являются радиоволны.

Это э/м волны с длиной волны от долей миллиметра до нескольких километров. Название волн определено по их предназначению и для радиоволн характерны все свойства э/м волн. Получение и регистрация э/м волн подтолкнуло физиков и техников всего мира к поискам средств совершенствования излучателя и приемника, практического использования этих устройств. И, когда 7 мая 1895 года А. С. Попов продемонстрировал удобный прибор для приема э/м волн, началась эра радио.

II. Актуализации опорных знаний:      ( в форме фронтального опроса)

Преподаватель :        Но прежде, чем мы будем говорить об изобретении радио А. С. Поповым, нам надо вспомнить:

  1. Что такое электромагнитные волны?
  2. Кто теоретически доказал существование электромагнитных волн?
  3. Кто получил электромагнитные волны на практике?
  4. Как называется система, в которой получают электромагнитные волны?
  5. Перечислить свойства электромагнитных волн.

   III. Объяснение нового материала

Просмотр видеофрагмента «Классификация  радиочастот»(5 минут)

Преподаватель :

Радиоволны находят широкое применение в жизни и деятельности человека. Они применяются в радиовещании, телевидении, радиолокации, радиоастрономии, радиосвязи.

СДВ (супердлинные волны) – они слабо поглощаются землей, водой – используются при строительстве туннелей, при подводной и подземной радиосвязи.

ДВ – (длинные волны) – радиосвязь на ограниченных расстояниях при достаточно малой мощности радиостанций.

СВ – (средние волны) – вследствие дифракции способны огибать выпуклую поверхность Земли.

КВ – (короткие волны) – за счет многократных отражений от ионосферы и Земли позволяют обеспечить связь между любыми как угодно далекими пунктами.

УКВ – (ультракороткие волны) – используются для радиосвязи между пунктами в пределах прямой видимости и для связи с космическими кораблями. На волнах длиной 21 см (излучение атомарного водорода) ведутся поиски внеземных цивилизаций.

Интервью

Просмотр видеофрагмента «Изобретение радио А.С.Поповым»

(3 минуты)

Лекция «Принципы радиосвязи»

А еще с помощью э/м волн можно передавать речь, музыку на расстояние. Для осуществления радиосвязи в пункте, из которого передают сообщения, размещают передающее устройство, содержащее радиопередатчик и передающую антенну, а в пункте, принимающем сообщение радиоприемное устройство, содержащее радиоприемник и приемную антенну. Для осуществления радиосвязи звуковые колебания воздуха с помощью микрофона превращаются в электрические колебания той же формы. Однако частота этих колебаний от 20 Гц до 20 кГц, слишком низкая для излучения э/м волны. Поэтому в радиопередатчиках используют генератор высокой частоты (несущей) который генерирует волну высокой частоты, амплитуда которой изменяется с помощью модулятора в соответствии со звуковыми колебаниями.

Модуляция- процесс изменения высокочастотных колебаний, вырабатываемых генератором, с помощью электрических колебаний звуковой частоты.

   Изменение со звуковой частотой амплитуды высокочастотных колебаний называют амплитудной модуляцией.

Детектирование – выделение низкочастотных колебаний из модулированных  колебаний высокой частоты.

Записать в тетрадях основные определения и опорный конспект

Сообщение учащегося (Радиофикация нашей страны)

Первые попытки организовать распространение «газеты без бумаги и без расстояний» предпринимались в первые годы советской власти (1917–18). С 1921 на главных площадях Москвы и ряда других городов размещались громкоговорящие радиотелефонные установки, периодически передававшие сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства.

С 12 окт. 1924 начались ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А.С. Попова в Москве.

С кон. 1920-х гг. радио стало одним из ведущих средств массовой коммуникации. В 1930-е гг. была поставлена масштабная задача радиофикации, под которой понималось развитие проводного радио (установка радиотрансляционных точек по месту жительства и работы граждан

25 марта 1938 началось экспериментальное электронное телевещание в Москве с ул. Шаболовки (где строился телерадиоцентр), в 1939 – регулярное вещание. В 1940 было освоено массовое производство телевизоров «17-Т-1».

В годы Великой Отечественной войны 1941–45 телевизионное вещание прекратилось, но радиовещание, в отличие от многих зарубежных стран, не прерывалось ни на один день и сыграло значительную роль в консолидации сил народа для победы. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, последние известия, «Письма с фронта», а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки. Особое значение радио имело для жителей Ленинграда в период блокады, оповещая о налётах и артобстрелах, о ходе военных действий, транслируя литературные передачи и др. Вещание активно велось на оккупированной территории и, в частности, предназначалось партизанам.

Процесс радиофикации в РСФСР практически завершился к 1948.

С кон. 1940-х гг. подавляющее большинство радиопередач шло в записи.

Послевоенный период можно считать наивысшей фазой развития радиовещания, однако уже в кон. 1940-х в конкуренцию с ним вступило телевидение, развитие которого было приостановлено войной.

Московский телецентр на Шаболовке начал трансляцию 7 мая 1945 и 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание (2 раза в неделю). В 1947 приступил к работе Ленинградский телецентр. С кон. 1940-х гг. началось производство отечественных телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2» и «КВН-49».

С 1960-х гг. телевидение постепенно стало опережать радио. Число телевизоров в семьях за это десятилетие возросло почти в 10 раз. В 1967 было уже четыре программы Центрального телевидения; Госкомитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР (организован в 1957) был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет СМ СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). С 1967 стали регулярными передачи цветного телевидения, в 1967–70 в Москве введён в действие Технический телевизионный центр «Останкино».

В 1960–70-е гг. возникли популярные телепередачи, которые существуют до настоящего времени: «Спокойной ночи, малыши!», «В мире животных», «Клуб путешественников», информационная программа «Время» (в 1991 закрыта, в 1995 возобновлена), «КВН», «Что? Где? Когда?».

Разгадать ребус

В тетради записать

Радиолокация :

Радиолокация – обнаружение, точное определение местонахождения  и скорости объектов с помощью радиоволн.

Для   определения расстояния до цели применяют импульсный режим излучения. Передатчик излучает волны кратковременными импульсами, во время пауз между ними принимает отраженные целью волны. Найти расстояние до цели можно по формуле:

R=ct/2

R – расстояние до цели, м

с – скорость света 300000000 м/с

t – время, с

 Можно ли обмануть радиолокатор? Можно, используя радиопоглощающие материалы, например угольную пыль, каучук, и гофрированные покрытия, на которых радиоизлучение рассеивается диффузно, во все стороны. Можно создать радиопомехи, сбрасывая с самолета полоски алюминиевой фольги или металлизированного волокна. Самой передовой технологией является “STEALTHтехнология” использующая несколько методов снижения рассеивания радиоволн.

Рефлексия:

а)решение задач

Преподаватель :Для того, чтобы каждый из вас почувствовал себя в роли оператора РЛС, решите задачи.

Задача №1. Сигнал радиолокатора возвратился от цели через 3,3* 10-3 с. На каком расстоянии находится цель?

Задача №2. Определите расстояние от Земли до Луны, если при ее радиолокации отраженный импульс возвратился на Землю через 2,56 с от начала его посылки.

б) ответить на вопросы

Какие области применения радиоволн вы знаете?

Кто первый осуществил радиосвязь?

Как называется прибор, чувствующий радиоволны?

 

Заключительное слово учителя : 

Итак, применение радиоволн достаточно широко, а современная наука и техника не стоит на месте, а стремительно движется вперед. Возможности радиодиапазона далеко не исчерпаны и таят в себе огромный потенциал для дальнейших исследований, дальнейшего расширения диапазона. Для этого необходимы новые конструкторские решения. Это значит, что радиоэлектронику ждет великое будущее, и она сыграет значимую роль в развитии цивилизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»

Урок изучения знаний и способов деятельности...

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...

Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс

Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Пояснить связь физики с другими науками.Ввести физические термины: физические явления, физиче...

Конспект урока по физике "Физика и техника. Лабораторная работа "Измерение физических величин"

Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:• обеспечить закрепление изученных знаний; • организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;• р...