Световые явления
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Аксенова Наталья Петровна

Данный материал можно использовать в качестве обобщающего повторения темы: "Световые явления" .

Материал позволяет повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме, показать взаимосвязь наблюдаемых физических явлений с окружающим  миром.

К разработке прилагаются две презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала:

Аксёнова Наталья Петровна, учитель физики  МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е. Цветкова»

 г. Новокузнецка.

Урок – обобщение темы:

 «Световые явления»

(8 класс)

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме, показать взаимосвязь наблюдаемых физических явлений с окружающим  миром.

Демонстрации: мультимедиа проектор, слайды по теме урока

Урок проходит в два этапа:

  1. Фронтальный опрос – в качестве повторения изученного теоретического материала.
  2. Учащимся предлагаются познавательные задания из окружающего мира – в качестве закрепления.

Ход урока:

  1. Фронтальный опрос учащихся (15 мин):
  1. Что такое свет?
  2. Что называется световым лучом?
  3. Как распространяется свет в однородной прозрачной среде?
  4. Что мы называет отражением света?
  5. Назовите виды отражения (зеркальное и диффузное).
  6. Как читается закон отражения света?
  7. Угол между зеркалом и падающим лучом равен 200. Определите угол отражения луча (слайд №1).
  8. Постройте изображение предмета MN, даваемое плоским зеркалом ОО1 

(слайд №2).

  1. Какое явление называют преломлением света?
  2. Укажите на слайде угол падения, отражения и преломления (слайд № 3).
  3. Почему в жаркий день очертания предметов над нагретой почвой кажутся колеблющимися? (слайд № 4)
  4. Укажите дальнейший ход лучей в стеклянной призме (слайд № 5).
  5. Какой прибор называют линзой?
  6. Назовите виды линз.
  7. Какими величинами характеризуются линзы?
  8. Постройте изображение предмета MN, даваемое линзой (слайд № 6).
  9. Какое действие могут оказывать на растения капельки воды на его листьях после дождя или полива в жаркий солнечный день? (слайд № 7)
  10. Назовите известные вам оптические приборы (слайд № 8).

(используется Презентация №1)

  1. Задания, содержащие познавательный материал (25 мин).

(используется Презентация №2)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Световые явления» урок – обобщение 8 класс Разработала : Аксёнова Наталья Петровна, МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е.Цветкова» г. Новокузнецк 2010 г.

Слайд 2

Определите, чему равен угол падения и отражения. 20°

Слайд 3

Постройте изображение предмета MN , даваемое плоским зеркалом : M N

Слайд 4

Укажите угол падения, отражения и преломления:

Слайд 5

Почему у костра очертания предметов кажутся колеблющимися?

Слайд 6

Укажите дальнейший ход лучей в стеклянной призме:

Слайд 7

Постройте изображение предмета MN , даваемое линзой: M N

Слайд 8

Какое действие могут оказывать на растения капельки воды на его листьях после дождя или полива в жаркий солнечный день?

Слайд 9

Мир оптических приборов:

Слайд 10

Спасибо за ответы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Световые явления» задания 8 класс Разработала : Аксёнова Наталья Петровна, МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е. Цветкова» г. Новокузнецк 2010 г.

Слайд 2

Задания от клуба: «Юные звездочёты». 1.Почему днём не видно звёзд? 2.Почему мы частично видим и ту область Луны, на которую не попадают прямые солнечные лучи? 3.Как бы мы видели звёздное небо, если бы земная атмосфера исчезла?

Слайд 3

ОТВЕТЫ: 1.Солнечные свет днём интенсивен и та его видимая часть, которая рассеивается атмосферой, ярче света звёзд. 2.Так как она освещается солнечными лучами, отражёнными от земной поверхности. 3.Так как свет преломляется в атмосфере планеты, звёзды нам кажутся выше над горизонтом, чем это есть на самом деле. Поэтому, без атмосферы, звёзды стали бы наблюдаться ближе к горизонту – кроме тех, которые находятся в зените.

Слайд 4

Задания от братьев Шумахеров: 1.Почему в летний солнечный день асфальтовое шоссе блестит, если на него мы будем смотреть вдаль? 2.Почему от света фар лужа на асфальте ночью кажется нам водителям тёмным пятном? 3.Известно, что боковые зеркала наших авто слегка выпуклые. Почему? Ведь так это неудобно!

Слайд 5

ОТВЕТЫ: 1.Асфальт в таких местах сильно нагревается, возле него воздух становится тёплым, т.е. оптически менее плотным. Это условие для полного отражения. Солнечные лучи в таких местах отражаются, как от зеркала. 2.Потому, что свет от фар не попадает в глаза при отражении от гладкой поверхности луж. 3.Чтобы увеличить угол обзора. Неудобство состоит в том, что изображения в таких зеркалах получаются искажёнными.

Слайд 6

Задания от нас, домохозяек: 1.Маринованные и солёные огурцы и помидоры, которые находятся в закатанной банке, почему-то выглядят крупнее? 2.Мы, хорошие хозяйки, любим, что бы всё в доме «блестело». Почему это? 3.В посудных шкафчиках на задней стенке всегда плоское зеркало. Для чего это?

Слайд 7

ОТВЕТЫ: 1.Мы видим предметы в банке, как через собирающую линзу, которая даёт увеличенное изображение. 2.Блестящая поверхность – это гладкая и хорошо отражающая поверхность. На ней нет пыли, которая рассеивает свет и в которой могут находиться микробы. 3.Создаётся иллюзия большого объёма шкафа и большого количества предметов. Зеркало – это ещё и дополнительная подсветка.

Слайд 8

Задание от Шерлока Холмса, доктора Ватсона, великого Пуаро и мисс Марпл : 1.Почему по очкам, которые висят на носу человека, можно рассказать о дефектах зрения? 2. Необходимо срочно, хоть одним глазком, увидеть, что же там твориться за высоким сплошным забором. Для этого я, почему-то взял (-а) два плоских зеркала и длинную трубку. 3.Место преступления: сгоревшая веранда. Момент преступления: жаркий солнечный день. Почему виновником я признал (-а), стоящий на подоконнике стеклянный графин с водой?

Слайд 9

ОТВЕТЫ: 1.Если дальнозоркость у человека – линзы в очках собирающие, тогда часть его лица, через эти линзы, выглядит увеличенной. У близорукого человека линзы рассеивающие, а значит, через такие очки глаза кажутся уменьшенными. 2.Сыщик сделал перископ. 3. Графин с водой действовал, как собирающая линза и сфокусировал солнечные лучи на легко воспламеняющемся предмете.

Слайд 10

Задание от литературного кружка «Наследники Музы»: 1.В повести В.Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие строки : «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную зелёную воду, казалось сломанным». Почему висло казалось сломанным? 2.Стихотворение Ф.И.Тютчева: День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака … Почему же вечером тени становятся длиннее?

Слайд 11

3.В романе Г.Хаггарда «Копи царя Соломона» есть такие строки: «С каждой минутой тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры… Луна приобрела медный оттенок, а часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой. Кольцо тени всё больше закрывало Луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска, а багровая мгла сгущалась всё больше и больше…» Какое явление здесь описано и почему Луна вначале была с медным оттенком, а затем стала кроваво-красной?

Слайд 12

ОТВЕТЫ: 1.Преломление световых лучей водой. 2.Из-за увеличения угла падения лучей. 3.Здесь описывается лунное затмение. Лучи красного света рассеиваются атмосферой меньше, они проходят сквозь неё и попадают на Луну, которая оказалась в тени Земли.

Слайд 13

Задания от клуба «Любители фауны»: 1.Для чего кошки легко изменяют зрачки своих глаз? 2.Чем на большей глубине обитают рыбы, тем больший размер глаз они имеют, а вот у обитателей сверх глубин – они вообще живут в полной темноте – глаза либо совсем маленькие, либо полностью отсутствуют. Почему? 3.Тела некоторых личинок насекомых невидимы в воде, но их глаза хорошо заметны в виде тёмных точек. Объясните, почему?

Слайд 14

ОТВЕТЫ: 1.Таким образом кошки приспосабливаются к ночной жизни. Если освещённость предметов мала – зрачок широко раскрывается и в глаза попадает больше световых лучей, это помогает лучше разглядеть предметы. В солнечный день – зрачок узкий и это защищает сетчатку глаза от ожога лучами света. 2.Свет рассеивается и поглощается водой и чем глубже, тем освещённость меньше. На огромных глубинах света вообще нет и рыбы там получают информацию о предметах другими путями – глаза им не нужны. 3.Значит, показатель преломления личинок такой же, как и у воды – и в воде они невидимы. Мы видим их глаза – значит, показатель преломления их вещества отличается от показателя преломления воды.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Световые явления, 8 класс

Световые явления, 8 класс...

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

Решение задач по теме "Световые явления". физика, 8 класс

Решение задач по теме "Световые явления" , презентация по физике для учащихся 8 класса. Можно использовать для повторения в 11 классе. Даны задачи с подробным решением, а также построением....

Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта

Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта...

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»

Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...

Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»

Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...