Световые явления, 8 класс
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
КАРТА ЦЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» (8часов) 8класс
Выполнил: М.В.Корчагин
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»
элементы содержания | знания | понимание | применение | анализ | оценка |
Источники света | -формулировать определение «свет», «источник света» -описать виды источников света -назвать примеры искусственных и естественных источников света | -выделить различия естественных и искусственных источников света -сравнить размеры источника света и предмета -проиллюстрировать признаки точечного источника света | -продемонстрировать модели естественных и искусственных источников света | -распределить источники света по группам, уметь их классифицировать, выделять сходства и различия | -отвечаю на вопрос качественных задач |
Законы оптики: -распространение света -отражение света -преломление света | -назвать формулировку законов оптики -описать явления природы, объясняемые выполнением законов оптики | - сравнить явления природы, установить границы применения каждого из законов оптики -объяснить содержание опыта демонстрации законов оптики | -уметь чертить ход лучей применимо к каждому закону оптики -объяснять физический смысл применения конкретного закона в конкретной ситуации | -анализировать и классифицировать задачи на построение применительно к конкретному закону | -решаю задачи на построение (образование тени, полутени, построение изображения в плоском зеркале, в линзах), описание среды, в которой распространяется световой луч -решаю качественные и расчетные задачи на изменение углов падения, отражения, преломления |
Применение законов оптики: -плоское зеркало -линзы | -описать содержание опыта, поясняющего особенности изображения предмета в плоском зеркале -выявить, какие особенности имеет изображение предмета в плоском зеркале -формулировать определение «линзы» | -объяснять способ построения изображения в плоском зеркале, в линзах -уметь давать характеристику линз -уметь объяснять ход лучей в линзе | -уметь чертить ход лучей при построении изображения в плоском зеркале и в линзе -получать изображение в линзах с помощью лабораторного оборудования | - вывести закономерности действий в построении изображений в плоском зеркале и в линзе -уметь классифицировать линзы | -выполняю построение изображения предмета в плоском зеркале и в линзе -решаю качественные и расчетные задачи на характеристики линз -выполняю лабораторную работу по получению изображения в линзах |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
по физике в 8 классе
Выполнил : М.В.Корчагин
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»
Логическая структура учебного процесса | Ц1 Д1 К1 Ц2 Л1 Д2 | |||
целеполагание | дата | диагностика | дата | коррекция |
Цель 1: -познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света -разъяснить закон прямолинейного распространения света -объяснить природу солнечных и лунных затмений -познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред, дать сведения о законе, которому подчиняется это явление | Д 1: самостоятельная работа (приложение 1) | К 1: Способы устранения затруднений и ошибок: -анализ выполнения самостоятельной работы -устная работа по качественным задачам -задачи на построение | ||
Цель 2: -раскрыть учащимся особенности зеркального отражения света, научить применять закон отражения света для построения изображения в плоском зеркале -дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках - сформировать практическое умение применять знание о свойствах линз для нахождения изображения графическим методом -научиться экспериментально получать изображение, даваемое линзой, определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы | Л 1: получение изображения при помощи линзы Д 2: контрольная работа (приложение 2) | К 2: -работа в парах по выполнению задач на построение -групповая работа с самопроверкой по готовому решению |
Приложение 1.
Самостоятельная работа по теме «Световые явления»
1 уровень
1. Начертите схему затмения Луны.
2. Покажите на чертеже углы падения и отражения света. Сформулируйте закон отражения света.
3. Угол падения 25 градусов. Чему равен угол между падающим лучом и отраженным?
2 уровень.
1. Задача на построение тени и полутени.
2. При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным составляет 60 градусов?
3. Угол падения луча на плоское зеркало увеличили с 30 до 45 градусов. Как изменится угол между падающим и отраженным лучом?
3 уровень.
1. Задача на построение тени и полутени
2. Требуется осветить дно колодца, направив на него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи Солнца падают к земной поверхности под углом 60 градусов?
3. На плоское зеркало падают два луча, угол между которыми 10 градусов. Каким будет угол между отраженными лучами?
Приложение 2.
Контрольная работа по теме «Световые явления»
- По рисунку определить оптически более плотную среду.
- Жук подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см.На сколько уменьшилось расстояние между ним и его изображением?
- Построить ход отраженных лучей и обозначить углы падения и отражения.
- Построить и охарактеризовать изображение предмета в собирающей линзе.
ПРОЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Выполнил: М.В.Корчагин
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»
Тема: ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА.
ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА.
8 класс
Цель: Познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред, дать им сведения о законах, которым подчиняются эти явления.
этапы | деятельность учителя | деятельность учащихся | время |
1. Орг. момент | -приветствие -число | -запись в тетрадях | 1 мин. |
2. Актуализация опорных знаний. | Фронтальная беседа: -что такое свет? -как называется раздел физики, изучающий световые явления,.что представляет собой луч света (в физическом смысле)? -в чем состоит суть закона прямолинейного распространения света? -как доказать, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно? -приведите примеры естественных и искусственных источников света | - отвечают на вопросы устно | 5мин. |
3. Постановка проблемы. | Вам известно, что свет от источника воспринимается человеком, если лучи света попадают в глаза. Почему мы видим окружающие нас тела? Они не все являются источниками света. (Погасить свет в классе. Окна затемнены. Свет включили.) Почему окружающие тела мы видим лучше при свете? | Момент затруднения: Свет от источника в однородной среде распространяется прямолинейно. Тела лучше видны при свете, хотя они не все являются источниками света. Формулировка вопроса: Что происходит со световым лучом на границе двух сред? | 5 мин. |
4. Открытие нового знания | Тема урока «Отражение света. Законы отражения света». Цель: выяснить поведение светового луча на границе двух сред и сформулировать закон, которому будет подчиняться данное явление. Демонстрация опытов с оптическим диском. Подробное объяснение явления, изображение хода лучей, формулирование закона. | Формулировка гипотезы: - на границе двух сред (воздух-стекло) световой луч раздваивается, одна часть возвращается в первую среду (отражение), другая – проникает во вторую среду (преломление) - при падении светового луча на поверхность зеркала луч полностью отражается. - запись в тетради | 14 мин. |
5. Первичное закрепление. | Решение качественных задач:
| Разбор по рисункам, устно. | 5 мин. |
6. Работа в парах. Самооценка | Л 1301 Л1302 Л1303 Л1305 | Образцы чертежей и расчет углов демонстрируется на доске. | 10 мин |
7. Итог урока. | Анализ деятельности на уроке: - в чем возникло затруднение? - какими способами и приемами пользовались? - какой получили результат? - достигли мы цели урока? Оценка деятельности. Домашнее задание. | -почему мы видим окружающие тела, хотя они не являются источниками света? Демонстрация опытов - наблюдали, если луч падает на границу двух сред, то он отражается, отраженный луч может попасть наблюдателю в глаз, и он увидит этот предмет; т.к. отраженных лучей много в окружающем нас пространстве, то мы видим эти предметы. - да, цели достигли | 5 мин. |
Структурно логическая схема учебного материала по теме «Световые явления». 8ч. 8 класс
Выполнил : М.В Корчагин
МОУ «средняя общеобразовательная школа №91»
Световые явления | |||||||||||||||||||||
Источники света | Законы оптики | Применение законов оптики | |||||||||||||||||||
Определение | Классификация | Закон прямолинейного распространения света | Закон отражения | Закон преломления | Плоские зеркала | Линзы | |||||||||||||||
Формулировка, математическое выражение закона, объяснение физических явлений с помощью данного закона | Описание прибора, принцип построения изображения |
Выполнил: М.В.Корчагин
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91»
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ» 8 класс
Цель: раскрыть учащимся особенности зеркального отражения света; научить применять законы
отражения света для построения изображения в плоском зеркале.
№ | Название учебного элемента | Управление обучением | ||
Содержание учебного материала с указанием задания | рекомендации | Контроль и оценка | ||
1 2. | Плоское зеркало Изображение предмета. | Цель 1: повторить закон отражения света
Построй недостающие лучи на выбранном тобой чертеже с использованием закона отражения света. 3) Возьми в руки плоское зеркало. Рассмотри его. 4) Прочитай первый абзац ζ 64 стр. 155 учебника Цель 2: объяснить механизм возникновения изображения предмета в глазу человека. 1). Получи изображение светящейся точки в плоском зеркале, для этого: а) рассмотри рисунок 132 и прочитай второй абзац ζ 64 стр. 155 б) сделай подобное построение в своей тетради. 2) Запомни, что означает мнимое изображение. Цель 3: выяснить особенности изображения предмета в плоском зеркале.
описание опыта стр. 156 первый абзац. Выдели в тексте вывод из опыта.
повтори действия подобные, изображенным на рис 134.
Цель 4: закрепить изученный материал.
соседу по парте или дай консультацию другому ученику. 3). Выполни задания из сборника задач (автор В.И. Лукашик) №1313,1359 4). Запиши домашнее задание: ζ 64. Упр. 31(1,3) | Если затрудняешься, попроси помощи у соседа по парте Если затрудняешься, подойди к учителю | Покажи результат построения учителю и получи отметку за выполнение задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс
Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...
Решение задач по теме "Световые явления". физика, 8 класс
Решение задач по теме "Световые явления" , презентация по физике для учащихся 8 класса. Можно использовать для повторения в 11 классе. Даны задачи с подробным решением, а также построением....
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта
Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта...
Разработка урока "Световые явления" 8 класс
Урок физики в 8 классе по теме "Свнтовые явления". Урок проводится в форме лаборатории, где представлены не только теоретические задания, но и самостоятельная практическая деятельность.К уроку прилага...
Контрольная работа для 8 класса по физике "Световые явления".
Работа распечатана со сборника Леонида Анатольевича Кирика "Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы." Очень удобна из-за огромного количества заданий и вариантов. При работе над контрольной я ра...
Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления»
Название разработки. Итоговая контрольная работа для 8 класса по теме «Электромагнитные явления. Световые явления» Цель использования разработки: осуществить итоговую проверку усвоения материала ...
Контрольная работа по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления»
Контрольная работа направлена на контроль знаний учащихся по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления», «Световые явления» состоит из задач разного уровня сложности. Предлагается два в...