Научные методы познания: теоретический и экспериментальный.
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Элективный курс "Научные методы познания: теоретический и экспериментальный". Содержание курса посвящено изучению методов познания природы как объекта изучения физики. Курс интегрирован с математикой и информатикой, что позволяет учащимся осуществить пробу своих сил в разных видах деятельности. Содержание программы предусматривает два основных этапа: теоретический, на котором учащиеся знакомятся с методами исследований, технологией моделирования, понятием модели, и экспериментальный, где они должны применить и развить полученные знания к построению и исследованию моделей. В конце курса запланировано создание презентаций, направленных на осознание своих успехов в области изучения методов познания и моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.5 КБ |
![]() | 31 КБ |
![]() | 54 КБ |
![]() | 49 КБ |
![]() | 57 КБ |
![]() | 23.5 КБ |
![]() | 26 КБ |
![]() | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Вводный урок. Методы научного познания.
Основное содержание: входной тест. Методы познания, краткая характеристика каждого метода.
Тема 2. Математика – язык физики.
Основное содержание: Математические действия, необходимые при описании физического процесса, составление и решение задач на различные математические действия, составление таблицы характеристик механического движения и методов их изучения.
Тема 3. Технология моделирования – 4 урока.
Урок 1. Теоретические основы моделирования.
Основное содержание: определение моделирования как процесса построения, изучения и применения моделей. Понятие модели, виды моделей, назначение моделей. Необходимость, возможности и области применения моделирования. Процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь), объект исследования, модель как инструмент познания. Этапы моделирования: 1 – этап построения модели, 2 – модель как самостоятельный объект исследования, 3 – перенос знаний с модели на оригинал, 4 – практическая проверка получаемых с помощью модели знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта.
Урок 2. Мысленный эксперимент.
Основное содержание: назначение мысленного эксперимента – на основе развития мысли, логическим путем выявить новую научную информацию, которая содержалась в эмпирических основах знаний, но «не лежала на поверхности». Инструмент мысленного эксперимента – теоретическое мышление. Мысленный эксперимент и знаковое моделирование. Проведение мысленного эксперимента на примере принципа действия тепловой машины.
Урок 3. Моделирование задач.
Основное содержание: план моделирования задачи, моделирование выбранных учениками задач.
Урок 4. Компьютерное моделирование.
Основное содержание: работа с интерактивными компьютерными моделями.
Тема 4. Планирование и постановка эксперимента – 4 урока.
Урок 1. Теоретические основы планирования и постановки эксперимента.
Основное содержание: наблюдение и эксперимент, характеристика. Изучение листка «Наблюдение» и листка «Постановка эксперимента». Выбор учащимися темы, поиск необходимой информации.
Уроки 2, 3 и 4 – практические работы исследовательского характера по выбранным темам.
Тема 5. Создание презентации «Мои успехи в области освоения методами научного познания» - 2 урока.
Основное содержание: обзор приемов и способов создания презентаций – компьютерный вариант, выпуск газеты, театрализованное представление, доклад и т.д. Поиск, обработка и обобщение информации. Работа над презентацией.
Тема 6. Защита презентаций.
Основное содержание: защита презентаций в различных вариантах. Подведение итогов прохождения курса, анкетирование.
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы | Вид деятельности | Форма контроля | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Вводный урок. Методы научного познания. | Диалог, дискуссия, работа с текстом, работа в группах. | Входной тест, участие в диалоге. | 1 |
2. Математика – язык физики. | Проблемная дискуссия, работа в группах. | Участие в дискуссии. | 1 |
3.Технология моделирования. 1). Теоретические основы моделирования. 2). Мысленный эксперимент. 3). Моделирование задач. 4). Компьютерное моделирование. | Диалог, дискуссия, работа в группах, практические работы с использованием компьютера, сбор информации. | Участие в дискуссии, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, делать выводы. | 4 |
4. Планирование и постановка эксперимента. 1). Теоретические основы планирования и постановки эксперимента. 2). Практические работы исследовательского характера. | Диалог, работа в группах, практические работы с использованием лабораторного оборудования. | Умение использовать полученные теоретические знания при проведении собственных исследований. Умение работать в группе. | 4 |
5. Создание презентации «Мои успехи в области освоения методов научного познания». | Работа с компьютерными программами, выпуск газеты, оформление доклада и т.д. | Умение находить и перерабатывать информацию, представлять ее в различных знаковых формах. | 2 |
6. Защита презентаций. | Дискуссия, анкетирование. | Сформированность коммуникативных умений | 2 |
Предварительный просмотр:
Проведение мысленного эксперимента на примере принципа действия тепловой машины.
Выяснение условий работы тепловой машины проводится в ходе мысленного опыта, осуществляемого по схеме, приведенной на рисунке.
Q1
А = Q1 – Q2
Q2
Рабочее тело, приведенное в контакт с нагревателем, получает от него количество теплоты Q1 . Затем, расширяясь, рабочее тело совершает механическую работу А. Далее, приведенное в контакт с холодильником рабочее тело отдает ему количество теплоты Q2 и приходит в исходное состояние.
Приведенная схема может быть представлена экспериментальной установкой.
Нагревателем служит сосуд с горячей водой, а холодильником – сосуд с холодной водой. Рабочим телом является воздух в металлической коробке, стенки которой хорошо проводят теплоту. Если поместить коробку в нагреватель, то воздух в ней нагревается и расширяется. При этом он перемещает поршень и совершает полезную работу по подъему груза. Поднятый груз снимают с поршня и переносят затем коробку в сосуд с холодной водой. Воздух охлаждается, и система приходит в исходное состояние.
Предварительный просмотр:
Примеры моделирования учебной задачи
Задача. Два тела массами 400 г и 600 г двигались навстречу друг другу и после удара остановились. Какова была скорость второго тела, если первое двигалось со скоростью 3 м/с?
1. V1 V2
m M до
V1 = V2 = 0 после
Х
2. Закон сохранения импульса: mV1 + МV2 = 0.
3. Закон сохранения импульса в проекциях на ось Х: mV1 - МV2 = 0.
4. 0,4*3 – 0,6*V2 = 0,
1,2 – 0,6V2 = 0,
1,2 = 0,6V2 ,
V2 = 2 м/c.
Задача. С какой силой нужно удерживать алюминиевый брусок массой 200 г в воде? В спирте?
1. алюминий, Fa Fa
Ρц = 2700 кг/м3
Вода спирт
mg mg
2. F = mg – Fa,
Fa = ρж gVц , Vц = m/ρц , Vц = 0,2 / 2700 = 0,000074 м3 , Fa = 1000*10*0,000074 = Н = 0,74 Н.
. F = 0,2*10 – 0,74 = 1,26 Н – для воды.
F = 0,2*10 – 800*10*0,000074 = 1,408 Н – для спирта.
Вопрос. Что показывает удельная теплоемкость?
Вопрос. Что показывает удельная теплота плавления?
Предварительный просмотр:
Занятие 2.
Тема. Математика – язык физики.
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о математических операциях при решении физических задач.
Развивающие: создать условия для развития навыков логических рассуждений, формирования умения представлять информацию в различных знаковых системах, формирования способности к рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: способствовать развитию умения участвовать в дискуссии, навыков работы в команде.
План урока.
1 этап. Подготовка к восприятию темы. Актуализация знаний.
Цель – выявить степень остаточных знаний по математике (арифметические действия, действия с векторами, графики).
2 этап. Освоение материала урока.
Цель – создать условия для формирования умения представлять информацию в различных знаковых системах, развития аналитического мышления.
3 этап. Совершенствование знаний и умений.
Цель – формировать способность к рефлексии своей деятельности и умения вести диалог и дискуссию.
Ход урока.
- На прошлом уроке мы определили два метода научного познания: теоретический и экспериментальный. Внимательно прочитайте предложенный текст и попробуйте определить цель нашего сегодняшнего занятия.
В окружающем мире человек выделяет объекты и явления, а затем строит, подбирает различные средства их описания – знания. К ним относят понятия, модели, физические величины, принципы, законы, теории. Такие характеристики свойств объектов, как физические величины, измеряются с помощью эксперимента, получают количественное выражение. Но они могут рассчитываться и теоретически на основе законов, формул связи.
Теоретическое познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. В теоретическом познании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Объект изучается только опосредованно, в мысленном эксперименте. Исследователь проникает в сущность явлений посредством абстрактного мышления. Мышление неразрывно связано с языком. Только языки бывают разными:
буквенный (алфавит, например, русского языка) – а,б,в,г,д,…э,ю,я.
графический (рисунки, схемы) – N
R1
R Fтр. V
R mg
математический (графики, формулы) - F = ma,
Поскольку физика – наука точная, то описание любого физического процесса невозможно без использования математики.
Результатом работы с текстом должно стать выделение цели урока – показать невозможность описания физических процессов без использования языка математики.
2. Постановка учебной проблемы – какие математические действия с физическими величинами необходимы при описании физического процесса, например, механического движения?
(ученики должны вспомнить арифметические действия, действия с векторами, графические построения).
Группам предлагается на выбор придумать и решить задачу на одно из математических действий.
Варианты задач:
1). Тело массой 4 кг равномерно перемещают по горизонтальной поверхности, действуя силой 45 Н. Определите коэффициент трения.
Решение:
Fтр. F=45 Н F-Fтр. = 0 (а=0),
45 – μmg = 0,
х 45 - 40μ =0,
μ = 1,125.
2). Будет ли двигаться воз, если лебедь, рак и щука тянут его с одинаковыми силами.
Вариантов решения может быть множество, в зависимости от выбранных направлений сил, например, как на рис. Л
Р Щ
3). Определите по графику характер движения тела и найдите скорость и ускорение тела на всех участках.
V, Решение: 1 – равноускоренное,
м V0 =10 м/c,
30
20 2
1 3
10
0 5 15 25 t,с
В результате работы в группах над решением задач учащиеся должны повторить действия над векторами, анализ (чтение) графиков, виды движения и их характеристики.
- Представление и обсуждение результатов работы групп.
В процессе дискуссии повторяются и закрепляются действия с векторами, умение анализировать графики, решать расчетные задачи с использованием графической информации.
В качестве обобщения ученикам предлагается составить и начать заполнение таблицы:
Характеристика | Метод изучения | |
теоретический | экспериментальный | |
координата | Х=х0 + V0x t X= х0 + V0x t + ax t2 /2 | Измерить в системе отсчета. |
перемещение | ||
Скорость | ||
Ускорение | ||
Масса | ||
Сила |
Критерии оценивания – по степени участия в дискуссии, активности работы в группе.
Домашнее задание: заполнить таблицу, составить уравнение второго закона Ньютона для рис.
а
F а
Итогом занятия должно стать формирование знания о необходимости применения математики для изучения физических процессов, повторение и развитие навыков решения задач с использованием различных математических действий, а также дальнейшее углубление знаний о теоретическом и экспери-ментальном методах исследования физических процессов.
.
Предварительный просмотр:
ВХОДНОЙ ТЕСТ
- Почему Вы выбрали этот курс?
А – нравится предмет – физика.
Б – хочу продолжить образование в области естественных наук.
В – по совету друга.
Г – другое.
- Оцените свою информированность в области физико-математических достижений в современном обществе (укажите место на отрезке в баллах от 1 до 10)
1 10
- Какая область деятельности наиболее привлекательна для Вас?
А – выдвижение гипотез, идей.
Б – проведение экспериментов.
В – создание моделей с помощью схем, рисунков, графиков.
Г – решение нестандартных задач.
Д – участие в дискуссии.
Е – другое (укажите вид деятельности)________________________
_________________________________________________________
- Предложите последовательность действий при изучении нового явления.
А – эксперимент, наблюдение, гипотеза, теория.
Б – наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория.
В – теория, эксперимент, наблюдение, гипотеза.
Г – гипотеза, эксперимент, наблюдение, теория.
Д – Ваш вариант:___________________________________________
- Знаете ли Вы, что такое модель в науке?
А – знаю.
Б – не знаю.
6. Чем обязательно должна характеризоваться любая модель?
А – должна быть уменьшенной копией изучаемого объекта.
Б – должна иметь внешнюю форму как у изучаемого объекта.
В – Должна отражать основные характеристики объекта для изучения данного процесса.
Г – должна иметь внутреннюю форму как у изучаемого объекта.
Предварительный просмотр:
АНКЕТИРОВАНИЕ
- Какова на Ваш взгляд была цель предпрофильного курса? ___________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Что являлось предметом изучения? _______________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Какие виды деятельности вызвали у Вас наибольший интерес? ________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. С какими методами научного познания Вы познакомились? __________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Что такое модель? Моделирование? ______________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
6. Каковы, по Вашему мнению, преимущества метода моделирования? ___
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Что для Вас при прохождении курса являлось самым трудным? _______
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
8. Что нового Вы бы хотели еще узнать по этой теме? __________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Какие новые качества Вы приобрели или развили в процессе работы (внимательность, воображение, самостоятельность, активность, коммуникативность и др.)? ________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10. Поможет ли Вам данный курс в дальнейшем обучении? _____________
________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА
- Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
- Атаманская М.С. Возможности конструирования содержания образования учителями физики. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
- Сауров Ю.А. Физика в 10 и 11 классах. Модели уроков. Москва: «Просвещение», 2005.
- Шодиев Д. Мысленный эксперимент в преподавании физики. Москва: «Просвещение», 1987.
- Осмоловская И.М. Методология науки. Москва: «Юнита 1», 2002.
- Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
- Касьянов В.А. Физика 10. Москва: Дрофа, 2002.
- Максимова Л.И. Методическое пособие. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006.
- Неразгаданные тайны человечества. Франция: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2004.
- Платон. Диалоги. Москва: изд-во «Мысль», 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-537890-1418194801.jpg)
Развитие представления о движении и научный метод познания - открытый урок
Цели урока: познакомиться с основными принципами научного метода познания мира; на примерах научной деятельности выдающихся ученых продемонстрировать силу научного способа; проверить знания учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-74746-1392892106.jpg)
Реферат Научный метод Ф. Бэкона и научный метод Р. Декарта
Реферат по естествознанию на курсах переподготовки.Актуальность темы данной работы заключается в том, что философская мысль этого периода отличается гигантским разнообразием идей, взглядов, направлени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-144713-1352990899.jpg)
Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.
Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности. Все эти элементы находят отр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-90919-1399897314.jpg)
Урок по биологии в 5 классе: "Научные методы познания природы."
Урок позволяет сформировать:Личностные УУД1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе дост...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/06/picture-732209-1452063500.jpg)
Презентация к уроку в 10 классе на тему: "Физика и научный метод познания"
Презентация к уроку физики для 10 класса....
Программа элективного курса по физике для учащихся 9 классов "Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач"
В ГБОУ НАО «СШ п. Искателей» наряду с универсальным обучением введено профильное. В профильных классах реализуются профили: «гуманитарный», «физико-математический». Для отбора в профильные...
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе
Публикация Корягиной Ю.В. - Шагиевой Ю.В. Формирование научных методов познания в процессе обучения геометрии в основной школе...