Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике
статья по физике по теме

В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnye_kompetencii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике

Фиалковская О.А.,

 учитель физики МОУ СОШ № 30

г. Астрахань,

Oksanafia@mail.ru 

В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.

Содержание образования включает в себя метапредметную, межпредметную, предметную компоненты. Метапредметное относится ко всем предметам и существует вне этих предметов, межпредметное объединяет циклы предметов или образовательные области, предметное – для каждого предмета.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателей. [1]

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

В системе научного знания физика занимает промежуточное положение между естественными и общественными дисциплинами, испытывает влияние и тех и других, оказывая, в свою очередь, воздействие на них. Например, формирование научной картины окружающего мира не без влияния физики распространяется в астрономии, химии, географии, и других науках.

Физические концепции и конструкции, эксперимент вызывают её резонанс с биологией и астрономией, химией, кибернетикой, математикой, географией и геологией, и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждого физического тела, физического явления, роднят физику с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием,  филологией и лингвистикой, этикой. Всё это - методическая основа системного подхода, оптимально отражающего вещественные, информационные, энергетические и физические взаимодействия между элементами различных систем.

К преимуществам метапредметного подхода в преподавании физики можно отнести:

- формирование системных знаний у школьников при изучении физических феноменов и проблем;

- удовлетворение интеллектуальных потребностей школьников, расширение познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук;

- подготовка потенциальных кадров для новых научно-производственных, технических отраслей;

- «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных возможностей ребёнка.

К практическим сложностям для систематической реализации современного подхода по формированию ключевых метапредметных компетентностей в традиционном курсе преподавания физики  можно отнести:

- дефицит учебного времени, который может быть частично снят за счёт интенсификации учебного процесса;

- повышенные требования к «энциклопедичности» учителя, его научному кругозору, необходимость освоения учителем смежных наук, постоянного самообразования

- относительная невозможность проверки знаний в метапредметном аспекте.

Центральным моментом в организации обучения по физике  должно быть использование таких форм учебного процесса, в которых акцент переносится на самостоятельную и ответственную деятельность самих учащихся, в том числе на проектное и проблемноориентированное обучение, создание ситуации успеха, метапредметные связи.

Формирование «ключевых» компетентностей в курсе обучения физике происходит при соблюдении следующих условий:

-  деятельностный характер обучения;

- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за процесс и результат своей деятельности;

- создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;

- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.

Знание и учет в процессе обучения уровня и стадии развития естественнонаучного мышления учащихся позволяет эффективно организовать обучение физике. Развитие естественнонаучного мышления учащихся основной и средней школы обеспечивается комплексом психолого-дидактических условий, включающем: реализацию межпредметных связей; обучение в зоне ближайшего развития ученика; нахождение учащимися общего подхода к решению учебной задачи (проблемы), а затем применение его к решению других учебных задач; самостоятельность и активную позицию ученика в учебном процессе; поэтапное формирование структурных элементов физических знаний и учебно-познавательных умений; учет возрастных особенностей учащихся, их мотивации, преобладающего типа восприятия информации, уровня и стадии развития естественнонаучного мышления учащихся; различные способы переработки учебного материала, его перекодировки, наглядного представления результатов мыслительной деятельности, выделения существенных признаков объектов и установление связей между ними, обобщение и систематизацию на каждом занятии; реализацию системы форм организации учебных занятий, средств, методов и приемов обучения, способствующих развитию естественнонаучного мышления; оперативный контроль и самоконтроль за качеством усвоения знаний, умений и мыслительных операций.

Реализация технологий формирования структурных элементов физических знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи в курсе изучения физики приводит к формированию у учащихся системных физических и метапредметных знаний, обобщенных умений решать физические задачи и экспериментальных умений, теоретического естественнонаучного мышления.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
  2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
  3. Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов/Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Издательство «Академия», 2004. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ

Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....

Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку

В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

«Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике»

В данной статье излагаются способы формирования ключевых метапредметных компетенций  в процессе обучения математике...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...


 

Комментарии

Оксана Александровна!Я изучила Вашу статью о формировании ключевых компетенций в процессе обучения физики.Мне она понравилась.В ней раскрыт современный подход и цели преподавания физики в общеобразовательной школе.Спасибо,буду использовать в своей работе.С уважением Ваша коллега Вера Марковна.