Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике
статья по физике по теме
В статье рассматриваются особенности современных подходов и целей преподавания физики в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_kompetencii.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения физике
Фиалковская О.А.,
учитель физики МОУ СОШ № 30
г. Астрахань,
В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом.
Содержание образования включает в себя метапредметную, межпредметную, предметную компоненты. Метапредметное относится ко всем предметам и существует вне этих предметов, межпредметное объединяет циклы предметов или образовательные области, предметное – для каждого предмета.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателей. [1]
Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
В системе научного знания физика занимает промежуточное положение между естественными и общественными дисциплинами, испытывает влияние и тех и других, оказывая, в свою очередь, воздействие на них. Например, формирование научной картины окружающего мира не без влияния физики распространяется в астрономии, химии, географии, и других науках.
Физические концепции и конструкции, эксперимент вызывают её резонанс с биологией и астрономией, химией, кибернетикой, математикой, географией и геологией, и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждого физического тела, физического явления, роднят физику с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием, филологией и лингвистикой, этикой. Всё это - методическая основа системного подхода, оптимально отражающего вещественные, информационные, энергетические и физические взаимодействия между элементами различных систем.
К преимуществам метапредметного подхода в преподавании физики можно отнести:
- формирование системных знаний у школьников при изучении физических феноменов и проблем;
- удовлетворение интеллектуальных потребностей школьников, расширение познавательного горизонта в системе естественных и гуманитарных наук;
- подготовка потенциальных кадров для новых научно-производственных, технических отраслей;
- «интеллектуальная провокация», суть которой в нетрадиционном, новом взгляде ученика на, казалось бы, «старые предметы», возможность развития креативных возможностей ребёнка.
К практическим сложностям для систематической реализации современного подхода по формированию ключевых метапредметных компетентностей в традиционном курсе преподавания физики можно отнести:
- дефицит учебного времени, который может быть частично снят за счёт интенсификации учебного процесса;
- повышенные требования к «энциклопедичности» учителя, его научному кругозору, необходимость освоения учителем смежных наук, постоянного самообразования
- относительная невозможность проверки знаний в метапредметном аспекте.
Центральным моментом в организации обучения по физике должно быть использование таких форм учебного процесса, в которых акцент переносится на самостоятельную и ответственную деятельность самих учащихся, в том числе на проектное и проблемноориентированное обучение, создание ситуации успеха, метапредметные связи.
Формирование «ключевых» компетентностей в курсе обучения физике происходит при соблюдении следующих условий:
- деятельностный характер обучения;
- ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за процесс и результат своей деятельности;
- создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;
- четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Знание и учет в процессе обучения уровня и стадии развития естественнонаучного мышления учащихся позволяет эффективно организовать обучение физике. Развитие естественнонаучного мышления учащихся основной и средней школы обеспечивается комплексом психолого-дидактических условий, включающем: реализацию межпредметных связей; обучение в зоне ближайшего развития ученика; нахождение учащимися общего подхода к решению учебной задачи (проблемы), а затем применение его к решению других учебных задач; самостоятельность и активную позицию ученика в учебном процессе; поэтапное формирование структурных элементов физических знаний и учебно-познавательных умений; учет возрастных особенностей учащихся, их мотивации, преобладающего типа восприятия информации, уровня и стадии развития естественнонаучного мышления учащихся; различные способы переработки учебного материала, его перекодировки, наглядного представления результатов мыслительной деятельности, выделения существенных признаков объектов и установление связей между ними, обобщение и систематизацию на каждом занятии; реализацию системы форм организации учебных занятий, средств, методов и приемов обучения, способствующих развитию естественнонаучного мышления; оперативный контроль и самоконтроль за качеством усвоения знаний, умений и мыслительных операций.
Реализация технологий формирования структурных элементов физических знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи в курсе изучения физики приводит к формированию у учащихся системных физических и метапредметных знаний, обобщенных умений решать физические задачи и экспериментальных умений, теоретического естественнонаучного мышления.
Список литературы
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/]
- Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
- Развитие мышления в процессе обучения физике: Сборник научных трудов/Под ред. С.А. Суровикиной. – Омск: Издательство «Академия», 2004. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ
Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....
Формирование учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецкому языку
В статье представлены теоритические сведения о классификации учебно-познавательных задач, а также практические рекомендации по формированию учебно-познавательной компетенции в процессе обучения немецк...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. Для эффекти...
«Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике»
В данной статье излагаются способы формирования ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требов...
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...
Комментарии
Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обуч