Статья "Естественно-научная грамотность"
статья по естествознанию
Статья познакомит с основными аспектами птреподавания естественно-научной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_estestvenno-nauchnaya_gramotnost.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » А.А. Леонтьев
Исследования, проводимые PISA среди обучающихся 15-летнего возраста, выявили ряд недостатков в овладении метапредметных умений: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/Результаты_общероссийской_оценки_по_модели_PISA_.pdf
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, средний балл по читательской грамотности составил 497 баллов (21 место4 ), математической — 498 баллов (24 место), естественно-научной — 476 баллов (34 место). Среди участников общероссийской оценки по модели PISA 15% не достигли порогового уровня по читательской грамотности, 19% — по математической грамотности, 17% не преодолели порог второго уровня по естественно-научной грамотности. Стр 7
Естественно-научная грамотность понимается как способность осознанного взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления.
1. Умение объяснять явления 2. Умение оценивать и применять методы научного познания 3. Умение научно интерпретировать данные стр 12
Характеристика результатов в естественно-научной грамотности по видам умений Согласно определению исследования PISA, человек, обладающий естественнонаучной грамотностью, способен и готов участвовать в аргументированной дискуссии о науке и технологиях. Для этого необходимо иметь сформированные умения. – Умение объяснять явления подразумевает способность распознавать, предлагать и анализировать научные объяснения целого ряда природных и технологических явлений. – Умение оценивать и применять методы научного познания подразумевает умение описывать, планировать и оценивать научные исследования и предлагать пути решения задач с научной точки зрения. – Умение научно интерпретировать данные подразумевает умение анализировать и оценивать данные, утверждения и аргументы, представленные в различных формах, и делать соответствующие научные выводы стр 14
Работа с текстом: проблема возникает в заданиях, требующих перехода от общего содержания к деталям и наоборот. Затруднения вызывает анализ текста и отбор необходимой информации.
Анализ всей совокупности задач: возникают трудности в привлечении информации из таблиц, рисунков, графиков, диаграмм и т.д. Моделировать ситуационную задачу и привлекать личный опыт для ее решения.
Применение предметных способов действий: школьники не могут сами определить уровень сложности, точности, детализации своих действий, необходимый для успешного решения задачи. Задачи решают стандартными методами и игнорируют возможные более простые пути решения.
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии через введение ситуационных задач
Результат участия российских школьников в исследованиях PISA говорят о том, что российское образование не направлено на применение знаний в реальной жизни. Учащиеся учатся, получают знания, но не умеют их применять. Исследование PISA сосредоточено на оценке практических навыков учащихся и их умении применять академические знания в жизни стр.6 ФАКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Выпуск № 2 (25) 2019 Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2(25)).
Использование заданий на формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии очень эффективно, в дальнейшем позволит учащимся . обосновывать и доказывать свои решения и применять знания в реальной жизни. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение работать с картами, рисунками, таблицами, графиками, диаграммами при выполнении заданий.
Ситуационные задачи помогают ставить перед учащимися проблемы, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни
В 8-9 классах задания на формирование естественнонаучной грамотности более серьезные и требуют уже более научного подхода. Главной компетентной областью оценки в них является научное объяснение явлений, учащиеся делают и обосновывают прогнозы о протекании процессов или явлений.
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования
Естественнонаучная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей
Для построения задний я использовала основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности учитывают умения, которые необходимо проверить, что дано в задании и что нужно определить: 1. Распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами 2. Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования 3. Демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий 4. Делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации 5. Демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства
Многощетинковые черви пололо один раз в году поднимаются со дна на поверхность океана, и здесь происходит отделение от их тела фрагмента. Этот процесс привлекает многих животных, включая и местных жителей – т.к. эти черви богаты питательным белком. Каким путем размножается этот кольчатый червь и в чем заключается биологическая роль такого способа размножения?
. К врачу обратилась женщина с жалобами на постоянную ноющую боль в поясничной области. Последние дни отмечает учащение мочеотделения, помутнение мочи, повышение температуры тела. При рентгенологическом обследовании обнаружено: размеры почек увеличены, от каждой почки отходит по 2 мочеточника.
Часть зябликов, исторически длительно, гнездится в Московской области в лесах таежного типа, другая – в невысоких и редких насаждениях с большим числом полян. Существует ли возможность перекрестного скрещивания этих рас?
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико- ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, разрабатываются и реализуются мини-проекты, организовываются турниры и конкурсы
Уровни ЕНГ Высокий уровень грамотности.
Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения
Средний уровень грамотности.
Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
Нижний уровень грамотности.
Воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий
В 5 классе Учим восприни- мать и объяснять информацию
Типовые задачи: Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.
Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.
Продолжить предложение словами из текста.
Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информа- цию из текста.
6 класс Уровень понима- ния и применения
Учим думать и рассуждать
Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет принципиальное значе- ние для решения проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в граф-схеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и спо- собы решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, граф-схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения про- блемы.
Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности
материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...