Урок химии в 8 классе "КИСЛОРОД"
план-конспект урока по естествознанию (8 класс)

Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

Урок химии  (8кл ) по теме

«Кислород,  общая характеристика, роль в природе и в жизни живых существ. Получение кислорода и его физические свойства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kislorod_8kl_himiya_dlya_publikatsii.docx146.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Урок химии  (8кл ) по теме

«Кислород,  общая характеристика, роль в природе и в жизни живых существ. Получение кислорода и его физические свойства».

  Подготовила:

учитель биологии и химии

РЦДО Уфа

   Кашфутдинова Эльвира Фнуновна

                                                             

Уфа 2023 г

Конспект открытого  урока химии 8кл. «Кислород,общая характеристика, роль в природе и в жизни живых существ. Получение кислорода и его физические свойства».

 Цель урока: знакомство с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом;

Задачи урока:

Образовательные: познакомить обучающегося с историей открытия кислорода, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические свойства кислорода. Познакомить  с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности , его роли в природе и в жизни живых существ.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературойразвитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательныеформирование навыков самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание  бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный, с применением здоровье сберегающей технологии.

Ход урока:

 «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).

Оборудование урока: Учебник, рабочая тетрадь, ПСХЭ.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и умений.

А) Опрос.

  1. Что такое вещество и что называют свойствами вещества?
  2. Дать определение слову «химия» и ответить на вопрос что изучает химия?

3        Дать определение физическому и химическому явлениям

Б ) что означают следующие записи:

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 

Подчеркнуть формулы сложных веществ.

Сейчас я зачитаю историю открытия одного вещества. Нужно записать в тетрадь фамилии ученых, которые имели отношение к истории его открытия .

На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, выражение лица, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта. Речь идёт о знаменитом английском химике Джозефе Пристли и об опыте в результате, которого был открыт газ.(какой?).Как только английскому учёному Пристли случилось обзавестись большим увеличительным стеклом, он принялся за поиски веществ, которые при сильном нагревании выделяли бы из себя воздух. Сначала его поиски оставались безуспешными. Но однажды в его руки попался тяжёлый оранжево-красный порошок – ртутная окалина (окалинами в то, время назывались хрупкие вещества, которые превращаются в металлы при нагревании). В один прекрасный солнечный день Пристли опрокинул в ванну с ртутью цилиндр, также наполненный ртутью, и ввёл в цилиндр из - под низу ртутную окалину. Порошок всплыл на поверхность ртути, и Пристли с помощью своего увеличительного стекла сосредоточили на нём солнечные лучи. От сильного жара, порошок превращался в металлическую ртуть, а по мере его исчезновения, к великой радости Пристли, цилиндр наполняется – по крайней мере, так показалось Пристли – воздухом. Но точно ли это воздух? А может быть, это удивительный горючий газ (мы его сейчас называем водородом), открытый незадолго до этого соотечественником Пристли – Кавендишем, или же ещё ранее открытый удушливый газ, мутящий известковую воду? Нет ничего проще, как решить этот вопрос: нужно лишь отпустить в собранный газ горящую свечу. Если это газ, мутящий известковую воду, свеча в нём погаснет; если горючий газ, то от свечи загорится сам этот газ; если же, наконец, это воздух, свеча в нем будет продолжать гореть так же, как и в комнатном воздухе. Но получилось иное. Свеча, правда, продолжала гореть, но не так, как она горит в воздухе: её пламя уменьшилось, но сделалось ослепительно ярким – на него, как на солнце, просто нельзя было долго смотреть, без риска испортить зрение

Догадались, какой газ открыл. Дж. Пристли?(КИСЛОРОД)

 Таким образом, был открыт кислород. Карл Вильгельм Шееле (1742 – 1786) – шведский химик. В 1772г. он установил, что воздух состоит из кислорода и азота. Он открыл 7 химических элементов. К.В. Шееле раньше, чем Дж. Пристли открыл кислород и раньше, чем Д.Резерфорд открыл азот, но приоритет первооткрывателя перешёл к Пристли и Резерфорду, т.к. его рукопись , в котором сообщалось об этих открытиях, из-за небрежности издателя увидела свет только в августе 1774г. К тому времени работы Дж. Пристли о кислороде и Д.Резерфорда об азоте уже были опубликованы.

А самое первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому учёному VIII| в. Мао – Хоа, который за 1000 лет до Лавуазье, установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.

3.Объяснение нового материала

-Учитель: Итак –как можно догадаться-тема  урока «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

 Со словом кислород мы знакомы уже давно. Какое место занимает кислород в природе? Это сегодня  подробно изучим. Для начала  охарактеризуем простое вещество-кислород. Для этого  надо заполнить таблицу:

Химический символ кислорода

Порядковый номер

Относительная атомная масса (О)

Относительная молекулярная масса

Валентность кислорода

Ответить на вопросы:

1)Сколько процентов приходится на долю кислорода по массе от других элементов, приведенных в таблице. ? (49%) Стоит отметить, что это не маленький процент. Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре.

2) В состав каких веществ входит кислород?( в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород)

3)Какие органические вещества являются важной частью многих органических соединений, (например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека). Кислород входит в их состав.

Рассмотрим следующую схему

 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/21/s_5c6ea58d86e31/1095679_5.jpeg

Получение в лаборатории. В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ:

1) 2H2O→2H+ O2https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/21/s_5c6ea58d86e31/1095679_6.png

 2) 2H2O2 → 2H2O + O2.

Это способы получения кислорода, рассмотрим прибор, с помощью которого можно получить кислород в лаборатории. ( описать прибор, при помощи которого можно получить кислород из перманганата калия. )

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/21/s_5c6ea58d86e31/1095679_7.jpegСобирание кислорода методом вытеснения воздуха (а); методом вытеснения воды (б)

Физкультминутка: Учитель предлагает обучающейся несколько упражнений (поворот головы влево и вправо, движение глазами на счет 1-4 вверх, вниз, влево, вправо, вдаль)

- Уравнения реакций получения кислорода в лаборатории записать в тетрадь.

Получение в промышленности. В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов, основные компоненты в нём – азот и кислород. Для получения кислорода воздух под давлением сжимают. Так как температура кипения жидкого азота(-1960С) ниже температуры кипения жидкого кислорода(-1830С), то азот испаряется, а жидкий кислород остаётся.

Физические свойства. Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t=200C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: При температуре -1830С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,80С затвердевает.

4.Просмотр учебного видео-практический опыт-получение кислорода, изучение его свойств. Роль в природе и жизни живых существ.

5.Закрепление пройденного материала:

Прохождение онлайн-теста.

6.Домашнее задание:§ 18, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства

Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....

Контрольная работа по химии в 8 классе: "Кислород. Водород. Вода."

Цель: проверить усвоение учащимися знаний о свойствах и получении кислорода и водорода; катализаторе, растворах. проверить умение учащихся решать задачи на приготовление растворов. ...

Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Кислород"

Данный материал отражает проведение урока химии в 9 классе по теме "Кислород" по УМК О.С. Габриеляна...

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"

Методическая разработка урока химии в 9 классе "Кислород"...

Дистанционный урок химии в 8 классе "Кислород"

Данный урок был проведен во время дистанционного обучения. Презентацию можно использовать и для очного урока....

Открытый урок 9 класс Кислород

Презентация к уроку в 9 классе по теме Оксиды...