Экскурсия к Петровскому пруду. Историческое место.
методическая разработка по естествознанию (5, 6 класс)

Экскурсия по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира и АМО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_petrovskiy_prud.docx105.2 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по краеведению (экологии) с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира и АМО

(возраст 10-12 лет)

Педагог ДО: Яковлева Галина Владимировна

Место работы: ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга

Должность: педагог ДО

Тема: Экскурсия к Петровскому пруду. Историческое место.

Цель экскурсии: созерцание вида пруда, лесного пейзажа, слушание звуков природы, наблюдение за растениями и животными, знакомство с историей города.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями окружающей среды, природой района.
  2. Провести наблюдение за животными и растениями.
  3. Обучить использованию звукозаписывающих устройств.
  4. Воспитывать эстетический вкус на основе красоты родного города, любовь к малой родине.
  5. Способствовать развитию волевых качеств личности, усвоению этических норм поведения в природе.

Формы работы:

  • слушание звуков живой природы;
  •  звукозапись звуков живой природы на диктофон;
  • восприятие звуков живой природы (голоса птиц, шум реки, звон родника) и их продолжение в музыке;
  • слушание и сопоставление звуковых рядов;
  • фотографирование или рисование пейзажа;
  • ведение полевого дневника.

Методы:  метод учёта, словесный, поисковый.

Ожидаемые результаты

  • Умение работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать полученную информацию.
  • Проявление у обучающихся заинтересованности в изучении истории своей малой родины, гордости за свой город.
  • Умение работать в группе
  • Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Место проведения: Петровский пруд в окрестностях Конной Лахты, Приморский район Санкт-Петербурга.

Оборудование: чистые листы, карандаши, фломастеры, звукозаписывающие устройства (диктофон, смартфон),  информация о растительном и животном мире, объектах, отрывки из поэмы «Медный всадник», иллюстрации.

На подготовительном этапе проведения экскурсии учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности, повторяют правила поведения в природе, делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание, инструкционную карту, полевой дневник.

Ход экскурсии

Фаза

Этап

Ход

Начало занятия.

Приветствие.

Метод «Летящие имена» (перекличка): учащиеся встают в круг и называют имена друг друга. Тот, кто услышит своё имя, называет другое.

Метод «Солнышко». Учитель приветствует всех, улыбается.

- Потянитесь к солнышку, вам тепло и приятно.  Улыбнитесь себе, друг другу – с радостью встречаем новый день,  новые открытия.

Введение в тему «Петровский пруд. Историческое место».

Оглянитесь вокруг. Что мы видим?

Метод «Иллюстрации». Посмотрите на изображения. Что или кто на них изображён. Послушайте отрывки из поэмы. Кто автор? Название? Как всё это связано с тем местом, где мы находимся.

Гром-камень — мегалит, ставший основой пьедестала Медного всадника.

Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был предложен казённым крестьянином Семёном Григорьевичем Вишняковым, поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург.

Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название.

Кстати, название «Конная» — искажение от финского «конту», что означает «двор», «хозяйство». В буквальном переводе Конту Лахта — Лахтинский двор. А Лахти, вообще, означает залив. Хозяйство на Заливе.

Определение ожиданий/опасений учащихся.

По методике «Фруктовый сад». Записать на зелёном листочке ожидания, на жёлтом  листочке опасения. Подведение итогов ожиданий и опасений.

Работа над темой.

Активизация полученных знаний.

Метод «Шапка вопросов»: дети поочередно тянут вопросы из шапки и отвечают на них, получая за каждый правильный ответ жетон, в конце выбирается «Знаток г.СПб».

Где находится памятник Петру I? (Сенатская пл., СПб)

Другое название памятника Петру I? (Медный всадник)

Когда установлен памятник? (Август 1782 г.)

Кто скульптор памятника? (Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Фёдор Гордеев.

Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен).

Проработка содержания темы.

Методика «Ульи». Четыре группы по 3-4 человека. Проведение исследования и обсуждение в группах. 1. Какие деревья растут в окрестностях пруда (заполняют таблицу: название, описание, зарисовка или фото) 2. Какие растения растут на берегу пруда (заполняют таблицу: название, описание, зарисовка или фото). 3. Какие животные обитают (заполняют таблицу: название, количество, поведение, описание, зарисовка или фото). 4. Запись звуков природы (заполняют таблицу: название, описание, аудиозапись).

Обсуждение полученной информации из наблюдений (представления от групп).

Эмоциональная разрядка (разминка/релаксация).

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Педагог просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Закрепление полученных знаний.

Метод «Экспресс-портрет»: каждая группа получает карточку с названием животного или растения. Каждая группа получает коробочку с изображениями. В течение 3 мин на листочке они должны составить словесный портрет животного или растения. Затем группа представляет животное или растение: «Мы хотим представить зверя, птицу, насекомое, дерево… . Он выглядит…, живёт…». Учащиеся из других групп должны отгадать, чей «портрет» описан и подобрать картинку из коробочки.

Завершение занятия.

Подведение итогов (рефлексия).

Метод «Ресторан»

Педагог предлагает учащимся представить себя после пикника на природе и ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще …

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.

Подводятся итоги занятия, обсуждаются опасения и ожидания. Педагог благодарит учащихся за активную работу и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия по историческим местам г.Магадана

Классный час для учащихся 5-6 классов. В разработке представлен фотоматериал исторических памятников г. Магадана, который отражает исторические события становления города. Ребята занкомятся (повторяют...

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке"....

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти....

Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".

Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе. Литературное путешествие по историческим местам Брасовского края. "Здесь Русь моя, Отечество и Родина".(Царевой дорогой по земле Брасов...

Виртуальная экскурсия по историческим местам Коломны на повторительно-обобщающих уроках по истории России.

Использование краеведческого материала на уроках истории сегодня является неотъемлемой частью учебно – воспитательного процесса, важным способом повышения интереса к предмету и повышения качества знан...

Экскурсия по историческим местам г.Свободного Амурской области.

Тема: Экскурсия по историческим местам г.Свободного Амурской области.Вид: Научно – историческая, обзорная.Продолжительность: 1ч.Протяженность маршрута: 1км.Состав слушателей: учащиеся 5 «а...

Заочная экскурсия" Международный день памятников и исторических мест"

Познакомить обучающихся с " Международным днем памятников и исторических мест"...