Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс»
учебно-методический материал по естествознанию

Дополнительная общеразвивающая программа «Эдельвейс» естественнонаучной направленности  разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБОУ ДО  Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.

В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.

В школьной программе нет предмета экология. Поэтому, занимаясь по данной программе эколого-биологического направления, ребята приобретают экологические знания, практические умения и навыки изучения природной среды.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.                                              

Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iksanova_larisa_edelveys.docx51.8 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан

Согласовано                                                                                                

Директор МОБУ СОШ д.Романовка                                        

__________Г.Б.Сафина                                                

Утверждаю

Директор МБОУ ДО  ДДТ

_________ Н.В.Петрова

Рассмотрено на методическом совете      МБОУ ДО ДДТ

протокол №______ от___________

Приказ № ___ от _________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Эдельвейс»

(естественнонаучная направленность)

Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей:  6 – 11  лет

Составила Иксанова Лариса Александровна,

педагог дополнительного образования,

учитель химии и биологии

МОБУ СОШ д. Романовка

г. Давлеканово-2020 г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3 стр.

2

Учебно-тематический план

6 стр.

3

Содержание программы

7 стр.

4

Методическое обеспечение программы

8 стр.

5

6    

Список литературы

Приложение 1

Календарный учебный график

10 стр.


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Эдельвейс» естественнонаучной направленности  разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБОУ ДО  Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.

В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.

В школьной программе нет предмета экология. Поэтому, занимаясь по данной программе эколого-биологического направления, ребята приобретают экологические знания, практические умения и навыки изучения природной среды.

Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь  людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.                                              

Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления. 

Актуальность  программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Новизной данного курса является возможность его использования учителями в своей деятельности, своеобразная универсальность разработки. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрировать материал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала.

Педагогическая целесообразность программы заключается в углубление и расширение знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользования», «Биоэкология».

Отличительные особенности данной программы является  развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.

Цель программы:

Повышение экологической грамотности учащихся, формирование знаний и навыков природоохранной деятельности, активной гражданской позиции в вопросах взаимоотношения общества и природы.

Задачи:

Обучающие:

- знакомство с флорой и фауной родного края

- изучение глобальных и региональных экологических проблем

- приобретений знаний по выращиванию и уходу за декоративными культурами

-расширение знаний о влиянии условий среды на здоровье человека, экологических факторов на рост и развитие организмов

-подготовка к олимпиадам и конкурсам

Развивающие

- приобретение навыков экологической безопасности, поведения в природе

- развитие умений  выращивать и ухаживать за декоративными  культурами

-развитие навыков проведения исследований, опытов и наблюдений, работы с дополнительной литературой и интернет ресурсами

  • развитие одаренности и творческих способностей.

Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью

- формирование потребностей соблюдения чистоты и порядка в родном городе

- пробуждение интереса к приобретению экологических знаний

Формы реализации программы.

Обучение проводится в следующих направлениях: усвоение теоретических знаний  и формирование практических навыков. Основная форма работы индивидуально-групповая.

 Так же для реализации программы применяются следующие формы: лекции, беседы, экскурсии, игры, исследования, викторины, практические работы.

Возраст обучающихся. Данная программа рассчитана для детей в возрасте 7-10 лет. Набор осуществляется по желанию детей.   Группа может состоять из учащихся разных возрастов.  В этом случае осуществляется дифференцированный подход в обучении.

Этапы и сроки реализации.

1. Подготовительно-организационный – сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) – октябрь – май

3. Заключительный (подведение итогов) – май.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

 Направления реализации программы.

  1. Трудовая деятельность, направленная на озеленение школы и пришкольной территории.
  2. Практико-исследовательская деятельность, направленная на изучение растительного и животного мира родного края, влияния экологических факторов на организмы.

Темы практических работ, проводимых под руководством учителя экологии.

  1. Познавательные экскурсии, позволяющие расширить знания в области охраны окружающего мира, сохранение здоровья  горожан.
  2. Тематические мероприятия, воспитывающие бережное отношение к природе родного края.

 5. Рассказы  и беседы об экологических проблемах родного края, страны с применением готовых презентаций, виртуальных экскурсий.

6.Участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

7. Работа научного общества учащихся.

Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

- мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

- информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

- инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);

- деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Ожидаемые результаты.

  1. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
  2. Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
  3. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
  4. Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
  5. Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  6. Участие в районных и республиканских  конкурсах.

Продолжительность занятия

Периодичность в  неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

1 раз

2 часа

68

Учебно - тематический план

Темы занятий

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

Всего  часов

Теоретич. часы

Практич. часы

1

Введение

2

2

-

Беседа

2

Среда обитания

10

6

4

Практическая  работа, викторина

3

Жизнь растений

10

6

4

Опрос, практическая работа,тест, фотовыставка

4

Жизнь животных

12

6

6

Тест,викторинапрактическая работа

5

Реки и  озера

14

8

6

Тест,викторина,

практическая работа, мини-проект

6

Экология родного края

20

6

14

Тест,викторина

практическая работа, мини-проект

Итого:

68

34

34


Содержание программы

«ВВЕДЕНИЕ» (2 часа)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Тема 1  «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (10 часов)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.

Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

 Тема 2 «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» (10 часов)

Знакомство с жизнью растений. Изучение растений, произрастающих в Давлекановском районе. Знакомство с растениями Красной книги Республики Башкортостан.

 Правила выращивания комнатных  растений.  Озеленение школы.

Наблюдение за зимними изменениями в природе.

 Тема 3 «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (12 часов)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Республики Башкортостан. Разгадывание загадок.

Защита птиц зимой. Изготовление кормушек.

Тема 4. «РЕКИ И ОЗЕРА » (14 часов)

Пресная вода. Осадки. Реки и озера Республики Башкортостан.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление и распространение листовок – призывов.

Тема 4. «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ » (20 часов)

Фенологические наблюдения в природе.  Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды.

Способы размножения и уход за декоративными культурами. Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Лес - главное богатство нашей страны. Изготовление скворечников. Экскурсия по тропинкам родного края. Праздник «День Земли».

Практические работы.

  1. Осенние явления в жизни природы. (Экскурсия).
  2. Осень на  УОУ.
  3. Акция «Зеленый патруль» (озеленение школы комнатными цветами). 
  4. Зимние изменения в природе (экскурсия).
  5. Животный мир Башкортостана (мини-проекты).
  6. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
  7. Акция «Кормушка».
  8. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».
  9. Какую воду мы пьем? (анализ питьевой воды)
  10. Мини-проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт»
  11. SOS- мастерская (Создание экознаков). Определение растений.
  12. Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
  13. По тропинкам родного края (Экскурсия).
  14. Акция «Скворечник»
  15. По тропинкам родного края
  16. Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»

Методическое обеспечение

 Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности  по охране окружающей среды.

       Обучение основывается на принципах экологического образования:

  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

На занятиях кружка используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это показ, демонстрация. Практические – практические работы, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность.

Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты, работают с учебной литературой, совершают экскурсии. Проводятся дидактические игры, викторины. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, на пришкольном участке, учебно-опытном участке. В конце года после прохождения основного материала, обучающиеся создают проект по выбранной теме. Итогом завершения курса является защита проектных работ.

Учебные и методические пособия. Научная и методическая литература (см. список литературы). Материалы из опыта работы педагога.

 Медиаресурсы: учебные видеофильмы, презентации на экологические темы, разработки внеклассных мероприятий по экологии.

Материально-техническая база

  1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.
  2. Учебно-опытный участок (УОУ)

2. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.

3. Магнитофон, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, микроскоп.


Используемая литература

  1.        Лабораторный практикум по экологии -  Голубкина Н.А. / - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
  2.  Основы экологии, сборник задач, упражнений, практических работ. А. Жигарев и др.» Дрофа», 2012г.
  3. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. “ Биология в школе”, № 7, 2013.
  4. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва. Издательство АСТ, 2013.  
  5.  Школьный практикум. Экология , В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 2015г.
  6. Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 2014.

Рекомендуемая литература

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,2013.-192 с.
  2. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,2015.-240 с.
  3. Атлас комнатных растений. -М., 2015.-432 с.
  4. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический 
  5. мониторинг.-М.,2014.-388 с.
  6. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа: Гилем, 2012. 488 с.
  7. Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Мулдашев А.А., Мартыненко В.Б., Ямалов С.М. Флора и растительность Башкортостана: учеб пособ. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 174 с. (Электронное издательство «Vagant»)
  8. http://search.rsl.ru
  9. http://virtualrb.ru/ru/


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

муниципального района Давлекановский район

Республики Башкортостан

Согласовано                                                                                                

Директор МОБУ СОШ д.Романовка                                        

__________О.А.Кузнецова                                                

Утверждаю

Директор МБОУ ДО  ДДТ

_________ Н.В.Петрова

Рассмотрено на методическом совете      МБОУ ДО ДДТ

протокол №______ от___________

Приказ № ___ от _________2020 г.

Календарный учебный график

 к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Эдельвейс»

(естественнонаучная направленность)

Возраст детей: 7 – 10  лет

Составила Иксанова Лариса Александровна,

педагог дополнительного образования,

учитель химии и биологии

МОБУ СОШ д. Романовка

г. Давлеканово-2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

-во час

Тема занятия

Место про

ведения

Форма контроля

Введение (2 часа)

1-2

10

1

13.15-14.30

Беседа

2

Вводное занятие. Жизнь на Земле

школа

Беседа  

Среда обитания (10 часов)

3-4

10

8

13.15-14.30

Экскурсия

2

Осенние явления в жизни природы.

УОУ

Практическая работа

5-6

10

15

13.15-14.30

Практическая работа

2

Практическое занятие «Осень на  УОУ» 

УОУ

Практическая работа

7-8

10

22

13.15-14.30

Рассказ

2

Условия жизни растений.

школа

Викторина

9-10

10

29

13.15-14.30

Рассказ

2

Разнообразие животных, условия их жизни.

школа

Викторина

11-12

11

5

13.15-14.30

Беседа. Игра

2

Правила поведения в природе. Экологическая игра: «Природа и мы»

школа

Викторина

Жизнь растений (10 часов)

13-14

11

12

13.15-14.30

Рассказ

2

Жизнь растений. Растения Давлекановского района

школа

Опрос

15-16

11

19

13.15-14.30

Рассказ

2

Растения Красной книги Республики Башкортостан.

школа

Тест

17-18

11

26

13.15-14.30

Беседа

2

Правила ухода за комнатными растениями

школа

Опрос

19-20

12

3

13.15-14.30

Практическая работа

2

Акция «Зеленый патруль»

школа

Практическая работа

21-22

12

10

13.15-14.30

Экскурсия

2

Зимние изменения в природе

УОУ

Фотовыставка

Жизнь животных (12 часов)

23-

24

12

17

13.15-14.30

Беседа

2

Жизнь животных. Животные Давлекановского района.

школа

Викторина

25-26

12

24

13.15-14.30

Рассказ

2

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Животные Красной книги РБ.

школа

Опрос

27-

 28

12

31

13.15-14.30

Беседа

2

Птицы зимой.

школа

Тест

29-30

01

14

13.15-14.30

Мини-проект

2

Животный мир Башкортостана.

школа

Мини-проект

31-  32

01

21

13.15-14.30

Игра

Жизнь животных

Школа

Игра

33-

 34

  01

28

13.15-14.30

Практическая работа

2

Акция «Кормушка»

Школа

Практическая работа

Реки и озера (14 часов)

35-  

   36

02

4

13.15-14.30

Беседа

2

Реки и озера Республики Башкортостан.

Школа

Викторина

 37-

  38

02

11

13.15-14.30

Рассказ

2

Пресноводные животные и растения.

Школа

Опрос

39-

40

02

18

13.15-14.30

Беседа,

2

Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы

Школа

Опрос

41-

42

02

25

13.15-14.30

Мини-проект

2

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Школа

Мини-проект

43-

44

03

4

13.15-14.30

Практическая работа

2

Какую воду мы пьем?

Школа

Практическая работа

45-

 46

03

11

13.15-14.30

Беседа.

2

Правила поведения на воде.

Школа

Викторина

47-

48

03

18

13.15-14.30

Игра

2

Экологическая игра: «Природа и мы»

Школа

Игра

Экология родного края (18 часов)

49-

50

03

25

13.15-14.30

Мини-проект

2

Заповеди чистого села. Мини-проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт»

школа

Мини-проект

51-

52

04

1

13.15-14.30

Практическая работа

2

SOS- мастерская (Экологические знаки: разрешающие и запрещающие)

школа

Выставка экознаков

53-

54

04

8

13.15-14.30

Практическая работа

2

Акция «Скворечник»

школа

Практическая работа

55-56

04

15

13.15-14.30

Экскурсия

2

По тропинкам родного края

школа

Фотовыставка

57-58

04

22

13.15-14.30

Практическая работа

2

По тропинкам родного края

школа

Выпуск газеты

59-60

04

29

13.15-14.30

Экологическая игра

2

День Земли.

школа

Экологическая игра

61-62

05

6

13.15-14.30

Практическая работа

2

Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»

школа

Практическая работа

63-64

05

13

13.15-14.30

Беседа

2

Спасти природу

школа

Конкурс плакатов

65-66

05

20

13.15-14.30

Викторина

2

Удивительное рядом

школа

Викторина

67-68

05

27

13.15-14.30

Беседа

2

Итоговое занятие.

школа

Викорина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС" художественной направленности.

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС"художественной направленности....