Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эдельвейс»
учебно-методический материал по естествознанию
Дополнительная общеразвивающая программа «Эдельвейс» естественнонаучной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБОУ ДО Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.
В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.
В школьной программе нет предмета экология. Поэтому, занимаясь по данной программе эколого-биологического направления, ребята приобретают экологические знания, практические умения и навыки изучения природной среды.
Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iksanova_larisa_edelveys.docx | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Согласовано Директор МОБУ СОШ д.Романовка __________Г.Б.Сафина | Утверждаю Директор МБОУ ДО ДДТ _________ Н.В.Петрова |
Рассмотрено на методическом совете МБОУ ДО ДДТ протокол №______ от___________ | Приказ № ___ от _________2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Эдельвейс»
(естественнонаучная направленность)
Срок реализации программы: 4 года
Возраст детей: 6 – 11 лет
Составила Иксанова Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования,
учитель химии и биологии
МОБУ СОШ д. Романовка
г. Давлеканово-2020 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 стр. |
2 | Учебно-тематический план | 6 стр. |
3 | Содержание программы | 7 стр. |
4 | Методическое обеспечение программы | 8 стр. |
5 6 | Список литературы Приложение 1 Календарный учебный график | 10 стр. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Эдельвейс» естественнонаучной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, с Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставом МБОУ ДО Дом детского творчества МР Давлекановский район Республики Башкортостан.
В современном мире экологическая культура становится важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости выпускника общеобразовательной школы.
В школьной программе нет предмета экология. Поэтому, занимаясь по данной программе эколого-биологического направления, ребята приобретают экологические знания, практические умения и навыки изучения природной среды.
Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.
Разработка данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность.
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Новизной данного курса является возможность его использования учителями в своей деятельности, своеобразная универсальность разработки. Тесная связь материала курса с материалом курсов «Ботаника» и «Зоология» дает уникальную возможность творчески работающим учителям, плодотворно интегрировать материал одного курса в другой, причем формы такого взаимодействия могут быть различными: от использования межпредметных связей на отдельных занятиях до методических глубоко разработанных интегрированных блоков материала.
Педагогическая целесообразность программы заключается в углубление и расширение знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользования», «Биоэкология».
Отличительные особенности данной программы является развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.
Цель программы:
Повышение экологической грамотности учащихся, формирование знаний и навыков природоохранной деятельности, активной гражданской позиции в вопросах взаимоотношения общества и природы.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с флорой и фауной родного края
- изучение глобальных и региональных экологических проблем
- приобретений знаний по выращиванию и уходу за декоративными культурами
-расширение знаний о влиянии условий среды на здоровье человека, экологических факторов на рост и развитие организмов
-подготовка к олимпиадам и конкурсам
Развивающие
- приобретение навыков экологической безопасности, поведения в природе
- развитие умений выращивать и ухаживать за декоративными культурами
-развитие навыков проведения исследований, опытов и наблюдений, работы с дополнительной литературой и интернет ресурсами
- развитие одаренности и творческих способностей.
Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к природе, своему здоровью
- формирование потребностей соблюдения чистоты и порядка в родном городе
- пробуждение интереса к приобретению экологических знаний
Формы реализации программы.
Обучение проводится в следующих направлениях: усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков. Основная форма работы индивидуально-групповая.
Так же для реализации программы применяются следующие формы: лекции, беседы, экскурсии, игры, исследования, викторины, практические работы.
Возраст обучающихся. Данная программа рассчитана для детей в возрасте 7-10 лет. Набор осуществляется по желанию детей. Группа может состоять из учащихся разных возрастов. В этом случае осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Этапы и сроки реализации.
1. Подготовительно-организационный – сентябрь.
2. Основной (теоретический и практический) – октябрь – май
3. Заключительный (подведение итогов) – май.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Направления реализации программы.
- Трудовая деятельность, направленная на озеленение школы и пришкольной территории.
- Практико-исследовательская деятельность, направленная на изучение растительного и животного мира родного края, влияния экологических факторов на организмы.
Темы практических работ, проводимых под руководством учителя экологии.
- Познавательные экскурсии, позволяющие расширить знания в области охраны окружающего мира, сохранение здоровья горожан.
- Тематические мероприятия, воспитывающие бережное отношение к природе родного края.
5. Рассказы и беседы об экологических проблемах родного края, страны с применением готовых презентаций, виртуальных экскурсий.
6.Участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
7. Работа научного общества учащихся.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
- мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
- информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
- инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков исследовательской деятельности);
- деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.
Ожидаемые результаты.
- Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
- Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
- Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
- Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
- Участие в районных и республиканских конкурсах.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 часа | 1 раз | 2 часа | 68 |
Учебно - тематический план
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего часов | Теоретич. часы | Практич. часы | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - | Беседа |
2 | Среда обитания | 10 | 6 | 4 | Практическая работа, викторина |
3 | Жизнь растений | 10 | 6 | 4 | Опрос, практическая работа,тест, фотовыставка |
4 | Жизнь животных | 12 | 6 | 6 | Тест,викторинапрактическая работа |
5 | Реки и озера | 14 | 8 | 6 | Тест,викторина, практическая работа, мини-проект |
6 | Экология родного края | 20 | 6 | 14 | Тест,викторина практическая работа, мини-проект |
Итого: | 68 | 34 | 34 |
Содержание программы
«ВВЕДЕНИЕ» (2 часа)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1 «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (10 часов)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.
Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Тема 2 «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ» (10 часов)
Знакомство с жизнью растений. Изучение растений, произрастающих в Давлекановском районе. Знакомство с растениями Красной книги Республики Башкортостан.
Правила выращивания комнатных растений. Озеленение школы.
Наблюдение за зимними изменениями в природе.
Тема 3 «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (12 часов)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Республики Башкортостан. Разгадывание загадок.
Защита птиц зимой. Изготовление кормушек.
Тема 4. «РЕКИ И ОЗЕРА » (14 часов)
Пресная вода. Осадки. Реки и озера Республики Башкортостан.
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь). Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление и распространение листовок – призывов.
Тема 4. «ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ » (20 часов)
Фенологические наблюдения в природе. Влияние зеленых насаждений на состояние окружающей среды.
Способы размножения и уход за декоративными культурами. Знакомство с основными видами декоративных растений и правилами ухода за ними. Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка. Лес - главное богатство нашей страны. Изготовление скворечников. Экскурсия по тропинкам родного края. Праздник «День Земли».
Практические работы.
- Осенние явления в жизни природы. (Экскурсия).
- Осень на УОУ.
- Акция «Зеленый патруль» (озеленение школы комнатными цветами).
- Зимние изменения в природе (экскурсия).
- Животный мир Башкортостана (мини-проекты).
- Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
- Акция «Кормушка».
- Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».
- Какую воду мы пьем? (анализ питьевой воды)
- Мини-проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт»
- SOS- мастерская (Создание экознаков). Определение растений.
- Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
- По тропинкам родного края (Экскурсия).
- Акция «Скворечник»
- По тропинкам родного края
- Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад»
Методическое обеспечение
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
Обучение основывается на принципах экологического образования:
- принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
- принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
На занятиях кружка используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это показ, демонстрация. Практические – практические работы, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность.
Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты, работают с учебной литературой, совершают экскурсии. Проводятся дидактические игры, викторины. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, на пришкольном участке, учебно-опытном участке. В конце года после прохождения основного материала, обучающиеся создают проект по выбранной теме. Итогом завершения курса является защита проектных работ.
Учебные и методические пособия. Научная и методическая литература (см. список литературы). Материалы из опыта работы педагога.
Медиаресурсы: учебные видеофильмы, презентации на экологические темы, разработки внеклассных мероприятий по экологии.
Материально-техническая база
- Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.
- Учебно-опытный участок (УОУ)
2. Шкафы и полки; выставочные витрины для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.
3. Магнитофон, компьютер, фотоаппарат, видеокамера, микроскоп.
Используемая литература
- Лабораторный практикум по экологии - Голубкина Н.А. / - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
- Основы экологии, сборник задач, упражнений, практических работ. А. Жигарев и др.» Дрофа», 2012г.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Ж. “ Биология в школе”, № 7, 2013.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва. Издательство АСТ, 2013.
- Школьный практикум. Экология , В.В. Пасечник, М: «Дрофа», 2015г.
- Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование. 2014.
Рекомендуемая литература
- Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,2013.-192 с.
- Алексеев С.В. Экология.-С/П.,2015.-240 с.
- Атлас комнатных растений. -М., 2015.-432 с.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический
- мониторинг.-М.,2014.-388 с.
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа: Гилем, 2012. 488 с.
- Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Мулдашев А.А., Мартыненко В.Б., Ямалов С.М. Флора и растительность Башкортостана: учеб пособ. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 174 с. (Электронное издательство «Vagant»)
- http://search.rsl.ru
- http://virtualrb.ru/ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
Согласовано Директор МОБУ СОШ д.Романовка __________О.А.Кузнецова | Утверждаю Директор МБОУ ДО ДДТ _________ Н.В.Петрова |
Рассмотрено на методическом совете МБОУ ДО ДДТ протокол №______ от___________ | Приказ № ___ от _________2020 г. |
Календарный учебный график
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Эдельвейс»
(естественнонаучная направленность)
Возраст детей: 7 – 10 лет
Составила Иксанова Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования,
учитель химии и биологии
МОБУ СОШ д. Романовка
г. Давлеканово-2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во -во час | Тема занятия | Место про ведения | Форма контроля | ||
Введение (2 часа) | ||||||||||
1-2 | 10 | 1 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Вводное занятие. Жизнь на Земле | школа | Беседа | ||
Среда обитания (10 часов) | ||||||||||
3-4 | 10 | 8 | 13.15-14.30 | Экскурсия | 2 | Осенние явления в жизни природы. | УОУ | Практическая работа | ||
5-6 | 10 | 15 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Практическое занятие «Осень на УОУ» | УОУ | Практическая работа | ||
7-8 | 10 | 22 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Условия жизни растений. | школа | Викторина | ||
9-10 | 10 | 29 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Разнообразие животных, условия их жизни. | школа | Викторина | ||
11-12 | 11 | 5 | 13.15-14.30 | Беседа. Игра | 2 | Правила поведения в природе. Экологическая игра: «Природа и мы» | школа | Викторина | ||
Жизнь растений (10 часов) | ||||||||||
13-14 | 11 | 12 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Жизнь растений. Растения Давлекановского района | школа | Опрос | ||
15-16 | 11 | 19 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Растения Красной книги Республики Башкортостан. | школа | Тест | ||
17-18 | 11 | 26 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Правила ухода за комнатными растениями | школа | Опрос | ||
19-20 | 12 | 3 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Акция «Зеленый патруль» | школа | Практическая работа | ||
21-22 | 12 | 10 | 13.15-14.30 | Экскурсия | 2 | Зимние изменения в природе | УОУ | Фотовыставка | ||
Жизнь животных (12 часов) | ||||||||||
23- 24 | 12 | 17 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Жизнь животных. Животные Давлекановского района. | школа | Викторина | ||
25-26 | 12 | 24 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Животные Красной книги РБ. | школа | Опрос | ||
27- 28 | 12 | 31 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Птицы зимой. | школа | Тест | ||
29-30 | 01 | 14 | 13.15-14.30 | Мини-проект | 2 | Животный мир Башкортостана. | школа | Мини-проект | ||
31- 32 | 01 | 21 | 13.15-14.30 | Игра | Жизнь животных | Школа | Игра | |||
33- 34 | 01 | 28 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Акция «Кормушка» | Школа | Практическая работа | ||
Реки и озера (14 часов) | ||||||||||
35- 36 | 02 | 4 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Реки и озера Республики Башкортостан. | Школа | Викторина | ||
37- 38 | 02 | 11 | 13.15-14.30 | Рассказ | 2 | Пресноводные животные и растения. | Школа | Опрос | ||
39- 40 | 02 | 18 | 13.15-14.30 | Беседа, | 2 | Жизнь у рек и озер. Околоводные птицы | Школа | Опрос | ||
41- 42 | 02 | 25 | 13.15-14.30 | Мини-проект | 2 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». | Школа | Мини-проект | ||
43- 44 | 03 | 4 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Какую воду мы пьем? | Школа | Практическая работа | ||
45- 46 | 03 | 11 | 13.15-14.30 | Беседа. | 2 | Правила поведения на воде. | Школа | Викторина | ||
47- 48 | 03 | 18 | 13.15-14.30 | Игра | 2 | Экологическая игра: «Природа и мы» | Школа | Игра | ||
Экология родного края (18 часов) | ||||||||||
49- 50 | 03 | 25 | 13.15-14.30 | Мини-проект | 2 | Заповеди чистого села. Мини-проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт» | школа | Мини-проект | ||
51- 52 | 04 | 1 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | SOS- мастерская (Экологические знаки: разрешающие и запрещающие) | школа | Выставка экознаков | ||
53- 54 | 04 | 8 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Акция «Скворечник» | школа | Практическая работа | ||
55-56 | 04 | 15 | 13.15-14.30 | Экскурсия | 2 | По тропинкам родного края | школа | Фотовыставка | ||
57-58 | 04 | 22 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | По тропинкам родного края | школа | Выпуск газеты | ||
59-60 | 04 | 29 | 13.15-14.30 | Экологическая игра | 2 | День Земли. | школа | Экологическая игра | ||
61-62 | 05 | 6 | 13.15-14.30 | Практическая работа | 2 | Экологическая акция «Наша школа – цветущий сад» | школа | Практическая работа | ||
63-64 | 05 | 13 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Спасти природу | школа | Конкурс плакатов | ||
65-66 | 05 | 20 | 13.15-14.30 | Викторина | 2 | Удивительное рядом | школа | Викторина | ||
67-68 | 05 | 27 | 13.15-14.30 | Беседа | 2 | Итоговое занятие. | школа | Викорина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Эдельвейс". Федькина А.И.
Сольное пение. Индивидуальные занятия....
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС" художественной направленности.
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС"художественной направленности....
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...