Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.
статья по немецкому языку по теме

Демчук Ольга Николаевна

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

 Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика  

          Это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

 Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование  ИЯ как средства получения новой информации,  обогащения  словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

-  особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

 Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Глава I . Проектная методика обучения

иностранным языкам : история и современность

1. Проектная методика в рамках  ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса  на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обученности  и образованности личности.  .

Ведущие положения проектной методики основаны:

- на учете  особенностей  личности  учащихся;

- на связи идеи проекта с реальной жизнью;

- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

- на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ.

2.   Проектная методика является:

- альтернативным подходом в современной системе образования;

-новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств.

-продуктивным обучением, в основе которого  лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений,  детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.

Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран,  где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими  знаниями и прагматическими умениями.

Глава II.  Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

1. Интегративной целью обучения ИЯ  на современном этапе образования является способность и готовность учащихся осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в заданных государственным стандартом образования пределах. Проектная методика, в основе которой лежит концепция личностно-деятельностного подхода, отвечает современным образовательным требованиям .

Целью обучения  ИЯ является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, мобилизация творческих способностей и личностного потенциала учащегося при осознании школьниками себя как субъекта учебной деятельности по овладению ИЯ, критической рефлексии собственного опыта учебной деятельности и способности к саморазвитию в процессе гибкой конструктивной мыслительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью содержание обучения ИЯ с использованием проектной методики являются лингвистические и социокультурные знания,  которые формируется у учеников в процессе овладения новым языковым материалом по теме проекта в процессе поиска значимой информации из иноязычных источников.

Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретаемыми в процессе проектной деятельности, включает интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль); а также навыки и умения связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях). Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики:

         -    принцип коммуникативности;

         -    принцип ситуативной  обусловленности;

         -    принцип проблемности;

         -    принцип соизучения языка и культуры;

         -    принцип автономности.

        2.  Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение, контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

Подготовительный

  1. представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  2. выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

  1. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
  2. текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

  1. защита проектов (презентация результатов);
  2. оценка результатов, выявление новых проблем;

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).

3. При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:

  1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);
  2. предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный проект);
  3. характер координации проекта (открытая или скрытая, телекоммуникационные проекты);
  4. характер контактов  (внутренний, региональный или международный);
  5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

4. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

                                    Я сам                    Я хочу  

                                Я могу              Я умею

Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая  у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

Глава III.   Методическое обоснование технологии

 использования проектной методики в системе учебных и

 внеучебных занятий по сквозной теме “Sternzeichen”для учащихся старшей ступени обучения ( 10 класс ).

3.1  . Теоретические  основы  разработки проекта  системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме

Проект был разработан и апробирован на заключительном занятиии по сквозной теме “Sterzeichen”,  в 10 классе  МОУ Орудьевская средняя общеобразовательная школа.

Тема проекта: “Sterzeichen”.

Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный.[1]1

В основе проекта “Sternzeichen” лежит исследовательская работа старшеклассников и умение беседовать со своими сверстниками о гороскопе на будущий месяц.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе обучения ИЯ.

 Доказать, что:

 1) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;

2) проектная деятельность обеспечивает повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению иностранным языком;

 3) проектная деятельность способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а также их общему интеллектуальному развитию.

 Цель потребовала решения следующих задач:

  1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по сквозной теме “Sternzeichen”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.
  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
  4. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.
  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром старшеклассников.

Направленность проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: 3 академических часа.

Возраст: 10 кл. (15-16лет).

Место проведения: МОУ Орудьевская средняя общеобразовательная школа.

Оборудование и оформление: фотоматериалы с изображениями знаков зодиака, фломастеры, клей, ножницы, ватман и другие необходимые «строительные» материалы.

Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по теме “Sternzeichen”и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности , лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Занятие строится по типу ролевой игры и предполагает деление класса на 2 микрогруппы (в классе 10 человек). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков по теме « Знаки зодиака». В ходе ролевой игры учащимися обсуждаются вопросы и ответы для беседы и  представления (защиты) конечного результата каждым из участников проекта. На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы.

3.2  Содержание    и  реализация  проекта  системы   учебных и внеучебных занятий по сквозной  теме “Sternzeichen”.

Проект “Sternzeichen” состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Каждое из занятий  планируется по следующей схеме:

  1. Введение ;
  2. Основные задачи занятия ;
  3. Необходимая информация ;
  4. Пошаговое описание действий ;
  5. Факультативные задачи .

 1.  Подготовительный этап.

Введение.

Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта – “Sternzeichen”.

Основные задачи занятия:

  1. Сформулировать проблему исследования;
  2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;
  3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.

Необходимая информация:

Учитель представляет ряд ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

Далее учитель совместно с учащимися определяют направления поиска по работе с гипотезами.

- читаете ли вы гороскоп,  кто составляет гороскоп, верите ли вы в него, какие положительные и отрицательные качества можно использовать при составлении гороскопа, ваше отношение к гороскопу.

Первый урок заканчивается выбором рабочих групп и распределением ролей в командах.

Основной этап.

Введение: Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников, формирует цели урока.

На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Основные задачи: 

  1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.
  2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
  3. Определить формы и способы представления результатов проектов.

Пошаговое описание действий:

С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме  учащимся предлагаются различные виды речевых упражнений.

В конце занятия учащиеся определяют форму и способ представления результатов проекта (интервью, реклама, ролевая игра, устный доклад), а также обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.

Факультативные задачи: Учащимся предлагается самостоятельно отыскать дополнительный материал по данной проблеме в соответствии с определенной ролью.

С целью проверки принятых гипотез учащиеся проводят беседы, опросы, интервьюирование родных и близких, своих одноклассников и школьных товарищей (результаты демонстрируются при защите проекта).

В процессе проектирования учителем постоянно осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Заключительный этап.

Введение: Вводное слово учителя: Учитель приветствует всех учащихся, формирует цели урока.

Основные задачи:

  1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.
  2. Оформить проектную работу (конечный результат в виде юмористического фотоколлажа, стенгазеты, дневника, журнала, записей интервью, доклада и т.д.).
  3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.

Пошаговое описание действий:

1. Подготовка.

Учитель предоставляет время учащимся (20 мин) для завершения проектной работы, ее оформления и подготовки к защите (презентации) результатов. Наблюдает, координирует деятельность учащихся.

2. Защита проекта. Во время защиты учащиеся задают своим одноклассникам различные вопросы.

3. Оценка результатов

Во время защиты проектов была проведена оценка результатов как самими учащимися, так и учителем .

Результаты работы: по большинству показателей проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

  1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
  3. повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива;
  4. повышение общего интеллектуального развития учащихся.

В целом, проектная работа, проведенная по теме «Sternzeichen»способствовала укреплению языковой и речевой базы учащихся, обогащению их словарного запаса, развитию коммуникативных умений и межкультурной компетенции в целом.

Список  использованной  литературы

  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
  2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
  3. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.
  4. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы / И.Л. Бим, А.А. Миролюбов // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
  5. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Е.М. Борисова // Иностр. языки в школе. – 1998. – № 2. – С. 27-31.
  6. Есипов Б.П., Равкин З.И. Метод проектов / Б.П. Есипов, З.И. Равкин // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т.2. – С. 806.
  7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
  8. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка

Применение проектной методики и ИКТ на уроках иностранного языка для творческого развития учащихся....

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие кр...

Из опыта работы о проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Отличительной особенностью ФГОС является его направленность на стратегию социального проектирования и конструирования. Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в групп...

Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка по теме " Was soll ich werden?" (Кем быть?)

Представленные учащимися в итоге проектной работы сочинения получились  оригинальными, эмоционально окрашенными. Рассказы демонстрируют степень полноты представления ребят о своих будущих професс...

" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"

Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...