интегрированный урок на тему транспорт мира
план-конспект урока по естествознанию (10 класс)
Предварительный просмотр:
Транспорт мира: проблемы и перспективы развития.
Цели урока: обобщить и расширить знания, полученные на уроках географии, химии, экологии и физики, рассмотреть сущность развития мирового транспорта – третьей ведущей отрасли материального производства; строение и функции двигателей и получение топлива для автомобилей, научить определять качество бензина и выявить в окружающей среде проблемы, которые возникают в процессе использования автомобильного транспорта.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Сформировать представление о структуре и географии транспорта мира представление об основных направлениях изменения транспорта в эпоху НТР;
- расширить знания строение и функции двигателей;
- рассмотреть способы получение топлива для автомобилей, научиться определять качество бензина
- Воспитательные :
- воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим, прививать чувство доброты, толерантности по отношению к тем, кто рядом;
- прививать любовь к экологии и научить охранять окружающую среду;
- воспитывать коммуникабельность (умение слушать учителя и товарищей, отстаивать свою точку зрения);
- Развивающие:
- Развивать системное и творческое мышление учащихся;
- Развивать умение ставить цель и планировать свою деятельность;
- Развивать умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- Формировать умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
- Развивать интерес к физике и химии, географии, экологии
Результаты:
Личностные: воспитывать любовь к родине, причастность к ее процветанию, развить самостоятельное мышление, ценностное отношение к умению воспринимать речь учителя, одноклассников, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, повысить интерес к обучению.
Метапредметные: развивать навыки планирования и целеполагания, прогнозирования, развивать творческую активность учащихся, прививать навыки пользования предметной технологией, продолжить формирование умений работать с учебной литературой, анализировать тематические карты, оформлять результаты работы в виде отчета группы, анализировать, синтезировать, обобщать информацию.
Планируемый предметный результат: определить значение транспорта, его место и роль в мировой экономике; охарактеризовать по основным параметрам мировой транспорт; сформировать представление об особенностях видов двигателей транспорта; познакомиться со способами получения топлива для мирового транспорта; определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР; найти пути решения проблем связанных с влиянием транспорта на окружающую среду.
Тип урока: урок обобщения и систематизации, а также практического применения знаний и навыков.
Форма урока: интегрированный урок-исследование.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: | Мультмедийный проектор, презентация |
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель химии: Здравствуйте, уважаемые друзья!
Мы проводим интегрированный урок в форме группового занятия – исследования, на котором объединили такие предметы, как географию, физику, химию и биологию.
- Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся
Учитель физики. Действительно, урок у нас не совсем обычный. Мы будем сегодня повторять, и обобщать знания, а вот о чем давайте узнаем, разгадав наш кроссворд. Ключевое слово и будет темой нашего урока. (Работа в группах по разгадыванию КРОССВОРДА)
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 |
- Летательный аппарат, предназначенный для полётов в атмосфере. (самолет)
- Подземная железная дорога. (метро)
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (автобус)
- Единица подвижного железнодорожного состава. (Вагон)
- Землеройная машина, оснащённая ковшом. (экскаватор)
- Состав железнодорожных вагонов. (поезд)
- Безрельсовое транспортное средство с электрическим приводом для перевозки пассажиров. (троллейбус)
- Винтокрылый летательный аппарат, предназначенный для полётов. (вертолет)
- Самоходное морское судно с двигателем внутреннего сгорания. (теплоход)
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Учитель географии: Итак, вы получили ключевое слово кроссворда (ТРАНСПОРТ) из этого следует что тема нашего урока: «Транспорт мира: проблемы и перспективы развития».
Исходя из темы урока. Давайте совместно поставим его цели:
- изучить по основным параметрам транспортную систему мира;
- изучить двигатели и виды топлива, которые используются в работе транспорта;
- выявить в окружающей среде проблемы, которые возникают в процессе использования автомобильного транспорта.
Таким образом, объектом нашего исследования является транспорт мира. Исследовать его будем мы с вами, работая в группах: «географы», «физики», «химики» «биологи-экологи». Каждая группа выполняет задание-исследование по данной теме и представят нам его в форме презентаций.
(Работа в группа для подготовки отчета)
- Этап рефлексии (мобилизации, учащихся на рефлексию своего поведения).
Учитель биологии: Прежде, чем прозвучать отчеты учащихся-исследователей, я предлагаю выразить свое отношение к объекту изучения. Перед вами лежат листочки трех цветов. На лист белой бумаги с заголовком «Мое отношение к транспорту мира» в левой части каждый наклеивает листочек того цвета, который соответствует вашему отношению к транспорту в данный момент: розовый – тревожное состояние, жёлтый – стоит задуматься, зеленый – спокойное отношение. Каждая группа оценивает работу своих товарищей исходя из совместного опыта работы над презентацией. Для работы у вас на каждом столе лежит кейс, в котором лежит все что нужно нам сегодня для урока. И первое это лист рейтинговой оценки (приложение 5). После выступления каждой группы нужно в течение минуты поставить балы в соответствующий рейтинговый лист и сдать экспертной группе. Учителя-консультанты в составе экспертной группы подведут итоги. Результаты будут оглашены в конце урока.
- Этап усвоения новых знаний
Учитель физики: Сейчас группы исследователи представят нам свой материал по определенной работе. Приглашается группа исследователей - географов. (приложение 1)
Выступление сопровождается демонстрацией презентации «Транспорт мира: проблемы и перспективы развития»
Далее группами физиков, химиков, биологов - экологов выполняется рейтинговая оценка по исследовательской работе географов (приложение 5)
Учитель физики: На основе полученной информации вам предлагается выполнить парную работу «Вставь слово». В ваших кейсах есть конверт с самолетом.
Вставь слово
Развитые | Развивающиеся |
Представлен _________ видами транспорта. Технический уровень _________. Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения ____________________. На эти страны приходится _____ общей длины мировой транспортной сети. | _________________ транспортная система. Транспортная подвижность населения ______ среднемировой. Преобладание ___________ видов транспорта. Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения _________. Широко используется для перемещения грузов ___________ ________________ транспорта. |
Учитель биологии: Приглашается группа исследователей-физиков.
Выступление сопровождается демонстрацией презентации «Исследования физиков».
Далее группами географов, химиков, биологов-экологов выполняется рейтинговая оценка по исследовательской работе физиков (приложение 6)
Учитель биологии: Исходя полученной информации каждой группе предлагается выполнить мини-проект «У светофора» работая с текстом, для этого найдите в кейсах конверт со светофором.
Мини-проект «У светофора»
Учащиеся школы решили выяснить какое количество токсичных продуктов выхлопных газов автотранспорта попадает в окружающую среду, для этого они ознакомились со справочным материалом и выяснили что состава выхлопных газов карбюраторных двигателей таков масса угарного газа 0,035 г/мин, углекислого – 0,217 г/мин, диоксид азота – 0,002 г/мин и сажи – 0,04 г/мин. Дизельные двигатели в процессе работы образуют те же вещества но в другом количестве угарного газа выделяется - 0,017 г/мин, углекислого газа -0,2 г/мин, диоксида азота -0,001 г/мин и сажи – 1,1 г/мин. В ходе исследования также было определено количество переключений: торможение, набор скорости, холостой ход. Учащиеся зафиксировали что в течении 10 минут на светофоре по улице Юности останавливалось 53 легковых автомобиля, 2 грузовых и 5 автобусов.
Из данного исследования составьте таблицу и произведите расчёты. Сколько токсичных газов выбрасывается автотранспортом в сутки и в год.
ФИЗМИНУТКА
Учитель географии. Давайте немного отдохнем. И перед тем как мы начнем двигаться найдите в своих кейсах конверт дорожным знаком пешеход. В нем лежат пословиц о транспорте, ваша задача составить правильно пословицу, то есть найти пару.
Кому нужны рычаги управления, если у них нет тормозов.
У хорошего пилота не бывает плохого самолета.
Ракета выше дома, летает с космодрома.
Если ваш поезд ушел, вы всегда можете долететь самолетом.
Машина любит ласку, уход, чистку и смазку.
Терпения и труд локомотива докажет результатом что поезд сила.
Стимул технического прогресса - наша беззащитность перед техникой.
В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно.
Учитель физики. Приглашается группа исследователей-химиков.
Выступление сопровождается демонстрацией презентации «Топливо».
Группами географов, физиков, биологов-экологов выполняется оценка по исследовательской работе химиков (приложение7).
Учитель биологии. Ребята сейчас вы услышали отчет химиков о видах топлива и мы предлагаем вам выполнить индивидуальную работу на ваших рабочих листах. Задание 1. Составьте кластер «Фракции нефти и их применение»
Нефтепереработка и ее продукты
Современная нефтепереработка – это сложный комплекс производственных процессов, направленный на получение нефтепродуктов, а также сырья для нефтехимии и органического синтеза. До стадии перегонки нефть очищают от примесей солей и воды. Так как нефть – сложная смесь природных углеводородов различной молекулярной массы, то первичная переработка – это перегонка нефти, которая позволяет разделить нефть на отдельные фракции в соответствии с температурой кипения углеводородов. Перегонка основана на разнице температур кипения углеводородов, входящих в состав нефти, т.е. перегонка – физический процесс, с углеводородами не происходят химические превращения. В промышленности перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной (разделительной) колонны. В печи находится змеевик (трубопровод). По трубопроводу непрерывно подается нефть, где она нагревается до 350°С и в виде паров поступает в ректификационную колонну (стальной цилиндрический аппарат высотой 50 - 60 м). Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну и через отверстия поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие углеводороды конденсируются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию, где образуется газойль. Он является дизельным топливом. Более летучие углеводороды собираются выше и образуют керосиновую фракцию, здесь образуется керосин. В современных условиях керосин, как правило, используется в качестве горючего, Авиационный керосин используется в качестве топлива в двигателях самолетов, реактивной техники. Кроме того, он необходим для смазывания деталей в летательных аппаратах, используется в качестве хладагента. Ещё выше собирается лигроиновая фракция. Лигроин является сырьё для производства химических веществ . Наиболее летучие УВ выходят в виде паров из колонны и сжижаются, образуя бензин -топливо для автомобилей. Часть бензина подается обратно в колонну для орошения поднимающихся паров. Это способствует охлаждению и конденсации соответствующих УВ. Жидкая часть нефти, поступающей в колонну, стекает по тарелкам вниз, образуя мазут, топливо для электростанций, сырьё для производства масел, асфальт представляющий собой ценную смесь большого количества тяжёлых углеводородов. Такая перегонка называется фракционной.
Учитель географии. Приглашается группа биологов-экологов.
Выступления сопровождаются демонстрацией презентации
«Влияние транспорта на окружающею среду»
Группами географов, физиков, химиков выполняется рейтинговая оценка по исследовательской работе биологов-экологов (приложение 8).
Учитель географии. Из выступления ребят мы узнали, как влияет транспорт на окружающую среду. Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы журналистов газеты «Капелька» Детского эколого-биологического центра для этого прочитайте текст и найдите в кейсах конверт с капелькой нефти.
Примерные вопросы журналистов газеты «Капелька».
Наибольшее значение имеет использование тепловых двигателей на тепловых электростанциях, где они приводят в движение роторы генераторов электрического тока. Тепловые двигатели- паровые турбины- устанавливают также на всех АЭС для получения пара высокой температуры. На всех основных видах современного транспорта преимущественно используются тепловые двигатели: на автомобильном- поршневые двигатели внутреннего сгорания; на водном- ДВС и паровые турбины; на ж/д- тепловозы с дизельными установками; в авиации- поршневые, турбореактивные и реактивные двигатели. Без тепловых двигателей современная цивилизация немыслима. Мы не имели бы в изобилии дешевую электроэнергию и были бы лишены всех двигателей скоростного транспорта. Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов. Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается. Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. В третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека. А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу два-три тонн свинца. Один из путей уменьшения путей загрязнения окружающей среды- использованием в автомобилях вместо карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо которых не добавляют соединения свинца. Перспективными являются разработки автомобилей, в которых вместо бензиновых двигателей применяются электродвигатели или двигатели, использующие в качестве топлива водород. Выбросы вредных веществ в атмосферу- не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не приводить к постепенному повышению средней температуры на земле. Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии, борьба за её экономию
1. В большинстве двигателей превращение внутренней энергии в механическую, происходит за счет сгорания топлива. Объясните, как это влияет на окружающую среду.
2. Как влияют автомобильные двигатели на состояние окружающей среды и здоровья человека?
3.Если тепловые двигатели наносят такой вред окружающей среде, зачем их используют?
- Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель биологии. Прозвучали отчеты исследователей о проделанной работе. Давайте проверим на сколько вы все усвоили. Для этого мы предлагаем вам поиграть в игру «Согласен – Не согласен». Вам нужно выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
№ | Утверждение | Ответ |
1 | самый крупный по грузообороту порт мира находится в Японии | нет |
2 | Нефть – это смесь, состоящая из жидких и растворенных в них газообразных и твердых углеводородов | да |
3 | Тепловые двигатели не используют в автомобилях | нет |
4 | Топливо для электростанций, кораблей; сырье для производства масел никотин. | нет |
5 | По протяженности автомобильных дорог лидирует США | да |
6 | Дизельный двигатель работает на дорогих видах топлива | нет |
- Этап закрепления и применения новых знаний и способов действий.
Учитель химии. Уважаемые учащиеся! Изучив на сегодняшнем уроке такую важную, глобальную тему, каждый из вас составил свое мнение по этому поводу написав «Телеграмму». Свои предложения напишите на листе бумаге и отправите (обменяться) ее соседу по группе.
- Этап обобщения и систематизации знаний.
Учитель физики: Прошу вас объединить свои мнения воедино и предложить пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом. Приклейте их в таблицу которая у вас в кейсах и прокомментируйте написанное. Теперь вы можете зачитать предложения по проблеме загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом.
- Этап подведения итогов занятия.
Учитель биологии: Следует отметить четкую и слаженную работу в группах по представлению отчетов и исследований. Исследования были представлены в виде презентации, одной из новых форм информационных технологий, используемых для выполнения домашнего задания. Учащиеся показали достаточно высокий уровень владения информацией не только в рамках учебной программы, но и далеко за ее пределами. Все учащиеся за эту работу получают оценку «5». Уважаемые учащиеся! В конце урока повторим работу с разноцветными листочками, отражающими ваше отношение к транспорту мира. Выберете листочек нужного цвета, наклейте его в правой части белого листа и передайте мне. Посмотрите, как изменилось ваше отношение к проблеме после нашего урока.
Х. Этап рефлексии.
Учитель географии. Ну и в конце урока давайте попробуем составить синквей по нашей теме транспорт.
Синквейн Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Например
транспорт
личный, индивидуальный
едет, циркулирует, движется
совокупность средств для перемещения
загрязнитель
Приложение №1
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕОГРАФОВ
Транспорт (Выступление 1-го ученика). Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Он обеспечивает производственный процесс и региональные экономические и торговые связи. Без транспорта было бы невозможно освоение новых территорий, обобщение людей. Транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему. В общих чертах она может быть подразделена на две неравные по значению части экономически развитых и развивающихся стран. На первую группу стран приходится почти 80% общей протяженности транспортных сетей мира. Эти страны отличает высокая транспортная освоенность территории. Россию часто называют страной без дальних дорог. И без основания. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния издавна предупредила сооружение дорог. Они обеспечивали связь между разными частями страны. Доля железнодорожного транспорта в перевозках груза составила 35,6%, автомобильного транспорта – 25,2%, трубопроводного – 33,6%, остальное приходится на морской и воздушный. Из всех видов транспорта сейчас нас интересует автомобильный, т.к. его преимущество в том, что он осуществляет перевозки «от двери до двери». Из структуры перевозок видно, что больше 70% пассажироперевозок приходится на автомобильный транспорт.
Железнодорожный транспорт (Выступление 2-го ученика). Железнодорожный транспорт зародился в начале XIX в. Для многих стран железные дороги стали основным видом транспорта. В течение XIX и первой третиXX в. длина сети железных дорог быстро росла. В настоящие время она достигла 1,3 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах. Железнодорожный транспорт оказал неоценимые услуги человечеству в развитии земной цивилизации. Массовые перевозки сырья, продовольствия, пассажиром и сегодня немыслимы без использования железных дорог. Железнодорожный транспорт осуществляет примерно 10% грузо- и пассажироперевозок. Несмотря на снижение общих показателей, он остается важнейшим видом сухопутного транспорта. Утрата позиций объясняется конкуренцией со стороны автомобильного и авиационного транспорта. В XXI в. планируется строительство нескольких трансконтинентальных железнодорожных магистралей. Уже ведется сооружение дороги протяженностью 10 тыс. км. Она пройдет по маршруту знаменитого Великого шелкового пути и свяжет Западную Европу с Китаем.
Морской транспорт (выступление 3-го ученика). Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров, а число крупных портов превышает 2,5 тысячи. Среди них особо выделяются мировые порты, ежегодно перегружающие более 500 млн. тонн. Конкуренция на транспорте и некоторая избыточность морского транспорта привели к «бегству» флота развитых стран под «дешевы» флаги развивающихся стран. Это позволяет экономить на налогах, зарплате моряков, обеспечение техники безопасности и экологических нормативах.
Воздушный транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Применение авиационной техники для перевозки пассажиров, грузов началось только после Первой мировой войны. Последующее его развитие происходило стремительными темпами. В начале XXI в. число пассажиров увеличилось до 2,2 млрд. человек. Сеть регулярных авиалиний составляет почти 10 млн. км. Важнейшие пункты на этих трассах – 1100 международных аэропортов. Самые напряженные участки проходят над севером Атлантики и Тихого океана. В структуре пассажирских авиаперевозок первое место принадлежит Северной Америке – 40%, на долю Африки приходится 2% пассажироперевозок
Автомобильный транспорт (Выступление 4-го ученика). Развитие автомобильного транспорта определяется протяженностью и качеством дорог, величиной автопарка и уровнем автомобилизации населения. Первые дороги, предназначенные для автомобилей, появились лишь в 1923 г. в США и Италии. В настоящее время протяженность автодорог с твердым или усовершенствованным покрытием превышает 24 млн. км. Благодаря такой протяжённости транспортной сети автотранспорт обеспечивает 80% мирового пассажирооборота и более 10% грузооборота. Автомобильный парк мира в 2000 г. Приблизился к 700 млн. машин. Постность автомобильных дорог с твердым покрытием с каждым годом нарастает, о чем свидетельствуют данные диаграммы. Не менее важен показатель удельного веса автодорог с твердым покрытием. На 2015 г. он составил чуть больше 90%. Развитию пассажирских перевозок автомобильным транспортом способствует высокий показатель обеспеченности автобусами общего пользования (124 на 100 тыс. человек). Обеспеченность личными автомобилями в России составляет 284 автомобилей на 1000 человек. Общий объем перевозок негосударственным автотранспортом составил 90%.
Приложение 2
ВЫСТУПЛЕНИЕ ФИЗИКОВ
Выступление 1-го ученика. Из выступления исследовательской группы географов мы увидели, что мир транспорта разнообразен, но наша группа физиков считает, что «сердцем» подавляющего большинства транспортных средств тепловой двигатель. Тепловой двигатель – это устройство, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую работу. К тепловым двигателям относятся: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, турбина, реактивный двигатель
Двигатель внутреннего сгорания –это тепловая машина, в которой в качестве рабочего тела используются газы высокой температуры, образующиеся при сгорание жидкого или газообразного топлива непосредственно внутри камеры поршневого двигателя.
Двигатели внутреннего сгорания различают:
- по роду топлива (жидкостные и газовые);
- по рабочему циклу (непрерывного действия, двух или четырехактивные;
- по способу приготовления горючей смеси (карбюраторные и дизельные);
- по виду преобразования энергии: поршневые, турбинные, реактивные, комбинированные;
Выступление 2-го ученика. Первый поршневой двигатель внутреннего сгорания был создан в 1860 г. французским инженером Э. Ленуаром. КПД этого двигателя был равен 3,3%. Первый автомобильный двигатель внутреннего сгорания изобрел в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николаус Отто. Этот двигатель работал на газе. В 1885 г. немецкий инженер Готлиб Даймлер построил карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Карбюратор – это устройство, в котором смешивается бензин и воздух, образую горючую смесь. В 1886 г. немецкий конструктор Карл Бенц использует свой четырехтактный двигатель в своем первом автомобиле.
Выступление 3-го ученика. Напомним принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя. Малая масса, компактность, сравнительно высокий КПД (25-30%) обусловили широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, бензопилы. Но у этих двигателей есть недостатки: дорогое высококачественно топливо, довольно сложная конструкция, большая скорость вращения вала двигателя, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу.
Карбюраторный двигатель
Достоинства | Недостатки | Применение |
|
|
|
Выступление 4-го ученика
В 1892 г. немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на двигатель, в цилиндре которого сжимался воздух, а не горючая смесь. Дизельный двигатель работает без карбюратора и свечи. Принцип его работы в том, что топливо выпрыскивается в цилиндр двигателя в конце сжатия и воспламеняется от высокой температуры сжатого воздуха.
Дизельный двигатель
Достоинства | Недостатки | Применение |
|
|
|
Приложение 3
ВЫСТУПЛЕНИЕ ХИМИКОВ
1-й ученик: Автомобили расходуют около половина всей добываемой в мире нефти. Нефть – источник топлива для различных видов двигателя. Она представляющее собой маслянистую жидкость темного цвета со своеобразным запахом, легче воды и в ней практически не растворяется. По химическому составу нефть – это смесь углеродов. Для получения из нефти технически ценных продуктов ее подвергают переработке. Основным процессом переработки нефти является фракционная перегонка – термическое разделение нефти на составные части (фракции). Основные фракции нефти, отбираемые в определенных температурных пределах, представлены в схеме. При перегонке нефти наиболее сильная фракция составляет от 5 до 20%. Поэтому нефть подвергают дальнейшей переработке. Наибольшее значение имеет крекинг. Промышленный крекинг – процесс расщепления более крупных молекул на менее крупные. Выход бензина из нефти за счет крекинга увеличивается на 70%. Риформинг – следующий способ переработки нефти. Это изменение структуры молекул. Таким способом низкокачественные бензиновые фракции превращаются в высококачественные.
2-й ученик: Одной из важнейших характеристик бензина как жидкого горючего является его детонационная стойкость. От качества топлива зависит работа двигателя, его долговечность, скорость передвижение транспортного средства. Дизельное топливо – более тяжелая фракция, называемая в техники соляровым маслом, в быту - соляркой. Качественный бензин содержит много углеводородов разветвленного движения, а также непредельные и ароматические соединения. Именно такой состав допускает значительное сжатие паров бензина с воздухом. Детонационную стойкость топлива можно охарактеризовать октановым числом. Чем оно выше, тем выше стойкость топлива к детонации. Хорошее автомобильное горючее должно иметь октановое число не ниже 80, бензин, получаемый из нефти простой перегонкой, содержит много углеводородов нормального строения, поэтому у него не высокое октановое число (50-60). Такой бензин не пригоден для непосредственного использования в двигателях автомобилей. Бензин с более высоким октановым числом получается при крекинге. Качество бензина (70-80) можно также улучшить с помощью риформинга, который позволяет получать более разветвленные углеводороды. Часто октановое число повышают добавление к бензину антидетонатов, ТЭС и других компонентов. ТЭС (тертаэтилсвинец) ядовит, вызывает тяжелое поражение центральной нервной системы. Бензин, содержащий его, называется этилированным, он не должен попадать на кожу, нельзя вдыхать его пары. Этилированный бензин обычно окрашиваю в красновато-фиолетовый цвет (А-76).
3-й ученик: в связи с тем, что за последнее время в нашем городе увеличилось количество автомобилей. Потребления бензина колеблется по месяцам, зависит от сезона, в частности идет уменьшение с октября по декабрь. Для улучшения экологических и эксплуатационных свойств бензинов уже разработана и поставлена на промышленное производство беззольная высокооктановая добавка, сокращенно БВД. Она характеризуется малой токсичностью, по степени воздействия на организм человека относиться к третьему классу опасности (вещества умеренно опасные). Этиловая жидкость, взамен которой она употребляется, относится к первому классу опасных соединений.
4-й ученик: К 2020 г., по разным оценкам, до 1,5% транспортных средств в мире будет потреблять топливо, в производстве которого вообще не используется нефть. Еще до 30% автотранспорта будет оборудовано гибридными силовыми агрегатами (электродвигатель) или иметь двухтопливную конфигурацию (бензин и газ). Автомобили, использующие в качестве топлива сжиженные газы (пропанобутановые смеси), составят еще 3-5%. Наибольшие перспективы, особенно в нашей стране, имеют те альтернативные виды топлива, исходную основу которых составляет природный газ. В будущем ада запретить использование в качестве топлива этилированный бензин: при его использование в близи дорог накапливается очень много свинца. В целях уменьшения числа аварий на дорогах автомобили лучше оснастить кондиционером или установить дополнительные очистные приборы.
Приложение 4
ВЫСТУПЛЕНИЕ БИОЛОГА
Выступление 1. Воздействие транспортных средств а окружающею среду.
С каждым годом все большее воздействие на природную среду оказывают транспортные средства. Автомобильный транспорт прочно занял первое место как по перевозкам грузов и пассажиров, так и загрязнению окружающей среды вредными выбросами. Сравнительная характеристика основных выбросов различных транспортных средств, источников загрязнения, приведена в таблице №1. Данная таблица показывает, что на долю автомобильного транспорта приходится до 70% вредных выбросов. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. При работе таких моторов в воздух попадает большое количество продуктов неполного сгорания топлива, в том числе и углеводороды, соединения серы и азота, оксиды азота, тяжелые металлы. Все эти вещества опасны для здоровья человека, а также являются причинами образование смогов, кислотных дождей, парникового эффекта и разрушения озонового слоя. При работе автомобильных двигателей потребляется много кислорода. Все автомобили мира сжигают в 4 раза больше кислорода, чем требуется всему человечеству для дыхания.
Выступление 2. Влияние автотранспорта на здоровье человека.
Гиппократ писал: «Если много людей одновременно заболевает одной и той же болезнью, то причину следует искать в том, что является общим для всех людей, и в том, чем они чаще всего пользуются. Значит, речь идет о вдыхаемом воздухе». Сегодня эти слова древнегреческого врача звучат как никогда актуально, особенно для населения урбанизированных территорий. В крупных городах на состоянии здоровья населения оказывает негативное воздействие многочисленные экологические факторы: физические, химические, биологические, социально-экономические. В последние время главную экологическую опасность для здоровья горожан стал представлять автомобильный транспорт, который, помимо выхлопных газов, загрязняет среду различными высокотоксичными компонентами, Эти выбросы опасны еще и тем, что в них содержится сажа, способствующая глубокому проникновению металлов в организм человека. Кроме того, вблизи автодорог воздух, почва и растение загрязнена пылью, состоящей из частиц асфальта, резины и металла. Особенно велика концентрация вредных веществ в приземном (до 1 м) слое воздуха, на уровне выхлопных труб. Поэтому маленькие дети, по сравнение со взрослыми, дышат воздухом в несколько раз более загрязнённым. Жизнь в городах становится опасной для здоровья горожан.
Выступление 3. Воздействие автомобильного транспорта на природную среду.
В целом состояние природной среды в республике не следует расценивать как благоприятное. Транспорт остается одним из основных источников загрязнения воздушного бассейна. В 2015 г. выбросы от автомобильного транспорта составили 143,3 тыс. тонн или 61,4% от общих выбросов в республике. Качество атмосферного воздуха служит одной из причин роста заболеваемости населения некоторыми болезнями. Долгое время среди ученых-медиков бытовало мнение, что основной причиной возникновения рака дыхательных путей и легких является курение; но это не единственная причина. В развитии новообразований не малую роль играют и загрязнители атмосферного воздуха, в частности полициклические ароматические углеводороды и тяжелые металлы, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта.Таким образом, загрязнение воздушного бассейна является фактором риска, увеличивая вероятность ряда заболеваний.
Выступление 4. Природоохранительные мероприятия.
Тревожная экологическая обстановка во многих городах России требует незамедлительных природоохранительных мероприятий. Важнейшим критерием качества окружающей среды служит ее санитарно-гигиеническая комфортность, когда создаются наиболее оптимальные условия для жизни, труда и отдыха людей. Известно, что зеленые насаждения – мощный фактор защиты окружающей среды от вредных примесей, пыли и шума. Поэтому в городах в составе зеленых насаждений должны преобладать высокоэффективные газо- и пылеулавливающие древесно-кустарниковые породы. Известно, что одно среднее дерево восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. С целью снижения неблагоприятного воздействия автотранспорта в области принят Закон «Об охране атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспортных средств» (апрель 1996 г.). От автомобилей сегодня отказываться нельзя, но нужно сделать все для того, чтобы данный транспорт стал менее экологически опасным.
Приложение 5
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА
проектов географов-исследователей, химиков-исследователей, физиков-исследователей, биологов-экологов исследователей
(отдельно для каждой группы)
№ | Что оценивается | Балл (по пятибалльной системе) | Сумма балов |
1. | Содержание информации:
| ||
2. | Информационная наглядность:
| ||
3. | Общий дизайн:
| ||
Всего баллов: | |||
Рейтинговое место: | |||
Экспертная группа:
Даты проведения: |
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА ФИЗИКОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
№ | Что оценивается | Балл(по пятибалльной системе) | Сумма балов |
1. | Содержание информации:
актуальность | ||
2. | Информационная наглядность:
анимация | ||
3. | Общий дизайн:
графики, карты | ||
Всего баллов: | |||
Рейтинговое место: | |||
Экспертная группа:
Дата проведения: |
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА ХИМИКОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
№ | Что оценивается | Балл(по пятибалльной системе) | Сумма балов |
1. |
| ||
2. |
| ||
3. |
| ||
Всего баллов: | |||
Рейтинговое место: | |||
Экспертная группа:
Дата проведения: |
РЕЙТИНОГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА БИОЛОГОВ-ЭКОЛОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
№ | Что оценивается | Балл(по пятибалльной системе) | Сумма балов |
1. |
| ||
| |||
| |||
Всего баллов: | |||
Рейтинговое место: | |||
Экспертная группа:
Дата проведения: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии "Транспорт мира"
Урок по географии в 10 классе. Учебник Максаковского В.П. "География. Экономическая и социальная география"....
Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"
12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...
Интегрированный урок "Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду»
Интегрированный урок по теме « Влияние транспорта на окружающую среду» позволяет раскрыть социально-экологические проблемы на примере улицы Хиросимы, в районе которой располагается МОУ СОШ №6, учит пр...
Интегрированный урок по теме "Экологические проблемы в современном мире".
Тема урока "Экологические проблемы" - очень актуальная. Урок английского языка интегрирован с химией и информатикой....
Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"
Это обобщающий урок., где систематизируются и расширяются знания учащихся по строению и применеию углеродов в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...
Презентация по географии 10 класс (В.П.Максаковский) на тему "Транспорт мира"
Презентация для изучения нового материала по теме "Транспорт мира"...
Интегрированный урок по теме "В мире книг"
Урок английского и немецкого языка....