Проект вода
проект по естествознанию

Головлева Анна Сергеевна

Среди задач своей деятельности педагог Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества видит не только удовлетворение потребности детей в социально-педагогической направленности, но и гражданско-экологическом воспитании. Журналисты несут особую ответственность за формирование общественного мнения, ведь пресса отражает те городские процессы, которые волнуют горожан и помогает ориентироваться в бурном потоке информации, создает в представлении жителей образ города как единое материально-духовное пространство, и поэтому так важно видеть в городе не только те негативные последствия и события, которые происходят, но и отмечать положительные и поднимать важные экологические вопросы. Город Тольятти стоит на великой реке Волга. Каждый сам выбирает как жить, но среду обитания и экологическую обстановку выбранной территории в одиночку вы изменить не сможете. Содержание проекта рассчитано на обучающихся по программе «Школа молодого журналиста» и на всех, кому не безразлично экологическое состояние города Тольятти (родители, педагоги, социальные партнеры). В зависимости от материала и интересов обучающихся, учитывая их психолого-возрастные особенности, в проект могут быть внесены изменения, сокращен или увеличен материал, включены новые темы.

Экологические проблемы сейчас выходят на первый план и молодое, подрастающее поколение знает, задумывается только об загрязнении окружающей среды, но существует еще и загрязнение воды, а вода – это наша с вами жизнь. Человек может не есть очень долго, но без воды он не проживет и трех дней.

Актуальность проекта  «Вода – это жизнь»  обусловлен тем, что вопрос экологической безопасности стоит довольно остро в последнее время, учитывая особенности нашего города: Тольятти стоит на реке Волге и электроэнергией снабжает город Волжская ГЭС имени Ленина. Данная ГЭС входит в Волжско-Камский каскад ГЭС и является второй по мощности гидроэлектростанций в Европе. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада. Расположение предприятий не может не сказываться на экологии города: промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_golovleva_voda.docx89.91 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯЛоготип ДДЮТ2223.jpg

       ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ  Г. О. ТОЛЬЯТТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ  ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ТОЛЬЯТТИ

445051, Самарская  область, г. Тольятти, пр-т  Ст. Разина, 99  телефон (8482) 34 -50 -90, 34 -51-31, факс 34-33-89, e-mail: ddut@edu.tgl.ru

ИНН 6320005087    ОКПО 11037414    ОКВЭД 80.10.3  ОГРН  1036301004002

Проект

«Вода – это жизнь»

Авторы:

Головлева Анна Сергеевна, педагог

Широглазова Галина Васильевна, методист

МБОУДО «ДДЮТ»

г. Тольятти

2020 г.

                                         Содержание проекта

Паспорт проекта

Пояснительная записка

- Проблемы, актуальность

- Цель и задачи

- Практическая значимость

-Новизна

Деятельность по проекту

- Этапы

- План реализации проекта

 - Особенности деятельности по проекту в 2020 году

- Развитие деятельности по проекту в 2020- 2021 году

Необходимые ресурсы

Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта    

Ожидаемые результаты

 Выводы по проекту

 Литература

Паспорт проекта  

 

 Название проекта:  «Вода – это жизнь»

 Руководитель проекта:  Головлева А.С.

 Образовательная дополнительная программа, в рамках которой проводится работа по проекту: «Школа молодого журналиста»;

 Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-18 лет;

 Тип проекта по масштабу применения: групповой;

 Тип проекта по продолжительности выполнения: долгосрочный;

 Тип проекта по характеру деятельности: творческий с элементами исследования;

Участники проекта: педагоги, методисты, воспитанники, родители;

 Целевая аудитория: 

-дети и родители МОУДОД «ДДЮТ» г.о.Тольятти

Сроки осуществления проекта:    01.11.2020 г. -  05.2020 г.

  Место проведения:

- г. Тольятти, МОУДО «ДДЮТ»;

  Мотивационный компонент: использование творческой составляющей деятельности педагога и детей  - совместных экскурсий и написания творческих работ для создания журнала SMItana «Вода – это жизнь» –  для расширения познавательного уровня  детей  и пробуждения   взаимного интереса к реке Волга и ресурсам воды.  

Пояснительная записка

         Среди задач своей деятельности педагог Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества видит не только удовлетворение потребности детей в социально-педагогической направленности, но и гражданско-экологическом воспитании. Журналисты несут особую ответственность за формирование общественного мнения, ведь пресса отражает те городские процессы, которые волнуют горожан и помогает ориентироваться в бурном потоке информации, создает в представлении жителей образ города как единое материально-духовное пространство, и поэтому так важно видеть в городе не только те негативные последствия и события, которые происходят, но и отмечать положительные и поднимать важные экологические вопросы. Город Тольятти стоит на великой реке Волга. Каждый сам выбирает как жить, но среду обитания и экологическую обстановку выбранной территории в одиночку вы изменить не сможете. Содержание проекта рассчитано на обучающихся по программе «Школа молодого журналиста» и на всех, кому не безразлично экологическое состояние города Тольятти (родители, педагоги, социальные партнеры). В зависимости от материала и интересов обучающихся, учитывая их психолого-возрастные особенности, в проект могут быть внесены изменения, сокращен или увеличен материал, включены новые темы.

Экологические проблемы сейчас выходят на первый план и молодое, подрастающее поколение знает, задумывается только об загрязнении окружающей среды, но существует еще и загрязнение воды, а вода – это наша с вами жизнь. Человек может не есть очень долго, но без воды он не проживет и трех дней.

Актуальность проекта  «Вода – это жизнь»  обусловлен тем, что вопрос экологической безопасности стоит довольно остро в последнее время, учитывая особенности нашего города: Тольятти стоит на реке Волге и электроэнергией снабжает город Волжская ГЭС имени Ленина. Данная ГЭС входит в Волжско-Камский каскад ГЭС и является второй по мощности гидроэлектростанций в Европе. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада. Расположение предприятий не может не сказываться на экологии города: промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки.

Таким образом, целью проекта является  экологическое воспитание, через знакомство с «жизнью» воды на разных этапах ее использования.

 Задачи: 

познакомить с особенностями экологической журналистики;  развивать способности  к самовыражению в разных «экологических» жанрах (репортаж, интервью, статья, новость) и интеллектуальных навыков в проведение самостоятельных работ;

- познакомить с особенностями экологии г.о. Тольятти; развивать интересы обучающихся к деятельности по изучению природы;

- воспитывать у молодого поколения бережного отношения к уникальной природе родного края;  

- активизировать деятельность учеников, направленную на решение вопросов экологического и нравственного воспитания.

Новизной данного проекта является:

  1. Создание конкретного продукта – журнала SMItana «Вода – это жизнь».
  2. Актуализация  в социуме вопроса о проблемах загрязнения воды.
  3. Установление сотрудничества между образовательным учреждением (молодыми журналистами) и учреждениями города, которые занимаются очисткой и переработкой и исследованием Волги.

Деятельность по проекту

Этапы работы над проектом:

Первый этап (подготовительный): теоретическое осмысление, обоснование проблемы и актуальности, исследование проблемы в педагогическом  коллективе;

Второй  этап (основной) - практическая организация  и внедрение проекта;

Третий этап (заключительный) -   анализ и обобщение результатов внедрения проекта;

                                                  План реализации проекта:

 

Этап.  Мероприятие

 Содержание

Участники

Дата

Подготовительный этап.

Поисковая деятельность

 Изучение особенностей экологической журналистики.

Знакомство с проблемами загрязнения воды

Педагоги

Методисты

 «Круглый стол»

 Разработка плана реализации проекта

Методисты

Педагоги

  Родительское собрание

(дистанционный контакт)

 Ознакомление с планом проекта

Педагоги

 Основной этап

 Включение детей в исследовательскую деятельность

Педагоги

Родители

Дети

Экскурсия на научно-исследовательский институт экологии Волжского бассейна РАН.

Педагоги

Дети

Экскурсия на водозаборы каждого из районов (Автозаводский берет воду из Волги, Центральный - из подземных источников)

Педагоги

Дети

Экскурсия на ГЭС

Педагоги

Дети

Издательская деятельность

Выпуск журнала SMItana «Вода – это жизнь»

Педагоги, методисты

Размещение «продукта» на в группе «Школа молодого журналиста»

Педагоги

Заключительный этап

Подведение итогов.

Анализ результатов.

Выводы и перспективы дальнейшего воспроизведения проекта.

Педагоги, методисты

Особенности деятельности по проекту в 2019 году

На первом этапе педагоги, используя ресурсы интернета глубже знакомятся с особенностями  и историей реки Волга. Планируют и договариваются об экскурсиях, ставят в известность родителей и приглашают их присоединиться. Смотрят экологический фильм «Волга (документальная ода)», «Россия от края до края. Волга»

Второй этап – Воспитанники вместе с педагогом и родителями посещают различные объекты, где своими глазами смогут проверить и увидеть все данные, которые нашли в интернете, смогут задать вопросы специалистам, сделать фото и видео репортаж. По итогам написать тексты и сделать выпуск.

В рамках проекта необходимы следующие ресурсы:

Этап

Вид работ

Ресурсы

Подготовительный

  • Сбор информации по данной проблеме.
  • Изучение и анализ материалов, теоретическое осмысление проблемы, разработка и определение задач.
  • Разработка плана деятельности по проекту.

СМИ, интернет, компьютер, медиа- материалы, канцтовары

Основной

  • Проведение мероприятий по плану проекта
  • Верстка номера SMItana

Компьютер, интернет,  медиа- материалы, канцтовары

Заключительный

 

  • Подведение итогов
  • Анализ результатов

 

Компьютер,  интернет, канцтовары

Прогнозируемые риски предстоящего внедрения проекта и методы их коррекции:  

1.Невозможность реализации экскурсий.  Коррекция: Приглашение экспертов на мастер-класс в ДДЮТ.

Ожидаемые результаты

В ходе деятельности по проекту воспитанники Школы молодого журналиста познакомятся с неизвестными для них раннее особенностями реки Волги, смогут увидеть как вода живет в природе, как вода попадает к нам в дом, как вода перерабатывается в энергию, которая так необходима нам в городах.

Выводы по проекту

 Таким образом, данный проект   должен быть осуществлён, так как его средствами решается важнейшая задача – экологическое воспитание и ответственное отношение к воде как к ресурсу необходимому для жизни.

Реализация данного проекта поможет укрепить и обогатить детско-родительские отношения  и взаимоотношения  с педагогами через опыт совместной творческой деятельности и экскурсий.

Использованная литература:

  1. Шидловская, А. Зачем гадят в Волгу?: Костромские реки и водоёмы переполнены нечистотами / А. Шидловская // АИФ Кострома. – 2015 – 25 нояб. – 1 дек. (№48). – С. 2
  2. Золотов, Е. Волга превратилась в горе-море? / Е. Золотов // Народная газета. – 2014. – 20 авг. (№ 34). – С. 5 (О снижении уровня воды в Волге)
  3. Костров, А. Время малой воды / А. Костров, А. Нежданов // Северная правда. – 2014. - № 61 (30 июля). – С. 29
  4. Черниго, А. 20 мая – день реки Волги / А. Черниго // Народная газета. – 2013. – 15 мая (№ 20). – С. 4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Вода-источник жизни.Бережное отношение к воде".

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответстве...

Статья "Метапредметный проект "Вода в нашей жизни"

Материал опубликован в краевом издании "ЭГБО: экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края" №3, 2013, стр. 12-14....

Проект "Вода вокруг нас" для детей средней группы с ОВЗ.

Проект "Вода вокруг нас" предусматривает работу в средней группе детского сада, с учетом сформированности познавательных процессов данного возраста. Данный проект формирует экологическую грамотн...

Социально-экологический проект "Вода - источник жизни"

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пон...

Проект "Вода - наша жизнь".

Проектная деятельность на уроках окружающего мира и внеклассных занятиях. Проект "Вода  - наша жизнь"....

Исследовательский проект "Водичка. водичка"

Исследовательский проект в первой младщей группе.  Одной из задач, которую нужно решить при ознакомлении ребенка с окружающим миром, является ознакомление детей  со свойствами воды. Детям оч...