Развивающее занятие в начальной школе "Кислотность среды раствора"
методическая разработка по естествознанию

Захарова Зоя Геннадьевна

В статье описывается занятие учителя химии с учащимися начальной школы по теме "Кислотность среды раствора" с применением лабораторного оборудования и датчика рН ООО "Научные развлечения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola_kislotnost_sredy.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

    Развивающее занятие в начальной школе по теме:

               «Кислотность среды растворов».

Необходимое оборудование, материалы, реактивы:

  1. Датчик рН с ноутбуком (ООО «Научные развлечения»).
  2. Лимоны, мыло, уксусная кислота (70%), сода пищевая, моющее средство – жироудалитель (шуманит).
  3. Стаканы с водой, раствор фенолфталеина, полоски индикаторной бумаги – на парты. Растворы HCl и NaOH – на демонстрационном столе.

Цель занятия: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи:

 1. формирование устойчивой мотивации к познавательной и творческой деятельности;

2. овладение учениками приемами исследовательской деятельности с применением лабораторного оборудования;

3. формирование целостной картины мира в процессе исследовательской деятельности.

Добрый день, вы находитесь в кабинете физики и химии. Меня зовут – Зоя Геннадьевна. Я – учитель химии.

Химия – это одна из наук о природе. Химия изучает вещества, их свойства. Веществ бесконечное множество, из них состоят все живые организмы и неживые предметы.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими химическими веществами, как кислота и щелочь.

  • У вас на столах есть кусочки лимона. Какой он на вкус? (кислый) Этот вкус придает лимону лимонная кислота. Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (нет, это опасно, кислота может оставить ожог на коже)
  • Кто знает, какую кислоту мы можем увидеть дома на кухне? (уксус)
  • Может, кто-то знает, какая кислота и где содержится в нашем организме? (в желудке соляная кислота способствует перевариванию пищи)
  • У вас есть стаканчики с водой и кусочки мыла. Намочите пальцы водой и проведите ими по мылу. Что ощущаете? (скользкие, мылкие) Это вы ощутили наличие щелочи в мыле.

Кислота и щелочь – это две противоположные агрессивные среды. Кислота может оставить ожоги на коже, прожечь дырку на одежде. Щелочь расщепляет жиры (удаляет жирные пятна с посуды, одежды…), может вызвать раздражение на коже.

Как же нам определить, что у нас в пробирке – кислота или щелочь? Для этого существуют специальные вещества – индикаторы. Они меняют свой цвет в зависимости от среды, в которую попали. Например, бесцветный индикатор фенолфталеин становится малиновым в щелочах.

  • Демонстрация: щелочь + фенолфталеин (что видим, о чем это говорит?); + кислота (почему исчезла окраска?). Потому, что теперь в пробирке уже нет щелочи, кислота ее нейтрализовала. Реакция нейтрализации – это процесс взаимодействия кислоты и щелочи, в результате которого образуется нейтральная среда – вода.
  • У вас на столах есть полоски универсальной индикаторной бумаги. Опустите одну полоску в стакан с водой. Цвет практически не изменился, в нейтральной среде она желтая. Приложите полоску индикаторной бумаги к лимону (в разрезе). Цвет стал розовым. Так бумага показывает нам, что в соке лимона есть кислота.
  • Растворите в стакане с водой ложку соды. Опустите в стакан полоску универсальной индикаторной бумаги. Она окрасилась в синий цвет, это говорит о наличии щелочи в растворе. Капните в раствор фенолфталеин, он окрасится в малиновый цвет. Выжмите в раствор соды лимон. Что наблюдаете? Почему исчезла окраска? Как называется такой процесс?

  • Дома мы часто используем опасные химические вещества, являющиеся кислотами и щелочами.

Демонстрация: жироудалитель распылить в стакан с небольшим количеством воды, добавить фенолфталеин (что наблюдаем?), затем нейтрализовать уксусом.                                                                  

Кислотность среды растворов принято выражать через концентрацию ионов водорода, так называемый водородный показатель рН. В нейтральной среде рН = 7, в кислотной среде меньше 7, в щелочной – больше 7.  В нашей школе есть датчик рН, с помощью которого можно измерить кислотность разных растворов.

  • Демонстрация: погружаем датчик рН в воду, раствор щелочи, раствор соляной кислоты, в мякоть лимона. Фиксируем показания прибора.

Наше сегодняшнее занятие подходит к концу.

Давайте повторим то, что узнали на сегодняшнем занятии.

  1. Что изучает наука химия?
  2. Какие три вида кислотности среды растворов бывают?
  3. Как называются вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от кислотности среды?
  4. Чему равно значение рН в нейтральной среде, в кислой, в щелочной?
  5. Как называется реакция кислоты со щелочью?

Эти знания вам пригодятся не только на уроках химии, но и в повседневной жизни.

Предлагаю вам взять несколько кусочков индикаторной бумаги, чтобы дома исследовать кислотность разных растворов. 

 Спасибо за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...

Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).

Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).   Основная цельданной работы: формирование ребенка как личности, реализация  имеющегося потен...

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

конспект комплексно-развивающего занятия с элементами викторины для начальной школы

Занятие в рамках Дня птиц   "Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя"...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с обучающимися в начальных классах «Путешествие в страну «Знаний»

коррекционно-развивающее занятие, направленно на развитие у обучающихся в начальных классах познавательных способностей и формирование положительного психоэмоционального благополучия....

Открытое коррекционно-развивающее занятие в рамках речевой конференции по обмену опытом среди специалистов

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Путешествие в сказку»в рамках речевой конференции...

Рабочая программа корреционно-развивающих занятий педагога-психолога.Уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс

Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сю...