5 мин
| Для выхода на тему урока (на слайде картинки растений, питание животных и человека) Мозговой штурм - Для чего мы питаемся?
- Одинаково ли питаются растения и животные? Почему разный тип питания?
ФО:- наблюдение с комментариями учителя - оценивание по дескрипторам - обратная связь учителя Определение целей и критериев урока
|
Отвечают на вопросы высказывают идеи
Дескрипторы Обучающийся | - Дают объяснение для чего мы питаемся
- Размышляют, одинаково ли питаются растения и животные
- Высказывают свое мнение, почему разный тип питания
|
Выходят на тему урока и формулируют цель |
15 мин
| Обьяснительная беседа с демонстрацией презентации и видео «Паразитческие растения» Питание – это процесс получения энергии из окружающей среды. Одноклеточные организмы и паразитические черви поглощают пищу всей поверхностью тела, позвоночные животные имеют специальные органы пищеварения, а растения сами образуют органические вещества на свету. По способу питания организмы делятся на автотрофов и гетеротрофов. Автотрофы – это организмы, которые сами образуют органические вещества (сахар) за счет солнечной энергии. К автотрофам относятся растения и некоторые бактерии. Растения под воздействием солнечных лучей в хлоропластах образуют глюкозу за счет поглощенных углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород. Растения являются фототрофами, так как используют лучи света или фотоны. Некоторые бактерии являются хемотрофами, так они получают питательные вещества за счет разрушения химических связей неорганических веществ. Например, железобактерии в присутствии кислорода разрушают молекулы железа в природе, серобактерии разрушают сероводород, а нитрифицирующие бактерии разрушают аммиак гниющих листьев в лесу. Гетеротрофные организмы потребляют готовые органические вещества и получают энергию за счет их расщепления в организме, например, когда в организм поступает крахмал, он разрушается на множество молекул глюкозы. При разрыве химических связей между молекулами глюкозы выделяется энергия. Гетеротрофные организмы делятся на сапрофитов и паразитов. Сапрофиты живут за счет питания органическими веществами мертвых тел (белками, жирами, углеводами, которые есть в мясе, сорванных фруктах и собранных с огорода овощах) или выделений (молоко, моча, кал, слезы) живых организмов. К сапрофитам относятся бактерии, грибы, животные. К паразитам относятся грибы-паразиты (гриб-трутовик), черви (аскарида), некоторые насекомые (вши). Среди живых организмов имеются те, которые могут питаться автотрофным и гетеротрофным способами. Такой смешанный тип питания называется миксотрофный, от слова «микс», например, эвглена зеленая на свету образует органические вещества, как все растения, а в темноте ведет себя, как хищник, охотясь на микроорганизмы. Также к миксотрофным организмам относятся хищные растения, например, мухоловка, которая ловит насекомых и переваривает их.
- обратная связь учителя
|
Учащиеся пишут в тетрадях определения таких терминов как «автотрофы», «гетеротрофы», «паразиты». Приводят примеры. ФО:- наблюдение с комментариями учителя - оценивание по дескрипторам Дескрипторы Обучающийся | - Пишут в тетрадях правильное определение термина «автотрофы»
- Пишут в тетрадях правильное определение термина «гетеротрофы»
- Пишут в тетрадях правильное определение термина «паразиты»
- Приводят примеры автотрофов, гетеротрофов, паразитов
|
|
3 мин | Рефлексия Обратная связь по методу. «5 пальцев » М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили? Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг? С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Улучшились ли мои взаимоотношения? Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?
|
Демонстрируют пальцы на руке и отвечают на вопросы, делают выводы по итогам урока.
|
Все учащиеся: могут дать определение процессу питания Большинство учащихся: отличают типы питания растений и животных Некоторые учащиеся: объясняют отличия типов питания | Способности учащихся будут постоянно оцениваться через вопросы и актуализацию знаний в начале, во время работы по планированию и предварительным результатам исследования, представлению описаний и выводов в конце урока | Соблюдение техники безопасности при работе с компьютерной техникой |