Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках, дополнительных занятиях и во внеурочной деятельности
статья по естествознанию (9 класс)
Статья, посвященная работе с учениками 8-10 классов в группе психологического тренинга. Об использовании арт-трапии (мандалы руками подростков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mandala_moy_tekstmicrosoft_word.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель: Коррекция психоэмоционального состояния подростков.
Задачи:
- Реализация творческого продукта
- Осознание уникальности собственного Я
Актуальность: Необходимость развития рефлексии и повышения самооценки подростка для стабилизации психоэмоционального состояния и реализации в процессе обучения.
Социализация – в тренинге – занятия на коммуникативность, осознание себя, в том числе как члена группы.
Самоопределение через рефлексию, обратную связь. Тестирование и задачи на креативность, позволяют выявить трудности подростков.
В течение более 5 лет на базе ГБОУ СОШ № 461 Колпино проводятся тренинги для подростков.
Одним из аспектов тренинга является решение задач самоопределения, гармонизации внутреннего состояния и определение своего вклада в общее дело через творчество путем создания мандал.
Мы делаем индивидуальные и совместные мандалы.
Джулиана Вильсон сказала: «Чтобы краски жизни заиграли, надо стряхнуть осевшую на душу пыль». Это высказывание очень точно соотносится с процессом рисования мандалы. Очищение через творение помогает перенести на бумагу душевную «пыль», избавиться от груза проблем, тревог и страхов – очистить сосуд души.
Мандалотерапия – это диагностика и психотерапевтическое использование циркулярных круглых изображений, создаваемых в произвольном творческом процессе или по определённой инструкции терапевта. Представляет собой метод арт-терапии («лечения творчеством»).
Изначально мандалы фигурировали в буддизме и индуизме. Само слово «мандала» (mandala) в переводе с санскрита означает «круг». Круглое сакральное изображение представляло собой «мир богов». Подобные центрические символы Вселенной использовались для медитаций, оформления и защиты сакральных сооружений, храмов и жилищ. Зарождение метода На мандалы обратил внимание психолог Карл Густав Юнг. Психотерапевт применял круглые изображения в процессе изучения бессознательного. Юнг воспринимал мандалу как универсальный психический образ, символ самости или глубинной сути человеческой души. Современная психология трактует круглый символ как отражение внутреннего мира, чувственной и ментальной стороны личности. В безопасную центрическую форму заключены мысли и чувства человека, который создавал изображение или амулет. Мандала – это связующее звено, между сознательным и бессознательным проявлениями, «ниточка», соединяющая внешнее и внутреннее. Целостный и завершённый символ позволяет выявить дисгармонию мягкими методами, сбалансировать состояние и проявления. Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я».
Суть и особенности метода.
Существует три формата мандалотерапии: активная – пациент самостоятельно создаёт мандалу из имеющихся материалов или заполняет изображением (цветом) пустой круг на бумаге; пассивная – клиент получает готовое центрическое изображение или конструкцию для терапии; смешанного типа – человек выбирает готовый шаблон и раскрашивает мандалу.
Тематическая работа: перед созданием мандалы клиент получает конкретную установку – о чём будет мандала, какой теме или проблеме посвятить созидательный процесс. Метод действенен благодаря следующим эффектам: эффект зеркала – мандала отражает внутреннее состояние клиента; эффект структурных компонентов – круг символизирует духовное проявление, квадрат – материальную реальность, а точка в центре – это «точка сборки», эго, квинтэссенция смысла и важности; эффект смысла – с помощью мандалы можно обратиться к любой теме по запросу; эффект взаимодействия с творческими инструментами – особое свойство арт-терапевтических методов.
Где применяется мандалотерапия? Инструмент применяется психологами и арт-терапевтами при индивидуальной работе с клиентами. Мандала поможет разобраться с детско-родительскими сценариями, решить проблемы, возникающие у семейной пары. Направления для использования метода мандалотерапии: терапия нарушений самооценки; депрессивные состояния; приведение человека к внутреннему балансу; проработка страхов; работа с агрессией и гневом; устранение раздражительности; возвращение радостного отношения к жизни, светлого взгляда на мир. Детская психотерапия с помощью мандал помогает решить следующие проблемы: помощь в выражении чувств и эмоций; выравнивание эмоционального состояния; развитие навыков саморегуляции; снятие напряжения; повышение концентрации внимания; развитие творческих способностей; развитие умения самовыражаться.
В этом году мы занялись проектом, в котором создаем мандалы из различных материалов.
Т. о. дети имеют возможность самовыражаться и создавая прекрасное, гармонизировать себя.
Создание мандалы это творческий процесс, а творчество обладает целительной силой!
Регулярная работа с мандалами приведёт к тому, что вы будете находиться в гармонии с окружающим миром. Концентрация на процессе рисования мандальных узоров позволяет сосредоточиться и создаёт почву для разрешения внутренних конфликтов. Вследствие этого состояние человека значительно изменяется.
Важно не просто нарисовать мандалу и забыть о ней. Повесьте готовое изображение на видное место, чтобы почаще смотреть на него. Изучайте свой рисунок, вспоминая, о чём вы думали в тот или иной этап его создания. Это закрепит благоприятный результат работы.
Если у вас нет склонностей к рисованию, но вы хотите испытать чудодейственное влияние мандалы на себе, есть множество способов, не подразумевающих использование карандаша и бумаги. Так вы можете создавать прекрасные мандалы-мозаики, коллажи и скульптуры из природных материалов (камней, шишек, семян и т.д.), лепить узоры из полимерной глины… Прелесть этого искусства в том, что оно охватывает все сферы природного проявления, как в духовном, так и в физическом смысле.
Результаты:
- Многие участники проекта стали использовать мандалы раскраски как возможность выплеснуть и проанализировать эмоции.
- Наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния участников тренинга.
- Подростки овладели навыками саморегуляции через арт-техники и дыхательные техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нарисуй своё имя"-АРТ-терапевтические техники на уроках ИЗО
Комментарии, иллюстрации, рекомендации для проведения занятий с применением АРТ-терапевтических приёммов и техник на уроках ИЗО....
Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.
Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Волшебная петелька» для детей 10 -14 лет на 1 год обучения
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности учащихся направленных на формирование нравственных ор...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
Развитие творческих возможностей детей и подростков через дополнительное образование
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, сти...
Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"
В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...